Батюшка раскрыл тайну Булавина Яра
Сегодня, 15 августа, археологи нашей страны отмечают свой праздник. А накануне корреспондент «Донбасса» встретился с настоятелем Свято-Пантелеймоновского храма города Северск (что в Артемовском районе) отцом Александром, который собрал множество интереснейших находок, а также открыл уникальный казачий зимовник в Булавином Яру.
Табличка императора и клейма Демидова
- Вначале было богословие, - признается отец Александр (в миру Александр Панасенко). - Лет в четырнадцать пришел в Свято-Троицкий храм родной Макеевки. Когда созрел, сам решил поступать в Одесскую духовную семинарию. Предварительно получил экономическое и юридическое образование, а также благословение владыки Илариона.
Став священником, он был направлен в новообразованную общину Северска. «Досталось мне семь бабушек, которых, увы, сейчас в живых уже нет, - вздыхает он. - В 2005 году, окончив семинарию, начал думать, как привлечь в храм молодежь. И выбрал формой проповеди археологию».
- Что подвигло к этому? Занятие ведь не совсем соотносимое с вашими саном...
- Не скажите. Еще в конце XIX века в наших краях служил священник Василий Спесивцев. Выдающийся духовный деятель, отец семерых детей, он был талантливым археологом. Задумался я - зачем ему это было надо? А потом обнаружил, что благодаря такому увлечению у отца Василия увеличилось количество прихожан, особенно подрастающего поколения. Но не только это меня привлекало. Самому было интересно узнать побольше о земле, по которой хожу.
Отец Александр: «Самое важное для меня - приобщение ребят, с которыми хожу в экспедиции, к истории родного края и вере предков».
- И что необычного узнали о тех местах?
- О, очень много! - оживляется отец Александр. - Северск, созданный в 1913 году из двух сел - Черногоровки (там жили этнические черногорцы - есть такое нынче государство на Балканах) и Радионовки (в ней обитали этнические сербы), до 1972-го назывался Яма. Часть нынешнего города по старым картам входила в Харьковскую губернию, часть - в Екатерино-славскую. И найти здесь можно множество интересного. Окружающие город села просто дышат стариной. Дроновка - вообще сплошной исторический памятник. Она стоит над другим поселением, то - еще над одним. И так - до неолита. А Звановка! Там в храме есть табличка, свидетельствующая о его посещении 9 августа 1861 года императором Александром II! Царь даже вложил деньги в мелиорацию этих мест. Когда меняли трубы, на старых обнаружили клейма сталелитейных заводов Демидова.
Исследования так увлекли Панасенко, что вскоре на истфаке ДонНУ появился необычный студент - в рясе. Крестными отцами от науки он называет декана Петра Доброва и кандидата исторических наук, доцента кафедры историографии и археологии Александра Колесника.
Рэкетиры ХVIII века
- Как начались ваши экспедиции?
- Благодаря пониманию директора школы №1 Людмилы Яковенко мы с ребятами стали устраивать историко-этнографические экскурсии. И буквально сразу, в 2006-м, сделали открытие. В лесу под Дроновкой искали место для лагеря. Километров десять протопали, устали. А лесники присоветовали: есть, мол, интересное местечко на стыке рек Донец и Черный Жеребец. Вышли мы на песчаную дюну, которая омывалась маленькой речкой (местные называют ее Булава). Буквально ногой ковырнули, а там - черепки. Мы собрали их, отвезли в Донецкий областной краеведческий музей. Оказалось, что они принадлежат к казацкому периоду.
Находки из коробки: петровская и екатерининская монеты, наконечник татарской бронебойной арбалетной стрелы, перстень мурзы.
В следующий раз он вернулся сюда уже в составе солидной экспедиции, снаряженной ДонНУ. Было сделано шурфирование дюны (выкопали в земле - вплоть до глины - ряд квадратных ям). Подняли и каменные топорики конца неолита, и кремневые ножи, и бронзовые предметы, и казачьи курительные трубки. А также посуду, пули, украшенные дубами изразцы. Оказалось, что отцу Александру и школьникам открылся казачий зимовник: несколько землянок, в которых жили наши вольные, но презирающие закон предки.
- Проще говоря, разбойники, - уточняет Панасенко. - Они взимали подати и с татар, и со своих соотечественников. Называли себя охранниками, сами же являлись рэкетирами типа тех, что были у нас в 90-х. Руководил ими Кондратий Булавин, отсюда и название яра. Во время битвы Петра I со шведами под Полтавой он не захотел отпускать в царские войска соль. Государь не простил, и в 1708 году сюда прислали армию, которая разгромила местных казаков.
Екатерининская монета вышла из... коровы
Зная об увлечении батюшки, местный люд несет к нему всё мало-мальски интересное. Получается, что в приходе священника-археолога постоянно действует экспедиция.
- Почти каждая перекопка огорода или хозработы в той же Дроновке - мини-сенсация, - уверяет отец Александр. - В 2005 году люди рыли компостную яму и наткнулись на черные хазарские бусы. А одиншкольник прямо в храм принес глиняный горшок: «Батюшка, хочу отдать вам. Наверное, будет интересно. Нашел у бабушки в сарае». Оказалось, что это - тюркское изделие шестого века нашей эры.
Ему притаскивали много горшков XVIII века, один - периода нэпа с надписью «Україньска ряжанка». Хватало и древних монет. В Дроновке, к примеру, обнаружили петровскую копейку 1705 года. «Через сколько рук она прошла, сколько лет в земле провела... Это - сама История», - демонстрирует мне Панасенко раритет.
А монету времен Екатерины II принесли селяне из Раздоловки. Нашли ее в навозе, когда чистили коровник. Буренка где-то жевала траву, заодно прихватила и старинную денежку. Потом она из нее вышла естественным путем. Даже видны следы переваривания.
В Дроновке пару недель назад обнаружили крымско-татарский перстень-печатку, предположительно XVI века. Железный, покрытый серебром и мусульманскими письменами.
- Такие изготовлялись исключительно для мурз-военачальников, - просвещает меня отец Александр, - и были индивидуальны, как паспорт. Позже эту традицию переняли запорожские казаки, у многих из которых имелись личные печатки.
Старина в жестяной коробке
Удивительные вещи скрывает не только земля, но и вода. Из реки, что течет неподалеку от Дроновки, плескающиеся там ребята вытащили мотыгу из... рога лося. Оказалось - подарок эпохи неолита (тысяч восемь лет до нашей эры). Там же был обнаружен и нуклеус - кусок кремня, из которого отщепляли части для изготовления всевозможных орудий труда и охоты.
- В 2008 году приезжали исследовать дно Кривой Луки, где произошла битва казаков с царскими войсками, дайверы с Хортицы. Та самая группа, которая поднимала с Андреем Макаревичем бригантину. Искали казачью лодку и здесь, но, увы, не нашли, - рассказывает отец Александр. - Зато достали много керамики бронзового века, куски амфор из Греции, обнаружили площадку, где, предположительно, стояла петровская артиллерия.
Находки мой необычный собеседник держал сначала в храме, но когда экспозиция разрослась до солидных масштабов, передал ряд предметов в Святогорскую лавру (деревянное корыто, горшки, монеты, нательные казачьи кресты, рукописные варианты Евангелия, созданные местными жителями во времена, когда советская власть устроила гонения на церковь). У себя хранит лишь кое-что в жестяной коробочке: монеты разного периода, наконечник татарской бронебойной арбалетной стрелы XIV века, бронзовая скрепляющая деталь панциря татарского воина.
Панасенко уверен: если человек лезет в землю с целью наживы, то настоящих ценностей она ему не отдаст, а то и вовсе погребет в себе - до срока. А когда он пытается явить миру то, что было сокрыто многие столетия, всё у него получится. Так что всех «черных археологов», калечащих курганы и могилы, рано или поздно ждет расплата.
Золото подождет
К своим 34 годам отец Александр побывал в четырех полноценных археологических экспедициях. Никогда не гнушался труд, сам брался за лопату... Коллеги по науке заметили: если батюшка в лагере, интересные находки сами идут в руки. Уедет - «улов» менее солидный.
Мечтает он создать в Северске экспозицию, посвященную городу (если у кого есть материалы - будет премного благодарен), отыскать в районе Звановки кости мамонта, о которых вскользь упоминается в заметках старых археологов. А еще - выкопать клад.
- Вот через год получу степень магистра и проведу углубленные расследования, - рассказывает Панасенко. - Открою «Донбассу» еще одну тайну: есть в лесу неподалеку от Северска место, где закопано золото времен Николая II. О нем писал археолог Петр Себелев в 20-х годах прошлого века. Я был на том месте с ребятами с металлоискателями. Прозондировали, убедились - что-то такое есть. Если Господь сподобит, через пару лет будем поднимать…
Андрей Кривцун. Фото автора и из архива Александра Панасенко.