Донецкие мастера создают уникальные колокола!

Начальник участка литья колоколов литейного цеха Сергей Самойлов: «Эти звоны станут нашими первопроходцами в Латвии».

Когда по улицам плывет колокольный звон, кажется, душа омывается им - всеохватывающим, чистым, светлым. Он созывает верующих к богослужению, сообщает о важных датах. Ранее им предупреждали об опасности, приветствовали возвращение воинов с полей сражений. Создавать звоны - великое, сложное и ответственное дело. И дается оно не каждому. Тем приятнее, что в нашем крае  живут настоящие мастера такого рода. Именно к ним, на участок литья колоколов литейного цеха ПрАО «Донецк­сталь-Метал­лур­гический завод», корреспондент «Донбасса» заглянул накануне Рождества Христова.

Как помог отец Зосима

С Сергеем Самойловым, возглавляющим этот необычный участок, мы беседуем в комнате, стены которой украшены множеством грамот. Есть среди них и бумаги о награждении Сергея Викторовича тремя орденами Православной Церкви. Первый: Нестора Летописца - получил за звонницы на кафедральном соборе Донецка - Спасо-Преображенском. Вручил его лично митрополит Владимир.

Здесь же - карта мира с прикрепленными флажками. Они обозначают места, где поют рожденные на участке колокола. Их очень много в России, есть в Германии, Греции, Грузии. Даже в Антарктиде. Вот-вот заберут уже отлитые - в Храм святого Николая латвийского Вентспилса (полная звонница - от 3 до 850 кг). А Украина, так вообще вся слышит перезвон голосистых «детей», отлитых на заводе, с которого в свое время начиналась столица шахтерского края.

- В Донецке они практические везде. Я живу чуть выше цирка, и в каждый церковный праздник из трех храмов, которые расположены неподалеку, звучат наши колокола, - делится Самойлов. - А начиналось всё в июле 2001-го. Тогда руководство завода приняло решение отлить семитонный звон для мужского монастыря Оптина Пустынь, что в Козельске - это Калужская область России. На месте теперешнего участка был склад, металлолом. В общем, делали всё с нуля...

Колокола Сергей Викторович, ранее руководивший сразу двумя цехами на «Донецкгормаше», пытался лить и до прихода сюда. Но именно оптинский, который делался под руководством опытного российского мастера Константина Чернова, стал первой значимой работой.

- У нас тогда, конечно, не было таких связей, как теперь. Даже с воском, который необходим при работе, возникли проблемы, - вспоминает Самойлов. - И знаменитый отец Зосима бросил клич: по всем храмам собирали огарки  свозили в Никольское. Раза три я к нему ездил, привозя оттуда мешки с нужным материалом. Его потом и на другие колокола хватило… Отец Зосима даже приходил к нам на участок с благословением. Был уже очень слаб, его поддерживали за руки. А лицо сияло, будто молодое... К годовщине его смерти мы сделали звонницу в Никольском.

Сергей Викторович с членами своей команды у 3,6-тонного колокола, который будет подавать голос со Свято-Георгиевского храма села Георгиевка (Марьинский район).

Сергей Викторович с членами своей команды у 3,6-тонного колокола, который будет подавать голос со Свято-Георгиевского храма села Георгиевка (Марьинский район).

Первый колокол давался с трудом. Делали его почти полгода. И всё же настал день, когда началась плавка. И на протяжении ее (а это около десяти часов) у печи, читая молитвы, стоял отец Досифей, игумен Оптиной Пустыни.

На заводе появились 1806 звонов!

- Хоть Чернов не особо разглашал свои секреты, мне удалось кое-что подсмотреть, - улыбается Самойлов. - Уже в ноябре, после того, как колокол отлили, Константин и его бригада уехали. А я стал налаживать самостоятельное производство.

Становление участка длилось почти два года. Помощники у Самойлова были приходящие. Но когда начались серьезные заказы, стало ясно - нужен стабильный коллектив. Сейчас под его руководством уже 12 человек. Люди разного возраста, но объединяет всех одно - вера и мастерство.

- Скульптора Настю, к примеру, брали сначала по трудовому соглашению, потому что ей не было и восемнадцати. А обнарядчик (украшает колокола иконами, надписями, узорами) Юлия Андреева трудится на заводе уже 30 лет. Ее сын Александр, некоторое время работавший пономарем в храме и научившийся там звонить, у нас не только занят на завалке металла во время плавки, но и показывает заказчику, как звучат наши колокола.

Здесь же трудится формовщиком сын Самойлова, Денис. Есть и Азаров, но не премьер, а прекрасный заливщик Александр Николаевич, на котором - вся плавка металла. А с помощью недавно работающего на участке скульптора Виктора Жука практически полностью заменили набор шрифтов, сделав его более красивым.

За всё время работы участка здесь ни разу не сделали двух одинаковых колоколов. На вопрос, сколько же звонов отлили за десять с половиной лет, с ходу ответить невозможно. Начальник участка начинает пересматривать записи:

- 1806! Размеры разные, но в массе это почти 574 тонны. Не включая тех, что сейчас в работе. Очередная плавка у нас будет после Рождества. Ждут отливки колокола в Кременчугский район, в Донецк Старобешево.

Тайны рождения

Создание колокола - процесс долгий и кропотливый. Когда с заказчиками (чаще всего это батюшки) обговорили обнарядку - украшение звона, художник создает эскизы будущих деталей на бумаге, а скульптор воссоздает их из пластилина.  Всё это обливают материалом, похожим на резину, - и получаются матрицы, повторяющие изображение в зеркальном отражении. В них заливают расплавленный воск. Такой наряд наносят на восковую же модель, которую накрывают металлическим конусом. Потом в ход идет керамическая смесь. Когда она застывает, то изнутри точно повторяется форма и узор восковой модели. Так получается внешний кожух, параллельно с которым готовится внутренняя часть - стержень. Их совмещают и направляют в литейную яму.

- Колокола льют из меди, олова и специальных добавок, которые - секрет мастера, - отмечает Самойлов. - Такой сплав называется колокольной бронзой. Нужны особая температура, верный расчет, чтобы звон «запел», а не бумкал, как кастрюля, или не разбился. Ведь колокольный металл очень хрупкий. Его можно сравнить с хрусталем. А звучит, потому что мы умеем сохранить в металле внутреннее напряжение. К нам приезжали российские акустики и признали донецкие колокола самыми лучшими. «Язык» же делают из самой мягкой стали (№3), чтобы тот не повредил звон.

На каждый колокол донецкие мастера выдают паспорт с указанием точных размеров, тональности изделия, надписей и икон, изображенных на нем, а также наименованием храма, где ему предстоит жить. Возможности участка позволяют создать звоны от 2,5 кг (диаметр - 13 см, высота - 13,5 см) до 16 тонн (диаметр - 2,76 м, высота - 2,88 м). На заказ могут нанести любой орнамент, даже воссоздать точные копии по фрагментам старинных колоколов. Более того - заводчане предоставляют профессиональные консультации, в том числе по улучшению имеющегося колокольного звукоряда, правильной подвеске звонов, обустройству места звонаря.

«Самые что ни на есть живые»

- Есть ли у литейщиков свои приметы?

- Когда идет плавка, мы не пускаем в цех посторонних. Уже уяснили, что в их присутствии, как правило, случаются сбои. Рождение же колокола должно проходить без суеты. Есть в нем таинство…

- Случались во время работы какие-то чудесные события?

- Скорее - в процессе размышления над ней. Как правило, когда начинаешь о чем-то думать, и оно не получается, хорошее решение приходит ночью. Бывает - во сне. Прямо как периодическая таблица в свое время Менделееву.

- Вы говорите о колоколах как о живых...

- А они такие и есть! Даже части их называются, как части тела человека: плечи, язык, ребро, уши... А голоса? Самые что ни на есть живые! Отношусь к ним как к своим детям…

Земляки удивляют

Самый большой из отлитых донецкими умельцами звонов - «Силы небесные» весом 13 тонн - возвышается над Свято-Троицким Болдинским мужским монастырем неподалеку от Смоленска. Чтобы его отлить, в цехе построили вторую печь. А освятил его перед дальней дорогой владыка Иларион.

К 70-летию митрополита Киевского и всея Украины Владимира был отлит семитонный колокол для Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры, навершие которого украшено изображениями ангела, тельца, орла и льва.

Семитонный чудо-колокол донецких умельцев украшает Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Семитонный чудо-колокол донецких умельцев украшает Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу во время его визита в Донбасс (29-31 июля 2009 года) была преподнесена в дар мини-звонница, на которую Самойлов и его мастера отлили три колокольчика массой 10 кг, 5 и 2,5 кг.

В 2010-м, к 65-летию Великой Победы, мастера изготовили уникальный звон весом в 860 килограммов, который теперь можно увидеть в донецком парке возле монумента освободителям Донбасса

В 2010-м, к 65-летию Великой Победы, мастера изготовили уникальный звон весом в 860 килограммов, который теперь можно увидеть в донецком парке возле монумента освободителям Донбасса (на фото). В сплав добавили гильзы и осколки, найденные на полях сражений.

Пятикилограммовый колокол местного производства побывал с нашими альпинистами на одной из вершин Антарктиды, а теперь поет в звоннице местного храма Живоначальной Троицы.

В прошлом году накануне Дня металлурга был освящен необычный прорезной колокол - с четырьмя отверстиями в форме крестов. Он не просто поет - после удара держит звук почти 40 секунд. А когда ухо уже не воспринимает, рука еще чувствует резонанс. А еще Сергей Викторович очень гордится, что его коллектив отлил бронзовый трехметровый памятник братьям Кириллу и Мефодию, установленный у входа в духовно-просветительский центр (бывший ДК металлургов) в Ленинском районе.


Андрей Кривцун. Фото автора.