Дороги войны. В ответ на жест врага Иван стрелял очередью

Полковник милиции  в отставке Иван Харьчин - гордость поселка Мироновский.

В ожесточенном бою против фашистских захватчиков в феврале 1945 года при подходе к немецкому городу Тильзиту сержанту Харьчину и еще ста бойцам было поручено отстоять высоту. Об этом и других фронтовых эпизодах рассказал сам ветеран.

- Если честно, то думал, что не выживу. Тогда такое творилось вокруг! Земля горела, а эсэсовцы шли волна за волной, вдрызг пьяные. Нас выручили танкисты... После сражения мы недосчитались 30 человек. 65 раненых, в том числе и я, оглохший от взрывов. Вот почему так бережно храню орден Славы III степени, который мне вручили в госпитале. Что касается той высотки, то отстояли ее. Такой ценой! До Победы оставалось чуть более двух месяцев. Но так хотелось вернуться домой живым, - рассказал Иван Михайлович, с трудом сдерживая слезы, жена которого, кстати, тоже ветеран Великой Отечественной.

- Весной 46-го я отгулял с Таней свадьбу, - поделился он. - По такому поводу собрался весь наш авиаполк. Было скромно, зато пели и танцевали под аккордеон.

- Иван Михайлович, вы были механиком по вооружению, но одно время заменяли бортового стрелка самолета ТУ-2? - поинтересовался я.

- С лета 43-го, после прохождения курса молодого бойца и принятия присяги, меня зачислили в 35-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков, назначили на должность механика по вооружению. Операции бортстрелка и стрелка-радиста я знал как свои пять пальцев. ТУ-2 - это мощная машина с крейсерской скоростью 600 км/ч, при пикировании и того больше.

Вызывает меня однажды командир полка и говорит: «Парень ты шустрый, сообразительный. Словом, Иван, вчера погиб бортстрелок Николай Ремезов, ты его знал... Замены нет. Сможешь ли ты в добровольном порядке?..»

Без колебаний дал согласие. На моем счету пять вылетов. Немецких летчиков видел вблизи, запомнил их лица. Показывает мне противник пальцем вниз, мол, туда сейчас отправлю. А я в ответ - пулеметную очередь. Да и наши истребители в обиду не давали. Я, наверное, в рубашке родился. Хвост самолета в дырках, а на мне ни царапины, ни синяков.

После войны в звании сержанта Иван Харьчин вернулся в Шахтерск. Затем переехал с семьей в поселок Мироновский. Служил в транспортной милиции, занимал хлопотливую должность замполита в линейном отделе станции Дебальцево.


Дмитрий Ильенко. Фото автора.
Читайте также: