Донецкий фронтовик танцует… с пулей

Петр Юрченко: «Я приглашаю вас на вальс».

Инвалиду войны Петру Юрченко идет 90-й год. Несмотря на возраст, он всё еще полон сил и задора. Освоил компьютер, особенно программу Photoshop, которая помогает ему (страстному фотографу) делать более качественные снимки и коллажи. А в 1996-м увлекся танцами. Считает, что именно они помогают переживать любые удары судьбы. С Петром Степановичем мы встретились в Международный день танцев, в его квартире неподалеку от областного театра кукол.

Медбрат на коне


- Ты посиди пока, - кивает он на диван, - а мне письмо дописать надо. Жалуюсь вот на «Укртелеком»… Счет прислали почти на 150 гривен за звонок, который я не делал. Отключить грозят. Такие вот подарочки ко Дню Победы, - грустно улыбается фронтовик.

В армию его призвали 30 ноября 1940 года. Служил медиком, поскольку было соответствующее образование.

- Мы охраняли укрепрайон на Днестре в Каменец-Подольской области (ныне Хмельницкая). Немец попер так, что со всех ног «отступали», - вспоминает Петр Степанович. - А они нас с самолетов, с самолетов… Нагло ходили, над самыми головами. Убитых и раненых было - тьма.

Первым он помочь уже ничем не мог. А вторых с начала войны спасал чуть более месяца, пока его самого под Винницей не нашла фашистская пуля.

- Угодила в седьмой шейный позвонок, - показывает он рентгеновский снимок. - Я  почувствовал, будто что-то ударило. Упал, начал терять сознание. Ну всё, думаю, умираю. Маму вспомнил…

Бойцы не оставили своего медбрата. В госпитале Юрченко «подлатали», но пулю удалить так и не смогли. Уже в наши дни предлагали сделать операцию, да он отказался: «Столько лет с ней прожил. Боюсь тревожить. Как бы хуже не вышло».

Службу он продолжил уже в… кавалерии. «Шашка висит, берданка, сумка санитарная. Валенки, ватные брюки. И - на коне!» - качает он головой.

Победу бравый медбрат встретил на Баренцевом море севернее Берлина в звании старшего лейтенанта. Службу оставил лишь в 1966 году уже полковником: поправлял здоровье солдат, руководил физподготовкой, позже был начальником химслужбы полка, охранял особо важные объекты. На гражданке возглавил отдел кадров донецкой теплосети. Выйдя на пенсию, увлекся фото- и видеосъемкой. А потом его зацепили танцы.

Вторую жену нашел на… дискотеке

- Мне всегда нравилось, как люди красиво двигаются, будто плывут под музыку. Но самому заняться танцами всё как-то было недосуг, - рассказывает Юрченко. - А в 75 лет - решился.

За три года занятий он освоил 20 танцев. А потом начал оттачивать мастерство у лучших донецких преподавателей: Сергея Дороговцева, Игоря Соловьева и других.

- Здорово помогло то, что я всю жизнь занимался спортом, - признается отставной полковник. - В свое время был армейским рекорд­сменом-гимнастом. Особенно любил упражнения на брусьях и кольцах. Есть грамоты за подписью маршала Рокоссовского. А вот на этом фото мне в Ленинграде генерал (запамятовал фамилию) вручает 300 рублей за первое место.

Петр Степанович всегда был самым возрастным в группе танцоров. А партнерши - гораздо моложе него.

- Первая жена моя, Клавочка (они расписались в грозном 1942-м и прожили вместе 63 года. - Прим. А.К.), не танцевала. Но к партнершам не ревновала. Уже после того, как похоронил ее, встретил Надежду. На дискотеке. Нет, не молодежной, - смеется он, видя мое недоумение. - В клубе шахты Поченкова (Макеевка), кому гораздо за тридцать... Понравилось мне, как она двигается. Ладная такая, что лебедушка. Пригласил ее, а она и призналась, что давно об этом мечтала. Мол, всё время любовалась, как танцую. Я, конечно, растаял.

- Я с детства мечтала быть балериной, занималась художественной гимнастикой, танцевала в ансамблях «Зарево» и «Шахтарочка». Закончила эст­радно-цирковую студию, но в конце концов стала экономистом. Не по своей стезе пошла, - вздыхает Надежда Николаевна. - В плановом отделе сидела как на иголках. Всё мне хотелось вскочить да ногами подрыгать. Энергия била через край.

Ветеран танцует. Донбасс

Петр Степанович и Надежда Николаевна танцевали даже у монумента воинам-освободителям.

Яма аплодировал стоя

Расписавшись, они стали вместе выступать на разных мероприятиях. В 2008 году даже принимали участие в отборе на «Танцуют все».

- В донецком драмтеатре это было, - вспоминает Петр Степанович. - Влад Яма нам стоя аплодировал. А как-то на соревнованиях по бальным танцам в Харькове (мы не участвовали, просто приехали их снимать) ведущий пригласил нас исполнить вальс. Так мы - как были в сапогах - ему и вшкварили. Впрочем, это лучше видеть…

И он включает видеокассету. По паркету плавно скользят сам удивительный старик и его Наденька (она, кстати, младше почти на 30 лет). Их не стесняют ни сапоги, ни взгляды сотен глаз. Они живут танцем. Таких аплодисментов, которые достались этой внеконкурсной паре из Донецка, не выпало в тот вечер никому…

Секретом своей молодости ветеран считает то, что он никогда не курил, а пил милидозами. «Даже фронтовые сто грамм я менял на сахар, - уверяет. - За столом могу выпить грамм 50 кагора, и то за компанию». А еще он до сих пор каждое утро делает зарядку. «Ничего особенного. Так, упрощенные упражнения, - скромничает Юрченко. - Массажирую ноги и руки, качаю пресс, выполняю 20-30 приседаний… А иначе как же я будут танцевать?».

Любимые - танго и вальс

На танцы Юрченко с супругой ходят и сейчас - в ДК. им. Горького, в клуб шахты  им. Поченкова. Последний раз были в это воскресенье… Любимые у Петра Степановича - танго и венский вальс. Но может исполнить и ча-ча-ча, и самбу, и румбу. Он мечтает, чтобы в Донецке было больше танцевальных площадок. Отмечает: та, что в парке им. Щербакова, ранее была «такая, что только лошадям гарцевать». Но возродилась благодаря его настойчивости: «Всю плешь проел городским властям. Таки уважили».


Андрей Кривцун. Фото автора и из архива семьи Юрченко.
Читайте также: