Краматорский ровесник ВДВ: в крылатой гвардии - 45 лет!
Каждый год 2 августа - в день рождения ВДВ - Иван Иванович Гончаренко надевает парадную форму с орденами и медалями и встречает боевых товарищей, с которыми прошел долгую и трудную службу. Нынешний год - особенный для ветерана. На первом месте - празднование 65-летия Великой Победы в войне, в которой отец десантника сложил голову. И еще одна круглая дата греет сердце - 80 лет со дня образования ВДВ. Глядя на собеседника, не веришь, что он - ровесник своих войск. Кажется, сейчас прозвучит команда «Становись!», и Иван Иванович, по-правив портупею, встанет в строй и бодро зашагает торжественным маршем. Человек крепок духом, у него - отличная память. От его крепкого рукопожатия у меня занемела ладонь.
- Весной 1952 года меня, молодого слесаря 7-го механического цеха НКМЗ, вызвали в военкомат, - вспоминает Гончаренко. - Подполковник-военком сразу заявил: «Ты, братец, будешь служить в ВДВ». Для меня это не стало новостью. Я занимался в краматорском аэроклубе и уже имел за плечами больше десятка прыжков с парашютом. После окончания учебного подразделения меня, сержанта, направили во второй батальон 337 гвардейского воздушно-десантного полка. Дальнейшая служба была связана именно с ним, входившим в состав знаменитой по войне с фашизмом, боям в Афганистане и Чечне 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Мы берегли и умножали традиции всех поколений гвардейцев-десантников, наш девиз: «Себе честь - Родине слава!».
Эмблема дивизии - скорпион. Символ непредсказуемости, он в любой момент готов нанести удар врагу. Этот стиль отражал специфику боевой подготовки 104-й гвардейской, предназначенной для действий в горно-пустынной местности, где она дислоцировалась более 45 лет.
- Наши старшие братья дрались с гитлеровцами в Венгрии, Австрии и Чехословакии, освободили от врага Варшаву и Прагу, - продолжает Иван Иванович. - В послужном списке дивизии - имена дюжины Героев Союза и России, около четырех тысяч воинов во время моей службы были награждены боевыми орденами и медалями.
Три года срочной службы пролетели, как один день. Уходить в запас ему не хотелось - подал соответствующий рапорт и остался. В 1960-м дивизию передислоцировали из центра России в Закавказский военный округ.
Не забыть Гончаренко крупных тактических учений весной 1967 года с десантированием в горах вместе с войсками Закавказского военного округа. Руководил действом главком и основатель ВДВ генерал армии Василий Маргелов.
- В конце июля 1968-го впервые в истории войск в честь 50-летия ВЛКСМ командиры решили выбросить на вершину Памира группу бойцов, - рассказывает Иван Иванович. - Это были ребята из моего взвода: Асаенок, Зизюлин и Кульпинов. И еще один момент мне запомнился. Осенью 74-го года на базе дивизии Маргелов организовал сборы руководящего состава войск с проведением опытного тактического учения. В один из дней десантировались одновременно больше сотни единиц тяжелой техники, в том числе (впервые!) 122-мм гаубица с двумя артиллеристами.
Большинство офицеров и прапорщиков дивизии, которую в 1993-м перевели в Ульяновск (Гончаренко не раз общался с Владимиром Шамановым - нынешним губернатором Ульяновской области, который при нем командовал полком в 104-й), воевали в Афгане. Более 80 человек убиты, сотни ранены - скорбный счет Чечни.
- Сколько вы совершили прыжков и подготовили ребят?
- И тех, и других - примерно по тысяче. Вместе с каждым из солдат десантировался, подавая пример. Случались, конечно, и опасные ситуации: основной парашют не раскрылся, появились проблемы с запасным. Успевал руками купол вытащить, хорошо, что время еще было до земли...
В столовой присмотрел Матрену
- В нашей офицерской столовой в начале 60-х годов трудилась поваром-официантом красивая девушка с редким русским именем Матрена. После полугода ухаживаний она согласилась стать моей женой. У нас родилась дочь Шура, подарившая двоих внуков. Один из них - офицер наших войск. Жаль, Матрена недавно ушла в вечность. Оставила меня одного коротать век, - вздыхает Гончаренко.
Сергей Маринцев. Фото автора.