В "Городе Солнца" учат взрослеть, любить и бороться
«Донбасс» побывал в необычном донецком приюте, где помогают молодым мамам, четыре из которых с понедельника отдыхают со своими детками в Юрьевке
В этом двухэтажном доме необычной конструкции, расположенном неподалеку от Донецкого железнодорожного вокзала, находят пристанище те, кому жизнь пока отмеряла больше кнута, чем пряника. Созданный как приют для беспризорников, «Город Солнца» сейчас выполняет еще одну функцию - помогает молодым девушкам, очень рано родившим ребенка, становиться не только биологическими, но - Настоящими мамами.
Таня. Общая мама
- После того, как беспризорники практически исчезли с улиц, мы переквалифицировались, - рассказывает руководитель общественной организации «Альтернативный молодежный центр» Татьяна Носач. - На первом этаже у нас восемь мест для ребят от 17 до 19 лет, которые вышли из интернатов и пока еще не могут начать самостоятельную жизнь. А на втором обитают со своими детками девушки, рано ставшие мамами. Как правило - это сироты, выпускницы интернатов. Но есть и те, кто, даже имея семью, по каким-либо причинам оказался без крыши над головой.
Вот он, «Город Солнца».
В свое время коробку дома купил голландец, имевший в Донецке бизнес. Он не мог смотреть на наших ребят, оказавшихся на улице и нюхающих в 90-е годы клей чуть ли не на каждом углу. Потом подключились неравнодушные люди, которых и возглавила Таня - педагог по образованию. Несмотря на то, что у нее трое своих детей, она стала настоящей мамой для десятков обездоленных мальчишек, а также девочек, еще вчера нянчивших кукол, а сегодня - собственных детей.
- Первую юную мамочку к нам привел Вова Шейкин. Они с Катей познакомились в макеевском ПТУ №19. Ребятам-сиротам было по семнадцать лет, когда они стали родителями, - продолжает Татьяна. - Кроха-Дениска некоторое время провел в больнице, а потом мы помогли Екатерине забрать его, дали возможность жить у нас в течение полутора лет, в прямом смысле слова учась быть мамой.
Катя, Володя и Дениска Шейкины. С них всё началось…
Здесь же, в «Городе Солнца», Володя с Катей сыграли свадьбу («Донбасс» писал об этом в 2010-м), а весной этого года ребята переехали в свой дом на Лидиевке, доставшийся Екатерине по наследству. Так что у Дениски, которому в ноябре исполнится два года, имеется теперь собственная крыша над головой.
Татьяна Носач с сыном Сашей.
- Было время, когда у нас проживали сразу семь юных мам, - делится Носач. - Сейчас таких четверо. Для начала мы учим их, как покормить малыша, как помыть. А потом уже - борщ варить, профессию выбирать, планировать будущее, бюджет. Но главное - уметь бороться за свое место под солнцем. И, конечно, любить: крох, которых они произвели на свет, других людей, себя.
Лейла. Побег от брата
На вид ей лет 14-15. На самом деле дончанке Лейле уже 19, и у нее есть дочь Даша, которой идет третий год. Они оказались здесь в феврале благодаря службе по делам несовершеннолетних Пролетарского района. Пришли «на пару дней». И живут в «Городе Солнца» до сих пор.
Жизнь Лейлы до прихода в приют - практически сплошная черная полоса.
- Отца я не видела - тот сперва был в заключении, потом вышел, угодил в психушку и, в конце концов, умер, - рассказывает девушка. - Мама работала на рынке, потом уборщицей. Есть два старших брата: один и сейчас «сидит», второй в свое время отмотал срок за угон машины. Он-то, Сергей, и превратил нашу жизнь в кошмар.
Прежде чем найти тихую гавань, Лейла и Дашуня прошли через жуткие испытания.
По словам Лейлы, брат фактически выжил из двухкомнатной квартиры двух младших сестер и мать, которых периодически избивал. После очередной его вспышки гнева родительница три недели провела в больнице.
В одной из драк буйный брат лишился глаза. Но нрав его эта потеря не охладила. Последней каплей стал случай во время совместного просмотра какого-то фильма по телевизору. Сергей что-то недопонял, Лейла стала ему объяснять. «Да ты меня кумаришь!» - вдруг выкрикнул он и ударил сестру бутылкой в лоб.
И три женщины отправились скитаться. Снимали квартиру, жили в общежитии в районе мотеля. У мамы начались проблемы с сердцем, у Лейлы, которая работала в будочках для пополнения счета мобильников, однажды отнялись левая рука и нога. Дошло до реанимации.
Сейчас мать этой юной страдалицы обитает у знакомых сожителя, младшая сестра, которой в августе исполнится всего 16 лет, - со своим парнем. А Лейла - в «Городе Солнца», где ей уже помогли оформить пособие по уходу за ребенком и свидетельство о рождении крохи.
- Это чудо получилось незапланированным, - прижимает она к себе Дашу. - Ее папа знает о существовании дочки, но видел ее только на фото.
Именно здесь Дашенька начала ходить. В два года. Здесь же мама узнала о глухоте девочки.
- Она какое-то время не верила, что ребенок глухой. Думала, что раз девочка реагирует на нее, то всё в порядке, - делится Татьяна Носач. - Но мы обратили внимание, что Даша начинает паниковать, как только теряет Лейлу из вида. Даже когда та рядом, зовет ее, что-то ласковое говорит, малышка плачет. То есть, голоса кроха не слышит. Наши подозрения подтвердились после обследования у врачей. Девочке придется ставить слуховой аппарат.
В процессе всего разговора Дашуня, с которой я познакомился в кухне, где она с завидным аппетитом уплетала творожок, вытопывает рядом, постоянно посматривая на маму. То и дело роняет на пол пластмассовую собачку на колесиках. Та падает с грохотом, устраивает неимоверный механический «гавк». Мы, взрослые, вздрагиваем. Девчушка же и бровью не ведет. Говорит она пока только «мама» и «баба». Возможно, когда у нее появится слуховой аппарат, развитие девочки ускорится.
Лейла держится молодцом: надеется со временем устроиться на работу (возможно, на «Норд», где у нее есть знакомый), готова отвоевывать квартиру (уже подали в суд на принудительное выселение распоясавшегося братца).
- Но пока мы не торопим ее ни с работой, ни с учебой. Лейле нужно прийти в себя, выговориться (с ней работает наш психолог), научиться жить рядом с нормальными людьми. Почувствовать заботу, любовь, понимание. Всё то, чего она была лишена, - объясняет Татьяна.
Катя. Через тернии - к счастью
Еще одну местную жительницу, 19-летнюю Екатерину, жизнь тоже вдоволь нагладила против шерсти.
Она была совсем малышкой, когда умерла мама, поехавшая на заработки в Москву и взявшая с собой дочку. До 13 лет Катя жила в одном из тамошних интернатов. А потом оказалась в макеевском.
- Здесь было куда тяжелее: и стычки случались, и другие проблемы. Но ничего, выдержала, - вспоминает она.
Через полгода после того, как девочка прибыла в макеевский интернат, ее собралась удочерить иностранная пара. Но Катя отказалась. Испугалась…
- Согласись я тогда, у меня не было бы этого сокровища, - прижимает она к себе Камилину, которой сейчас год и восемь.
Впрочем, сначала она рождение дочки за подарок судьбы не считала. Даже чуть не потеряла ее, уйдя в загул. Но вовремя опомнилась. И смогла вернуть малышку из детдома благодаря содействию общественников из «Альтернативного молодежного центра». С пяти с половиной месяцев Камилина - жительница «Города Солнца».
- Явно не в капусте нашли, - уклончиво отвечает Катя на вопрос, есть ли у девочки отец. - Я сказала ему, что она умерла при родах.
По словам Носач, когда девочка появилась в этих стенах после детдома, она находилась на шести диагностических учетах у врачей. Буквально за полгода ее здоровье поправилось, а худющая, что узник Бухенвальда, Камилина стала набирать вес.
- Теперь Катюша у нас - образцово-показательная мать, - радуется Татьяна. - К тому же выяснилось, что у нее есть жилье в Макеевке: квартира на втором этаже двухэтажного дома в Ханженково. После нашего обращения к мэру Александру Мальцеву жилище отремонтировали. Но там проломлена крыша, да так, что улицу видно. Так что опять собираемся на прием к градоначальнику.
Екатерина не любит вспоминать прошлое. Ей куда приятнее жить настоящим, строить планы на будущее. В донецком ПТУ №23 она постигает швейное мастерство (там же обретают профессию еще две здешние молодые мамы-сироты; на учебу ездят по очереди, подменяя друг друга на «детском фронте»). Мечтает стать дизайнером, продолжить учебу. Камилина с сентября потопает в садик.
- Наша цель - как можно быстрее снять подопечных с «социальной иглы», - признается Татьяна. - Научить самостоятельности, ответственности, жить своим умом, делать правильные шаги. Как Даша, которая пошла в стенах «Города Солнца». И когда это удается, мы понимаем, что усилия не пропали зря.
Родственники становятся захватчиками
Кроме Лейлы и Кати, в «Городе Солнца» сейчас нашли убежище от жизненных невзгод 24-летняя Алена с пятимесячной Маришкой и 18-летняя Елена с Элеонорой, которой только-только исполнился месяц.
- Алена, которой мы помогали еще во время ее беременности, поселилась у нас лишь 1 июля. Она познакомилась по газетному объявлению с парнем, который находился в тюрьме. Приезжала к нему на свидание, после чего и родила, - рассказывает Татьяна Носач. - Теперь с Мариной ждут, когда их супруг и папа выйдет на свободу.
У сироты Лены, родившей от парня, у которого тоже нет родителей (он даже появлялся пару раз в «Городе Солнца» и видел Элеонору), имеется жилье. Равно как проблемы с родственницей, его занимающей.
- К сожалению, подобных случаев хватает, - вздыхает Татьяна. - Пока дети находятся в интернатах, родичи занимают принадлежащие им квартиры и дома. А потом не пускают вышедших в большую жизнь сирот на порог. И собаками травят, и с угрозами сюда приезжают.
Но хватает в «Городе Солнца», вернувшем несовершеннолетним матерям-сиротам 11 детей, и светлых лучиков. Спустя чуть больше года после того, как обрели семейное счастье Володя Шейкин, Катя и Дениска, похожая история случилась с Кристиной Хримли. 17-летняя девушка, которой Татьяна со товарищи помогли воссоединиться с малышкой Катюшей (врачи подозрительно рьяно пытались разлучить мать и дочь), около месяца прожила в приюте. Здесь ее разыскал Андрей, знавший Кристину еще до того, как она попала в интернат и встречавшийся с ней после. Молодые сыграли в апреле свадьбу, жених записал девочку на себя. Теперь все трое живут вместе.
P.S. "Город Солнца", который находится в районе ж/д вокзала Донецка по ул. Сиверской, 7, постоянно нуждается в помощи неравнодушных людей. В том числе и финансовой. Если у вас есть такая возможность - ознакомьтесь подробнее. Уточнить информацию можно по телефонам: (062) 349-57-59, (050) 820-90-48.
Андрей Кривцун. Фото автора.