Сиротству объявлен бой!

Генеральный директор ФК "Шахтер" Сергей Палкин: "Если мы поможем сдвинуть этот айсберг в другую сторону, если по крайней мере общество обратит на проблему внимание, то уже этим мы серьезно поможем".

В социальной рекламе «Сиротству - нет!» приняли участие футболисты "Шахтера" Андрей Пятов и Дмитрий Чигринский. Вчера ролик был презентован в Киеве и в связи с этим корреспондент donbass.ua побеседовал с руководителем проекта  Фонда "Развитие Украины" Дарьей Касьяновой.

-  Футбольный клуб «Шахтер» рассказала она, - поддержал наш проект развития семейных форм воспитания, частью которого является портал «Сиротству - нi!» Это было связано как с тем, что команда вообще искала социальную нишу, в которой смог бы реализоваться, так и с тем, что футболист «Шахтера» Рустам Худжамов и его жена Стелла усыновили в прошлом году мальчика Женю (кстати, мы им тоже помогали, потому что не все складывалось гладко). «Шахтер» очень популярный клуб, а его игроки -  кумиры сотен тысяч болельщиков. И мысль использовать имидж команды для продвижения такого важного социального проекта, пришла еще тогда, когда мы готовили первый ролик. Это был рисованный мультик, который создала компания «Тунгуру», та самая, которая рисует мультяшные имиджи для «Футбольного уикенда». Что касается идеи, то ее обсуждали не только художники, но и сотрудники нашей компании. Практически однозначно сошлись на том, что все должно быть, как в жизни: простой донецкий двор, с его хрущевками и вечерними огоньками и, конечно же, мальчишки, играющие в футбол. Что касается нового ролика, то в нем участвуют футболисты «Шахтера», в частности Андрей Пятов и Дмитрий Чигринский. Каждый из этих роликов заканчивается узнаваемым уже слоганом «Кожнiй дитинi потрiбна родина» и ссылкой на портал «Сиротству - нi!»

- Как по-вашему, больше детей стали усыновлять в нашей стране?

- По сведениям Государственного департамента по усыновлению и защите прав детей в прошлом году 2300 тысячи сирот и детей, лишенных родительской опеки, из детских домов обрели своих родителей. Это на 30% больше, чем пять лет назад! Благодаря нашему порталу, который работает с 9 декабря 2009 года, теперь имеют семью 1477 ребятишек. Это - и опека, и усыновление, и приемные семьи, и детские дома семейного типа. У портала в месяц 15 тысяч посетителей, это радует. Люди общаются на нашем форуме, задают вопросы, звонят, высказывают пожелания в наш адрес.

На сайте размещены фотографии и короткая информация о 15 тысячах детей. Конечно, мы хотим, чтобы фотографии абсолютно всех детей, которые могут быть усыновлены, - а это 31 тысяча - были на нашем сайте (всего же в Украине 100 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, причем это и дети, которые живут под опекой близких родственников – прим. авт.). Часто это не позволяет сделать качество фотографий, которые присылают из детдомов. Даже пришлось разместить  баннер с предупреждение о том, что на сайте есть некачественные фотографии и объяснением, почему они такие. Бывает даже, что ребенку уже 16 лет, а фотография в деле до сих пор та, где ему два года. Или, например, в Департамент по усыновлению передают фотографии, где дети сняты… лежа.

Расскажу такой случай. На нашем сайте была размещена фотография девочки, внешность которой была практически не различима. И вот одна из газет, с которой  у нас совместный проект «Малыши ищут маму», захотела написать об этой девочке, а фотографии хорошей нет. Мы неоднократно звонили в детский дом, чтобы нам прислали хорошую фотографию, они называли массу причин, почему этого сделать не могут. Случайно узнала об этой ситуации юрист этого детского дома. Она сама одела ее красиво, сделала фото и прислала нам. Девочка была просто красавицей, совсем другое лицо, чем на фотографии. Мы разместили фото на сайте, газета написала о ней – и буквально через две недели ребенка усыновили! Однако мы не отчаиваемся,  у нас появилось много сторонников в лице тех, кто посещает сайт. Люди нам пишут, что бывают в детских домах и сделают для нашего портала качественные фотографии. Но корень проблемы в том, что ежегодно в детдомах оказывается 8-10 тысяч детей!

- Напрашивается какой-то странный, если не сказать страшный вывод: детские дома не заинтересованы, чтобы детей забирали в семьи?

- Что бы там ни говорили, а в детских домах и интернатах детей стало меньше. Например, детей 1-2 классов практически вообще нет. Прежде всего потому, что сами украинцы стали по-другому относиться к усыновлению благодаря гораздо большей информации об этом. К сожалению, стало больше и супружеских пар, которые не могут иметь ребенка. А детские дома - это в том числе и рабочие места с большим количество обслуживающего персонала.  Я не думаю, что сотрудники интернатов злые люди, которые имеют что-то «против» этих детей, просто они зачастую сами выживают, работая в интернате.

- Стало быть, сделать их союзниками не реально?

- Мы уже думали об этом. Нам кажется, что нужно уходить немного в другое поле, а именно - работать с проблемными семьями, в которых уже завтра дети могут оказаться или на улице или в детдоме. Мы были в Санкт-Петербурге, где действуют дневные центры, которые работают с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах: лишились работы, не знают, что делать с ребенком-инвалидом или один из родителей потерял трудоспособность. Любая из этих причин может выбить семью из колеи, а под угрозой оказывается ребенок. Потому что если у нашего человека случается горе, что он начинает делать чаще всего? Пить! Ребенок в таком случае уже не нужен и родителей, если они не занимаются ребенком должным образом, лишают родительских прав.

Усугубил положение указ премьер-министра, который подписал указ о том, что детей из малообеспеченных семей можно помещать в интернаты. Очень многие общественные организации, в т.ч. и наш Фонд «Развитие Украины» выступили против этого, но он не отменен. Теперь у сотрудников интернатов развязаны руки: имея списки таких семей, они обходят близлежащие районы и уговаривают родителей, чтобы те отдавали детей в интернат. Мол, пятиразовое питание, полное казенное содержание. И некоторые - отдают. Однако, никто не поясняет, например, многодетной маме, которая воспитывает детей одна, что если в течение шести месяцев она по каким-то причинам не появилась в интернате, интернат может вообще ходатайствовать о… лишении ее родительских прав. А значит дети, имея нормальных родителей, которые их любят, могут быть усыновленными.

- Вы сотрудничаете и со службами по делам детей?

- Да, и в большинстве своем - это люди, которые переживают за детей, понимаю, насколько это большая проблема - сиротство. Эти службы - наши активные союзники, ведь они непосредственно работают с трудными семьями, знают, каково положение в детдомах. Наши ближайшие партнеры - руководитель Донецкой областной службы по делам детей Вера Витальевна Сагайдак,  ее заместитель Светлана Леонидовна Клочко. Обо всех наших проблемах знает и помогает их решать заместитель губернатора Донецкой области Елена Борисовна Петряева.  

Правила таковы, что в первый месяц после потери родителей ребенок может быть усыновлен только на территории, где он проживает, затем география постепенно расширяется до области и т. д. Но мы, конечно, стараемся, чтобы ребенок попал на сайт сразу. В прошлом году была такая история в Крыму. Мальчика привела в приют для несовершеннолетних родная бабушка, потому что она действительно материально очень стеснена и не могла содержать его, да и физически тяжело. К нам позвонила директор этого приюта и попросила разместить фото ребенка: «Он такой хороший, домашний мальчик», - сказала. Всего через неделю его фотографию увидели его будущие приемные родители. Причем, семья, которая взяла ребенка, не против, что его навещала бабушка, и он бывает у нее в гостях.

- Сложно ли собрать документы на усыновление?

- Нет. На это уходит месяц-полтора. Найдя ребенка, которого люди хотят усыновить, нужно обратиться в службу по делам детей, написать заявление и получить перечень документов, которые необходимо оформить. Это -  справка с места работы, медицинская, справка о том, что ты не был судим и др.

Проблемы начинаются уже в самом детдоме, куда будущие родители приезжают, чтобы познакомиться с ребенком. Это называется установлением контакта. Чаще всего в этом момент  приходят, кроме ребенка, ВСЕ сотрудники детского дома, да еще и позволяют себе сообщать, что ребенок не хочет идти ни в какую семью, потому что любит свою воспитательницу, либо еще кого-то из детдомовских «тетей», у него есть бабушка, («которая приедет к нему лет через 200»). И вот ребенку, которому шесть-восемь лет и для которого само известие, что у него могут появиться мама и папа, стресс, а тут еще выстраивается персонал. А ведь достаточно присутствие психолога, социальный педагога, которые вообще-то должны помочь ребенку в этой непростой для него психологической ситуации.

В таких случаях, а их очень много, мы обращаемся в службу по делам детей, которая должна присутствовать при установлении такого контакта, с просьбой «отсекать» лишних людей и помогать ребенку на этой встрече. Ситуации накаляются иногда до такого предела, что приходится подключать мэров городов к их решению. Мы хотим, чтобы они были в курсе того, что происходит в детском учреждении. Тем более, что они подписывают документы на опекунство, создание приемных семей. Процедура должна быть прозрачной и в интересах ребенка.

Многие родители рассказывают, что на этапе подготовки и сбора документов сотрудники детских домов отговаривают их от усыновления, рассказывают страшные истории про «дурную наследственность» и несуществующие заболевания у ребёнка… Поэтому мы взяли на себя такую функцию, как независимое обследование детей врачами, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть тот или иной диагноз. И, конечно, и мы, и родители были очень рады, когда страшные диагнозы такие, как ВИЧ-инфекция, гепатит С, порок сердца, не подтверждались, хотя были указаны в медицинских карточках детей.

Большая проблема - это суды, которые не всегда работают в интересах ребенка: не назначают долго заседания или переносят их по несколько раз. Люди едут иногда в город, где находится ребенок, за сотни километров, а им говорят, мол, прокурора сегодня не будет, до свидания. А ведь до решения суда ребенка нельзя забрать в семью и даже после решения это можно сделать только через 10 дней!

Но, потенциальные усыновители, которые нашли своего ребенка, все равно преодолевают все преграды и становятся его родителями. И у нас есть уверенность в том, что процесс усыновления будет идти, не зависимо от того, будет ли способствовать этому государственные чиновники. Потому что детей усыновляют даже те, у кого есть родные дети.

- Много ли усыновителей украинских детей среди иностранных граждан?

- Международное усыновление имеет место, но 70-80% детей усыновляют украинцы. Кстати, чиновники детских домов считают, что детям будет хорошо именно в иностранной семье. А мы так не считаем, потому что видим портрет современного усыновителя, и это - семьи обеспеченные, а иногда и очень обеспеченные, да и не это главное.

- Что в ваших перспективных планах?

- Готовим проект по  реформировании системы интернатов. Сейчас проходят консультации с экспертами, в том числе и из детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. Когда проект будет готов, мы передадим его на рассмотрение правительства. Дело это непростое, в частности, и возникает вопрос,  что будет с детьми, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Но есть и положительный европейский опыт, когда детей из таких семей отправляют не в интернат, а подыскивают пусть временную, но другую семью. А его родной семье помогают решать, и только видя, что люди не хотят ничего менять (например, не хотят работать даже при том, что их обучат новой профессии), детям ищут приемную семью.

В Европе наблюдается такое явление, как реинтеграция, чего у нас вообще нет. У подавляющего числа детей, живущих в детдомах, родители живы, но лишены родительских прав. Но никто их родителями не занимается, а зарубежный, да и наш опыт показывает, что восстановление нормальной семьи возможно. Потому что ребенок очень часто вообще последняя мотивация для родителей, чтобы хоть что-то делать. Например, в Горловке действовал международный проект по реинтеграции, и из 30 неблагополучных семей, где был дети, удалось сохранить - 27! Хорошие модели, когда людей лечат от алкоголизма, помогают найти работу и восстановить родительские права, есть в Киеве.  Или, например, в киевском частном приюте, где живут дети, у которых мамы сидят в тюрьме, заведено, чтобы дети писали им письма, посылали рисунки. И даже озлобленные мамы часто «оттаивают» душой, начинают отвечать на эти письма. Некоторые из них, выходя на свободу, были совершенно другими людьми, которые хотели, чтобы им вернули детей.


Беседовала Ирина Розанова.
Читайте также: