Ольховатцы в пух и прах разбили затею с копанкой в Липовой балке
Публикации о гибели двух работяг на копанках взбудоражили наших читателей. Они попросили собкоров «Донбасса» по Шахтерску и Енакиево присмотреться к добытчикам, которые активизировались на территории Малоорловского сельсовета.
Липовые посулы
Поселковая общественность в апреле уже давала деловарам от ворот поворот. Тогда у тех с первой попытки номер не прошел, но крутой народец не отступился от золотой жилы.
Слухи о возможном строительстве шахты в Липовой балке - красивейшем, богатейшем месте, любимом охотниками и рыболовами, ходят давно. И вот, наконец, животрепещущая тема стала предметом обсуждения сессии поссовета.
Представители ЧП «Энергия», не имеющего ни малейшей юридической привязки к территории горсовета Енакиева, обратились к депутатам Ольховатки за согласием на выделение 0,5 гектара. Дескать, огородив участок 70 на 70 метров, они развернут угледобычу, и поселок, получив новые рабочие места, от этого только выиграет...
Прежние руководители ГП «Орджоникидзеуголь» и шахты «Ольховатская» некогда одобрили эту идею. Но для открытия лицензионного промысла, связанного с недрами страны, одной благосклонности начальства недостаточно. Без заявления о намерениях, экологической экспертизы, заключения СЭС и прочих серьезных документов с кондачка выносить серьезный вопрос на сессию – это риск быть приглашенным в прокуратуру. И, тем не менее, поселковый голова уважил предпринимателей, а те пошли ва-банк.
Уламывая честное собрание, гости обещали дорогу большегрузным транспортом не разбивать и, может быть, даже что-то полезное сделать для поселка, правда, о непременной рекультивации при этом не вспомнили. И под натиском конкретных вопросов и острых выступлений людей яркая легенда о грядущем благоденствии быстро поблекла.
Отбиваясь от ольховатцев, они заверяли, что ничего капитального строить не намерены, добытый уголь станут вывозить машинами, и даже канализационных стоков опасаться не стоит: новое предприятие не планирует открывать баню. Чумазых шахтеров после смены будут увозить к их месту жительства в Кировское и там уже мыть. Выходит, ни рабочих мест, ни отчислений подоходного налога в местный бюджет громаде - хозяйке земли ждать не приходится. Речь идет о заурядной копанке, освященной депутатским голосованием.
На каких же простаков рассчитан такой проект? Охрана труда и техника безопасности, социальная защита работников и отчисления с их доходов в предусмотренные законом фонды вынесены за скобки. Но этим негатив от деятельности таких предпринимателей не исчерпывается.
Против бизнеса под черным флагом
У шустрых людей губа не дура: они выбрали самый качественный пласт, его уголь с зольностью в 12-14 процентов можно без обогащения грузить на экспорт. Чем же они хотят распоряжаться: участком земли или ее богатейшими запасами?! А ведь предшественники, работавшие в этом заманчивом месте, специально оставили целик, чтобы не нарушать экологию.
- Ни один руководитель не опустился в копанку, не посмотрел, в каких условиях работают люди. Я видел, и мне страшно, - разъяснял свою позицию директор шахты «Ольховатская» Николай Толстов. - У нас много незавершенного строительства, есть государственная программа, по которой предприятию для дальнейшего развития полагается 10 миллионов. Сейчас ведем подготовку новых лав, но пока есть желающие выбрать уголь легко, быстро и бесконтрольно, нам инвестиций не дождаться. Хотя при запасах угля в 34 миллиона тонн гарантирована жизнь шахты на 150 лет вперед. Мы постоянно наращиваем производительность и рассчитываем довести добычу до 800 тонн в сутки. Уже есть дефицит машинистов электровозов, проходчиков, забойщиков, возим рабочих из Фащивки, Чернухино. А если у нас под боком появится дикий конкурент, это перечеркнет перспективы. Чем разбазаривать человеческие и природные ресурсы, лучше создать фундамент для работы нескольких поколений. С частниками мы в любом случае будем пересекаться. Если их горные выработки приблизятся к нашим, системы вентиляции и водоотлива нарушатся, что недопустимо. Надо думать, как действующую шахту развивать, а не гробить ее.
И депутаты, и общественники были активны и единодушны. Виктор Данько, Федор Благушин, Татьяна Моногарова, Галина Ашуркина, считая, что эта идея ставит под удар и родную шахту, и поселок, и природу, находили свой поворот больной темы. Горные выработки «Ольховатской» уже оставили без воды улицы Октябрьскую и Петровскую. С опрометчивой, неизученной затеей нуворишей еще большая засуха обеспечена Красноармейской, Лесной, Низовой… Копанки, зияющие открытыми язвами, тоже истощили водные запасы поселка. А теперь в их черных дырах при выпасе начал гибнуть скот.
Валентина Бондарь считает, что один из ее козлят заживо погребен именно там.
Под мощными «Фотонами», поднимающими по 22 тонны угля, дрожит земля, стены в домах играют, а степь исполосована лысыми колеями, в которых ничего не растет. Это наследие варварского бизнеса, изувечившего Донецкий кряж. Из нашей цветущей земли, печалились люди, хотят сделать пустыню, усеянную полиэтиленовыми пакетами из-под тормозков.
В общем, аргументированных доводов хватило, чтобы испортить частникам настроение. Сессия единогласно проголосовала против. Но это еще не значит, что гости не захотят вернуться на облюбованное место другим путем.
Ирина Коженцова. Фото автора.