Николай Янковский: «Для химиков катастрофа уже наступила!»

Николай Янковский: «Для химиков катастрофа уже наступила!»
«... И все зависит от того, насколько сильным будет удар при падении», - заявил собственному корреспонденту «Донбасса» народный депутат Украины, почетный председатель наблюдательного совета ОАО «Концерн «Стирол» Николай Янковский. Разговор состоялся по инициативе нашего земляка, когда тот, направляясь в аэропорт Борисполь, по телефону рассказал журналисту, в каком настроением ему приходится в этот раз лететь в Горловку, на родное предприятие.

- Осенью правительство подписало с представителями химпрома меморандум, который, как предполагалось, поддержит отрасль в условиях кризиса. Перед нами стояла задача сохранить предприятие и удержать ситуацию. Поэтому как руководитель со стажем, отдавший «Стиролу» более двадцати лет, я понимал, что в сложившемся положении любой шаг дорог, - признался Николай Андреевич. - Была надежда, что правительство, обратив внимание на реальную экономику, поможет химической промышленности. Но, к сожалению, ни один пункт этого документа Кабмин не подкрепил соответствующим постановлением, а без них меморандум оказался просто бумагой. Причем тогда даже речи не было о прекращении подачи природного газа. Сейчас нам это пытаются представить как некоторую «разгрузку» предприятий, но на самом деле – это полная их остановка.

- 9 января в материале «Замерло сердце «Стирола» «Донбасс» рассказал об остановке ведущих агрегатов флагмана химической индустрии. А как эта болезненная ситуация видится изнутри?

- Последний раз наше производство бездействовало в годы Великой Отечественной войны, а потом оно не замирало даже в период гиперинфляции. В прошлом году концерн реализовал продукции на 5,2 млрд. гривен, что составляет 12 процентов от объемов всего химпрома страны. Вместе с дочерними кампаниями мы перечислили 370 млн. гривен в государственный бюджет и более сотни – в местный. А теперь производство остановили «на полном скаку». Чтобы как-то существовать и поддерживать технологию нам хватило бы 25 тысяч кубов газа в час, но их же нет! Отовсюду звучит, что наши склады затоварены, и стироловцы испытывают трудности с реализацией продукции, но это ведь абсолютное вранье. Мы продали все, выпущенное в декабре и даже… январе. В этом месяце мы должны были отгрузить продукцию, за которую уже получили деньги. Но форс-мажорные обстоятельства вынудили нас вернуть обратно средства нашим трейдерам. Вместо того, чтобы привлекать валюту, которой не хватает в стране, мы расстаемся с выручкой.

- Иными словами надежды, о которых вы говорили, улетучились вместе с газом?

- А что вы хотите, если стоят агрегаты по производству аммиака, карбамида, азотной кислоты, аммиачной селитры?! Остаются пока на ходу фармацевтика и небольшие производства полистиролов, солей и т.д. Но если мы возложим все затраты на эти подразделения, они станут убыточными. Это значит, что концерн перестанет отчислять средства в Пенсионный фонд, в фонд по безработице и все прочие налоги. Нам, правда, говорят, что за счет производства согрели людей. Но что эти люди будут кушать?! Что получат бюджетники в феврале и марте, если такие гиганты стоят?! Ни в какой другой стране, где также испытывают газовый голод, никто не додумался экономить на производстве. Со стороны нашего правительства – это халатность, которая граничит с преступлением перед всем обществом.

- Как эта ситуация аукнется химикам Горловки, на встречу с которыми вы летите?

- Все неделю НАК «Нефтегаз» водил нас вокруг да около, обещая увеличить лимиты. Но сегодня я убедился, что на данный момент это нереально. В ближайшее время газа нам не видать. И все-таки мы не теряем надежду запустить головное предприятие «Стирола». Поэтому людей там не сокращаем, а наоборот - за счет ремонтников, монтажников и персонала других дочерних подразделений, которые нас обслуживали, увеличиваем штат на основном производстве. Надо встретиться с коллективом, и все это предметно обсудить.

Беседовала Ирина Коженцова.
Читайте также: