Летняя подработка закончилась рабством
Газеты объявлений и многочисленные сайты, посвященные трудоустройству, пестрят заманчивыми предложениями о легком и крупном заработке в курортных странах. И если при их прочтении инстинкт самосохранения срабатывает на «отлично» (уж больно много печальных историй об эксплуатации украинок в далеком чужеземье), то ездить в страны СНГ наши соотечественники зачастую не боятся.
Подруга подкинула проблем
Весной прошлого года Ирина продала свою квартиру, а вырученные средства - десять тысяч долларов - отдала на сохранение подруге, которая через некоторое время исчезла. Попытки заработать в родном Мариуполе успехом не увенчались. Вот она и согласилась на предложение знакомого заработать на Кавказе. За вязку веников и работу на стройке там предлагали от пяти тысяч гривен в месяц, проживание и проезд контора оплачивала.
В июне ее, еще двух женщин и нескольких мужчин из разных городов Украины увезли на частном автобусе в Россию.
- Границу прошли легко. У нас только проверили паспорта, - вспоминает Ирина. - Когда мы добрались до города Карачаевска, всех поселили в одном доме. Вскоре мои попутчицы уехали на стройку. Я же в первый день приболела из-за смены климата. Никогда не думала, что со мною такое произойдет. Ко мне в комнату зашел один из мужчин, с которыми я ехала из Мариуполя. Он был главным среди нас, так сказать, управляющим. Ахмет набросился на меня и изнасиловал. Потом предложил и остальным заробитчанам развлечься, они не отказались…».
После того, как насильники покинули комнату, Ирина бросилась прочь из дома. Удалось добежать до отделения милиции, где женщине помогли оформить заявление.
- С этого момента я жила под «прикрытием» правоохранителей. Ахмета арестовали, меня направили работать на мебельную фабрику, так как я оставалась без документов, и мне сказали отработать какие-то долги. Трудилась в жутких условиях. Платили по 50 рублей за одну изготовленную деталь, хватало только на еду. Но через месяц, еще до судебного заседания, меня снова отправили в тот дом, - делится женщина. - Там мне пригрозили физической расправой, мол, если не заберешь заявление, домой никогда не вернешься. Я испугалась. Мне наняли адвоката, чтобы уладить это дело. Пришлось сказать, что изнасилование я придумала, чтобы деньги вымогать».
«Кричала, что всех убью»
- С первого же дня после возвращения ко мне начали подсылать мужчин, - продолжает она. - Выглядело всё невинно: в комнату заходил якобы мой будущий коллега по работе - обсудить нюансы строительного промысла. Этой темы разговора, правда, хватало всего на несколько минут - плавно она переключалась на интимную. Когда он видел, что мне это, мягко сказать, неинтересно, в ход шли руки. Такие «коллеги» приходили ежедневно. Пару раз я даже за нож хваталась - всё равно уже было, что дальше. Кричала, что всех убью. Такой подход остужал одного клиента, но приходил следующий. К концу первой недели я уже слабо понимала, что со мной происходит, не хватало сил думать о чем-то, я была сломлена.
Через несколько недель Ирине удалось бежать.
- Это было ночью. Дверь оказалась открытой, все спали. Я быстро собрала какие-то вещи и вышла из дома, дальше бежала без оглядки. Опомнилась, когда добралась до соседнего города и села в автобус. Думала, всё - я на свободе, приближаюсь к родине, - вспоминает Ирина.
Добиралась до Таганрога беглянка около пяти дней - много пешком, периодически попадались добрые люди, которые подвозили. Однако попасть в Новоазовский район Донецкой области просто так не удалось.
- Пограничники сказали, что пройти я не смогу - нет документов. Решить проблему предложили за две тысячи долларов. Я сказала, что у меня таких денег нет, на что получила ответ: «возвращайся обратно и заработай!». Для себя дороги обратно я не видела, боялась, что меня снова могут вернуть в тот дом, - волнуясь, говорит она.
Свой побег через границу Ирина совершила ночью. Без труда полями вышла на трассу, но тут сразу была задержана украинскими пограничниками. «Четыре дня мне пришлось просидеть в камере, пока защитники границ устанавливали мою личность. После суда меня отпустили. Пешком шла из Новоазовска в Мариуполь. Я вернулась в родной город», - уже с нотками радости в голосе рассказывает о своем спасении женщина.
Новая жизнь
Недавно Ирина закончила проходить программу реабилитации, которую проводил центр для детей, семьи и молодежи.
- Когда я вернулась, обратилась в этот центр, меня отправили на реабилитацию в Донецк. Там же помогли одеждой, медикаментами, деньгами. Поспособствовали в получении комнаты в общежитии в Мариуполе, устроиться на работу в «Азовмаш». А главное - восстановили мое душевное равновесие. По возвращении я ходила по улицам, и казалось, что за мной следят. Особенно страшно было в толпе. Постоянно всплывали сцены пережитого. Но искать тех людей, которые косвенно поспособствовали моим мучениям в России - подругу, укравшую деньги, и знакомого, посоветовавшего работу, - не стала. В милицию тоже не обращалась. Не хочу ехать на судебные заседания в Карачаевск, - переживает женщина. - Я дома, успокоилась. Мне не нужны больше экстремальные ситуации. Сегодня я не думаю, где мне ночевать и что буду есть».
Пережить сложную ситуацию, по словам Ирины, ей помогала любовь. Дома остался дорогой человек.
- К сожалению, он не понял меня, когда я вернулась, не поддержал. Не из-за пережитой ситуации, но позже мы всё-таки расстались, - говорит Ирина и снова настраивается на позитивный лад. - Сегодня в моей жизни есть мужчина, который ценит меня и заботится о нашем будущем. Для меня это очень важно, ведь я жду ребенка. В коллективе меня тоже ценят.
Что касается работы, то Ира строит амбициозные планы - подняться по карьерной лестнице и получить для этого техническое образование (первая профессия женщины - медсестра). Говорит, что сейчас, в 30 лет, у нее начинается новая жизнь:
- Я отношусь сегодня к той ситуации как к испытанию на прочность, которое смогла выдержать. Я полностью не сломалась, не опустилась на дно. Но теперь уж точно никогда не поверю в сказку о райской жизни и легком заработке.
Комментарий «Донбассу»
Сомнительную фирму можно проверить
Заместитель начальника Управления по борьбе с торговлей людьми ГУМВД Украины в Донецкой области Андрей Небытов:
- Проблема торговли людьми, к сожалению, актуальна для постсоветских стран. Конфигурация совершения этих преступлений постоянно меняется. Если раньше против закона шли отдельные лица, то сегодня занимаются вербовкой, поставкой, продажей женщин организованные группы. Зачастую они маскируются под модельные и агентства по трудоустройству. Ежегодно мы устанавливаем около 35 фактов торговли людьми только в нашей области. И это лишь те случаи, когда девушек вывозят с целью сексуального рабства. Есть еще факты продажи людей на органы. Очень сложно доказывать достоверность трудовой эксплуатации - таких задокументированных происшествий единицы. За пять месяцев текущего года установлено 12 фактов по торговле женщинами, 27 потерпевших. Перекрыто пять каналов торговли людьми: три - в Россию, по одному в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. К уголовной ответственности привлекаются 13 лиц, в том числе иностранцы.
Чаще всего, по статистике Управления, девушек отправляют в Турецкую Республику и Российскую Федерацию. Это обусловлено упрощенным въездом и большим спросом на украинок, предоставляющих интимные услуги.
Сейчас наблюдается увеличение движения «живого товара» в сторону восточных стран: Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов, Сирии. Процесс вовлечения в проституцию здесь начинается с консумации, то есть девушки приезжают и работают в ночном клубе, стимулируя клиентов покупать еду, напитки и прочее. Потом им создают такие условия, что своим трудом они зарабатывают копейки, и всячески вынуждают ходить на так называемые ауты, то есть оказывать сексуальные услуги.
В Европу вывезти женщин сложнее. В основном предлагают работу посудомойками, горничными. Есть и отработанный маршрут - сначала будущих рабынь приглашают в Польшу, оттуда вывозят в Германию, а затем переправляют в Швейцарию и другие страны. И пользуются торговцы тем, что человек находится там без каких-либо прав, считают, что слушать нелегала никто не будет.
И действительно, у нас очень терпеливый народ, не все обращаются к правоохранителям, особенно по возвращении на родину. Часто это касается и мужчин, которые попали в трудовое рабство. Например, парень трудится на судне, ловит крабов, условия нечеловеческие, денег хватает только на еду. Вернувшись домой, он вряд ли обратится в органы, так как воспринимает такую нагрузку как должное.
Человек, выезжая за границу, рискует всегда. Он попадает в другое государство, под действие другого законодательства, там другой менталитет, обычаи. Поэтому нелишним будет сперва записать все координаты украинского посольства, и лист этот положить отдельно от паспорта (перестраховавшись на случай его утери), чтобы всегда была возможность сообщить о себе. Если есть опасения, то перед тем, как отправляться за рубеж, проверьте данные фирмы, которая вас туда везет. В первую очередь - ее регистрацию. Информация о лицензиях есть на сайте Министерства труда и социальной политики. Нелишним будет проконсультироваться в Управлении по борьбе с торговлей людьми (улица Челюскинцев, 190). Можно о такой проверке сообщить и при собеседовании в фирме. Если она добросовестно занимается трудоустройством, то скрывать нечего. В том случае, когда контора пусть и имеет все разрешительные документы, но сомневается в вашей безопасности за рубежом, ее сотрудники сделают шаг назад.
(По просьбе героини статьи имена в тексте изменены).
Виктория Гончарова.