Известные ученики поздравили своих учителей
В эти дни дети и взрослые спешат поздравить преподавателей с их праздником, который традиционно отмечается в первое воскресенье октября. Учителя бывшими не бывают. Они навсегда остаются в наших головах, куда старались вложить так много знаний. Редакция помогла через много лет встретиться известным в нашем крае ученикам со своими педагогами, которые сыграли важную роль в их жизни.
Добрался до сердца математички!
В этой фразе - только самый что ни на есть прямой смысл: Людмиле Мороз уникальную операцию (первую в Украине!) помог сделать ее ученик - нынешний директор ИНВХ имени Гусака АМН Украины Владислав Гринь.
Когда живешь в пришахтном поселке, то знать друг друга в лицо, а то и успеть «породычаться» - почти норма. Так что молодая учительница математики, пришедшая на замену урока, этого симпатичного подвижного подростка увидела далеко не в первый раз. Вспомнила, как он совсем маленьким, крепко держась за руку мамы, дарил ей на свадьбу забавного фарфорового аистенка. Была наслышана и о «славе», закрепившейся за ним в макеевской школе №62: учится хорошо, но непоседа, привык решать всё в последний момент, однажды даже «неуд» за поведение в четверти схлопотал, реальную перспективу выйти на золотую медаль откровенно игнорирует.
У обоих есть повод гордиться дружбой, начавшейся со школьных уроков.
- Никогда не забуду, как она, вооруженная большущими транспортиром и линейкой, металась между двух школьных досок, стремясь максимально понятно донести до каждого ученика задание, - вспоминает Владислав Константинович. - Теорему о трех перпендикулярах усвоил навечно - как и истину, что тот, кто не знает математики, не сможет постичь никакие другие науки.
Мама Владислава работала главврачом больницы, и он выбрал специальность медика. Уже в 9-м классе записался в кружок при мединституте, потом и поступил в этот вуз, оправдав надежды многих, и Людмилы Владимировны в том числе.
Словно чувствовала, что именно он спасет ее сердце. Первый инфаркт у Людмилы Владимировны случился в 1996 году. В Рудбольницу, где ее вывели из состояния клинической смерти, Славик (она называет его только так) примчался сразу же. Повторно беда догнала в 2008-м. Она успела выдохнуть в телефонную трубку: «Мне очень плохо», - как услышала в ответ: «Врач и каталка ждут у входа». Стентирование прошло успешно, но лучше не становилось, мучила одышка. Тогда и прозвучало предложение принять участие в эксперименте по введению стволовых клеток на «латание» обширного и мелкоочагового инфарктов. В Украине таких операций еще не делал никто, но Людмила Владимировна поверила сразу и согласилась не раздумывая. Уж очень убедительно Владислав рассказал о работе международного научного центра биотехнологий, который был создан по его инициативе. Первым, кого она увидела рядом, когда пришла в себя после наркоза, был ее улыбающийся ученик: «Всё хорошо!» На эту оценку она и чувствует себя до сих пор.
Педагог дотошно отслеживает ступеньки профессионального роста ученика. Радостью о том, что стал академиком, он поспешил поделиться с ней в тот же день, прямо из Киева. Людмила Владимировна любит шутить: «Воспитай одного такого ученика - можно жить спокойно и долго». У нее получилось...
Елена Карпенко. Фото автора.
«Теперь и у меня есть глаза на спине»
Стаж работы преподавателем начальных классов у Тамары Григоренко - 60 лет, 43 из которых отданы донецкой специализированной физико-математической школе №17. Она и сейчас здесь частый гость, хоть уже два года на пенсии. Тамара Федоровна - председатель учительской ветеранской организации. И вторая мама для Майи Пучко, которая когда-то внимала ей, сидя за партой, а потом пошла по стопам первой учительницы.
Воспитанница детдома (родители погибли), свидетельница военного лихолетья, Григоренко не ожесточилась сердцем и душой, распахнув их навстречу ребятне, со страхом переступавшей школьный порог. Окончив Константиновское педучилище, она преподавала в различных школах областного центра. А в 1965 году оказалась в семнадцатой, где мы и беседуем.
- Будущая отличница Майя пришла в 1-А в 1977-м, - вспоминает ветеран труда. - Была очень скромная, аккуратненькая девочка. С огромными шикарными бантами. Мальчишки жаловались: «Тамара Федоровна, скажите Майе, чтобы банты меньше делала! Нам за ними доски не видно!». Участвовала во всех мероприятиях, в том числе в параде юноармейцев «Зарница», в котором мы стали первыми в школе, а позже маршировали на площади Ленина.
Учителю - от ученицы-учителя.
Девочка мечтала быть воспитателем в детсаду. Но, глядя на Тамару Федоровну, решила стать учителем. «Даже в сочинении об этом написала», - рассказывает Майя Николаевна, которая вернулась в родную школу после учебы в Славянском пединституте. И работает здесь уже 23 года. Основную часть времени - в одной параллели со своей первой учительницей.
- Мне навсегда запомнилось, - продолжает Пучко, - как, когда Тамара Федоровна что-то писала на доске, а в классе кто-то шептался, она делала замечание именно нарушителю дисциплины, не поворачиваясь. «У меня и на спине глаза есть», - предупреждала нас. И мы долго искали, где же у нее эти необычные глаза, - смеется Майя Николаевна. - Уже потом, когда я сама стала учителем, поняла, что это всё психология, педагогическое мастерство. И у меня самой появились такие «глаза на спине». А еще Тамара Федоровна прививала нам самостоятельность. К ней даже комиссии водили, чтобы показать важность само-управления с первого класса!
«Тамара Федоровна, вы не просто мой первый учитель, но вечный наставник и друг», - шепчет сквозь слезы Майя Пучко, поздравляя коллегу. «Я на работу шла с радостью, а домой - с гордостью. Всегда чувствовала отдачу и чувствую ее до сих пор», - улыбается ей Григоренко. Тоже сквозь слезы...
Отстающие выбились в люди
Ученики Тамары Григоренко - люди разных профессий. И вот какую интересную особенность подметила педагог: «Троечники зачастую становятся директорами, а отличники - их заместителями! Такое впечатление, что те, кто хуже занимался, еще со школы научился искать выход из трудных положений. И еще - те, кого мы заставляли учиться, делали им замечания, поругивали порой - более благодарны. Никогда не пройдут мимо, чтобы не поздороваться».
Андрей Кривцун. Фото автора.
«Она нас завораживала»
Председатель Донецкой областной организации Национального союза художников Украины, заслуженный деятель искусств Александр Скорых тепло вспоминает Нонну Иванцову, преподававшую историю искусств в Луганском государственном художественном училище.
- На ее уроках никогда не было шума. Но не потому, что строгая - просто умела интересно рассказывать. Мы сидели и завороженно слушали, - говорит Александр Митрофанович, создавший памятники Соловьяненко и Юзу в Донецке; Пушкину, Орджоникидзе и бывшему директору завода «Азовмаш» Карпову - в Мариуполе. - А еще она часто ездила с нами в колхозы: вместе собирали картошку, помидоры...
85-летняя Нонна Александровна, которая более 60 лет следит за успехами учеников, пишет статьи, анализирует выставки, и сейчас живет в Луганске.
Александр Скорых и Нонна Иванцова рассказывают, как много лет назад вместе собирали помидоры.
- Я хорошо запомнила Александра, - рассказала она. - Очень энергичный молодой человек, работоспособный и даже неуемный, он порой опаздывал на занятия или не выполнял задание. Дело в том, что со второго курса он уже трудился в Луганском художественно-производственном комбинате. Ему порой не хватало выдержки, а некоторые задачи он предпочитал решать по-своему. Но это лишь потому, что у Скорых имелось собственное видение предмета. А это очень хорошо! Именно такой и должна быть творческая личность.
Кстати, супруга Александра Митрофановича, Неонилла Трофимовна, с которой они нынешней весной отметили золотую свадьбу, отработала на учительском поприще более 40 лет. Преподавала географию, выпустила почти 30 тысяч учеников. «Она мой домашний учитель, - смеется Скорых. - Вдохновительница, верная помощница. Желаю, чтобы в ее ясных глазах светилась только радость! И того же - всем учителям!».
Андрей Кривцун.
Макеевский физрук, повернувший жизнь
Мировая звезда легкой атлетики, завоевавшая серебряную медаль Пекинской Олимпиады в беге на 1500 метров, родилась в Макеевке, выросла в микрорайонах Холодная балка и Зеленый. Самым дорогим из учителей Ирина Лищинская называет преподавателя физкультуры Николая Горбаня (при этом ее глаза светятся благодарностью).
- Николай Иванович - как папа: и добрый, и строгий, и справедливый одновременно. Помню, бегу в школу зимой, снег идет, часов шесть утра, темно, а школьный спортзал огнем горит - это мы до уроков играем в волейбол! А еще Горбань обустроил в школьном подвале тренажерный зал, - вспоминает Ирина Лищинская. - Он часто возил нас на разные соревнования: районные и городские. Меня ставил на кроссы, а на своем первом «слете» я пробежала 400 метров быстрее всех! Потом Николай Иванович подвел меня к тренеру, и Геннадий Шаламанов сказал: «Приходи тренироваться!» Как было бы здорово, если бы каждому ребенку повезло встретить на жизненном пути такого Учителя.
Николай Горбань и Ирина Лищинская.
- Построил я класс, бегом - марш! А Ирочка, такая маленькая и худенькая, как лань накатывает впереди мальчишек, и не напрягается, да еще и улыбается! - смеется Николай Горбань. - Однажды кто-то из родственников привез ей пару кокосовых орехов (в те времена - большая диковинка!), так она один кокос оставила дома, а другой принесла в класс и всем дала попробовать. Уже двадцать лет прошло, как Ирина закончила школу и переехала в Донецк, но нас не забывает! Приезжает на школьные олимпийские игры, несет факел и вместе со всеми пробегает символический круг здоровья. Нашему школьному музею подарила свой нагрудный номер, с которым завоевала в Пекине олимпийскую медаль! А попал я как-то в больницу (прихватило сердечко), так Ирина приезжала, проведывала...
Вот так школьный учитель, разглядев в девчушке спортивные задатки, повернул ее жизнь в замечательном направлении: к славе и достатку, званию заслуженного мастера спорта и семейному счастью. Потому что в спорте Ирина встретила любимого человека, и Игорь стал ей тренером, мужем и отцом любимой дочери, которую они называют главной медалью.
Виктор Тачинский.
Константиновский педагог воспитала начальника управления образования
Инна Мисюра, скромная, но знающая себе цену десятиклассница 3-й Константиновской школы с благоговением смотрела на своего классного руководителя - преподавателя русского языка и литературы Нину Красищенко.
- Когда окончу школу, я обязательно поступлю в Славянский пединститут и тоже стану учителем, как Нина Васильевна, - твердо решила девушка.
1 сентября 1984-го она встретила уже первокурсницей педвуза. Правда, избрала она физмат, душа лежала к математике. Вскоре Инна Ивановна уже переступила порог класса в качестве педагога. А год назад власти предложили ей возглавить Константиновское горуправление образования.
- Я в первые минуты сомневалась, по плечу ли мне такой груз, - говорит Инна (теперь Ягмурова). - Но ведь это же дело всей моей жизни, неужели я не справлюсь? Если что, коллеги помогут. И согласилась.
Инна Мисюра и Нина Красищенко.
Так случилось, что долгие годы Инна Ивановна не виделась со своей любимой учительницей... Когда гостья вошла в кабинет русского языка и литературы своей родной школы, Нина Васильевна от неожиданности уронила классный журнал. А потом были теплые объятия, слезы и горячие слова благодарности.
- Спасибо вам за всё, дорогая вы моя Нина Васильевна! - поклонилась Ягмурова. - Низкий поклон за вашу любовь к детям и преданность своему делу.
Ветеран труда блестящими от слез глазами с гордостью глядела на свою любимицу:
- Я очень рада, что моя Инночка не только стала отличным педагогом, но и достигла таких высот в нашем общем деле. Учитывая ее пытливый ум, иначе и быть не могло.
Дети притихли и не мешали общаться своему учителю и ее бывшей ученице. Которые никак не могли наговориться...
Сергей Маринцев. Фото автора.
Признание почетного гражданина Артемовска
Поэт Владимир Черепков начал писать свои первые слова, а потом и стихи в школе №11. Сейчас член Национального союза писателей, почетный гражданин Артемовска, автор 20 книг, лауреат премий имени Григория Сковороды, Константина Симонова, Александра Фадеева, Владимира Сосюры, Арсения Тарковского проживает в Киеве.
В День учителя он старается обязательно разослать поздравления в разные города и страны: своим коллегам из артемовской школы №5, в которой много лет проработал директором, учителям из родной одиннадцатой, но главное уже шесть лет отправляется в Израиль - Марку Габелеву.
Марк Габелев и Владимир Черепков в Доме учителя.
- Мне повезло: я встретил такого учителя, который остается другом на всю жизнь, - говорит он. - Главное, чему я научился у заслуженного учителя Украины Марка Владимировича Габелева, - думать. Остальное - в стихах.
Марку Габелеву
Я видел немало, я слышал немало.
Цыганка сказала:
«Родился в рубашке».
А мне твое Слово под сердце запало,
И чувства в душе расцвели,
как ромашки.
Сполна мне досталось и света, и мрака,
Но в муках рождения каждого слога
Открыл я созвездье под именем Марка,
Чтоб к Храму Добра
освещалась дорога.
Учитель и Друг! До последнего часа -
Пока я на «ты» с непокорной судьбою -
Со школьной скамьи, знай, я,
как Санчо Панса,
В твоем донкихотстве иду за тобою.
Марк Владимирович вспоминает о своем знаменитом ученике:
- Любовь к поэзии у него проявлялась еще в школе. Помню, когда впервые зашел в их 10-й класс, весь урок читал стихи. Давно прозвенел звонок, а они сидели, слушали и просили еще. Даже выдумки у них были поэтическими. Как-то, чтобы скрасить обязательное дежурство в школьном дворе, Володька придумал проводить его с песнями популярного тогда Окуджавы, назвав всё это «Я дежурный по апрелю». Старшеклассники пели на переменах, а мы все, ребятня и учителя, сбегались туда и слушали.
Елизавета Гончарова.
Укрощение любовью по-снежнянски
Дружба директора Снежнянского Дома творчества Виктории Васильченко с учителем украинской словесности Антониной Самойленко началась еще на школьной продленке. Та встреча и определила выбор профессии Виктории - раньше она мечтала поступить в театральный, но потом передумала. Зато с отличием окончила педучилище и академию культуры.
Накануне праздника учительница и ученица из Снежного утонули в воспоминаниях о прекрасном времени, в котором было место всему.
…Обычные занятия в продленке Антонина Петровна стремилась разнообразить постановкой мини-спектаклей. Поначалу это были детские сказки. А затем перешли к классике.
- Успех пьесы «Сто тысяч» Карпенко-Карого был оглушительным, - вспоминает она. - Это так воодушевило, что до самого выпускного мы ставили спектакли, и всегда был аншлаг! «Кайдашева сім’я», «Сватання на Гончарівці», даже «Ромео и Джульетта»! Представьте, и родителям нравилось. На общешкольных собраниях мы показывали свои постановки, что обеспечивало почти стопроцентную явку! Как правило, озорная, толковая, талантливая Виктория играла главные роли. Лучше нее никто не декламировал стихи, на уроках она первая шла «на расстрел», если нужно было прочесть что-то наизусть.
Спасибо Антонине Петровне за счастливые школьные годы.
- Мы настолько любили Антонину Петровну, - говорит Виктория, - что практически не было момента, чтобы кто-то устал или от украинского языка, или от участия в драмтеатре, который она вела. Когда наш класс проводил встречу выпускников, первой навестили и пригласили именно Антонину Петровну.
- А я помню, - улыбается педагог, - как Вита играла главную роль в «Укрощении строптивой». У нее всё хорошо получалось, но ее партнер Саша Галец постоянно был чем-то недоволен, покрикивал, ругался. «Укрощал» по-настоящему.
Думаю, что сегодняшняя работа в Доме творчества для нее - это отголосок детского увлечения театром.
Валентина Постнова.