Как это было. История подготовки Донецка к Евро-2012
В подготовке к Евро-2012 Донецк выделился среди других принимающих городов Украины и Польши. Столица Донбасса не потратила ни копейки из своей казны на сооружение и обновление объектов спортивной инфраструктуры, которые были необходимы городу для организации чемпионата.
Все расходы как, например, на строительство стадиона «Донбасс Арена», подготовку донецких тренировочных баз «Шахтера» и «Металлурга», взяли на себя частные инвесторы — владельцы местных футбольных клубов. В свою очередь, сохранив деньги от подготовки спортивных сооружений, город смог направить их на строительство и ремонт других объектов — прежде всего, социальной и транспортной инфраструктур. Ими дончане смогут пользоваться не только во время Евро, но еще и много десятков лет после чемпионата.
Аэропорт «с нуля»
Едва ли не вся транспортная инфраструктура города досталась в наследство еще с советских времен, а поэтому нуждалась в срочном обновлении, тем более в рамках подготовки к евротурниру. Больше всего волна реконструкции и модернизации зацепила донецкий аэропорт. Тут «с ноля» построили терминал, взлетно-посадочную полосу, авиационно-диспетчерскую башню, а также реконструировали места для стоянок самолетов.
Новый аэровокзальный комплекс включает терминал площадью 58000 кв. м., подъездную эстакаду и крытый трехэтажный автопаркинг на 600 мест. Нововозведенный терминал, который с марта 2012-го года успешно прошел тестирование разными техническими службами и службами безопасности, сможет обслуживать до 3200 пассажиров в час.
Он имеет 40 стоек регистрации, из которых две — для габаритных багажей, 22 пункта паспортного контроля на вылет и 20 пунктов — на прилет, а также две багажные ленты на вылет и вдвое больше на прибытие.
С лета 2011-го года в аэропорту заработала нововозведенная взлетно-посадочная полоса (ВПП). Впервые в июле прошлого года, на прочность ее протестировал самый большой самолет мира - АН-225, который во время торжественного открытия успешно приземлился на полотно. Длина ВПП составляет 4000 метров, ширина - 60 м. Эти параметры обеспечивают безопасность при взлете и посадке всех типов современных самолетов и соответствуют стандартам ИКАО к аэродромам с кодовым названием «4F», а это значит, что этот аэродром может принимать самолеты при любой погоде.
Накануне Евро-2012 в городе ввели в эксплуатацию обновленный вокзальный комплекс железнодорожной станции «Донецк». Как постоянно подчеркивал тамошний городской глава Александр Лукьянченко, вокзал был функционально устаревшим. «Последний раз его реконструировали в 1949 году, когда в городе было 440 000 жителей. Соответственно, после капитальной перестройки в Донецке без преувеличения можно сказать, что появился новый вокзал», - отметил глава столицы Донбасса. Реконструкция предусматривала строительство пригородного вокзала вместимостью 400 пассажиров, малого конкорса для перехода на повышенные пригородные платформы, транзитного вокзала вместимостью 150 человек, конкорса вместимостью 1700 человек для обслуживания пассажиров дальнего сообщения, реконструкцию существующего вокзала, вложения новых путей, строительство новых платформ, а также замену коммуникационных и информационных сетей. Перестройка существенно улучшила технические характеристики станции. Это отразилось на увеличении емкости пригородного вокзала с 700 до 2100 человек, удлинении путей и пассажирских платформ, а также обеспечило удобные условия для обслуживания инвалидов. Всего обновление вокзала позволит увеличить обслуживание пассажиропотока с 17 до 35 тысяч в сутки.
Дороги - под микроскопом
Для комфортных и безопасных условий пребывания иностранных гостей в городе, облегчения их ориентирования в центральной части Донецка в мае 2012-го были установлены специальные знаки для пешеходов и водителей. В целом город пополнили 1700 новых знаков, из которых 600 - пешеходные указатели, 100 - дорожные знаки, а 1000 - для общественного транспорта. Все они были изготовлены за счет УЕФА и установлены силами местной власти.
Но больше всего жители Донецка ощутили приход Евро с появлением на центральных дорогах города крупногабаритного общественного транспорта, брендированного в стилистике чемпионата. В течение нескольких лет город приобрел 100 троллейбусов и около 50 автобусов разной вместимости.
Подготовка к Евро позволила также улучшить дорожную инфраструктуру на подъездах к Донецку и в самом городе. За период с 2008 по 2011 годы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог ушло 375,9 млн грн, из которых 124,1 млн грн - средства городского бюджета, 251,8 млн грн грн - госбюджет. За эти деньги построены и реконструированы 360 000 кв. м и отремонтировано 127 000 кв. м дорог.
Существенно выросли и объемы гостиничного хозяйства, а в связи с конкуренцией улучшилось качество предоставления гостиничных услуг. Только с начала 2012 года в Донецке открылось более десяти отелей различной звездности и вместимости. Крупнейший из них - «Шахтер Плаза», в котором есть 322 номера, конференц-зал, бар и ресторан, SPA.
Организация размещения фанов чемпионата, для которой город должен обеспечить бюджетные места для проживания, дала возможность улучшить условия в студенческих общежитиях. Больше всего комнат отремонтировали в общежитиях Донецкого национального университета экономики и торговли им. Туган-Барановского - 505 спальных мест, Донецкого государственного университета управления - 256 мест, а также в двух общежитиях Донбасской национальной академии строительства и архитектуры в Макеевке - по 429 мест в каждом.
Чтобы улучшить коммуникацию с гостями чемпионата, каждый отель самостоятельно организовывал студии по изучению английского языка для обслуживающего персонала. В свою очередь, обучением иностранным языкам работников, которые занимаются операционной деятельностью общежитий и санаториев, занималась Ассоциация хостелов Украины.
Донбасс-Арена - визитная карточка
Вне всяких сомнений, изюминкой Донецка к Евро-2012 стал новый 51-тысячный стадион «Донбасс Арена», который в народе прозвали «летающей тарелкой» и «бриллиантом». Уникальный объект, который от других европейских топ-стадионов отличает овальная форма и полностью застекленный фасад, дополняет зеленый парк, который радует глаз в течение всего года. Его площадь - 25 га, где разместились 77 000 растений, половина из которых - розы.
Кроме требований УЕФА к современным стадионам, которые отвечают негласному правилу трех «S»: safety (безопасность), security (охрана), service (сервис), заказчики строительства «Донбасс Арены» добавили еще одно правило «S» - special atmosphere (особая атмосфера), устанавливая новый уровень комфорта и сервиса для зрителей. Это ощущение возникает благодаря стопроцентной обозримости футбольного поля с любой точки зрительских трибун.
Уникальными являются инновационные технологии арены. Во-первых, светодиодные экраны на южной и северной трибунах, площадь каждого из них составляет 92 кв. Во-вторых, система инфракрасного обогрева трибун, с помощью которого можно увеличить температуру в чаше стадиона на 12-14 градусов, по сравнению с температурой вне чаши, что обеспечит больший комфорт посещения матчей в холодную погоду.
На стадионе размещены 53 фаст-фуда, фан-кафе, четыре «серебряных» бара, три ресторана («Бриллиантовый», «Платиновый» и «Золотой»), медиа-кафе и лаунж-бар. Большое количество заведений общественного питания и интересных шоу-программ делает «Донбасс Арену» мощным развлекательным центром. Накануне начала матча, а также в нематчевые дни, стадион посещают много семей с детьми.
Учитывая передовые технологии арены, высокий уровень сервисного персонала, а также любовь горожан к футболу, «Донбасс Арену» потенциально рассматривают как стадион для проведения финалов Лиги чемпионов и Лиги Европы. Каждый дончанин гордится стадионом Евро. «Донбасс Арена» стала визитной карточкой Донецка, местные жители считают ее символом красоты и могущества края.
Опыт из фан-зоны
Одним из положительных моментов для развития города, который дает Евро-2012, стал опыт проведения рекламных мероприятий, которые анонсировали его приближение. Если говорить о массовых праздниках, таких как «400 дней до старта», «1 год до старта», «300 дней до старта» Евро-2012, то каждое из этих событий собирало более 2 тысяч посетителей. Полезным опытом для управленцев города стала организация в рамках этих празднований различных массово-спортивных событий: детские олимпийские игры, спортивные игры и развлекательная программа, происходившие преимущественно в местном Парке культуры и отдыха имени Щербакова. Во всех этих мероприятиях принимали участие руководство города и области, Друзья Евро-2012, которые лично награждали победителей конкурсов и соревнований.
С ЧЕ Донецк получил также опыт организации фан-зон. Она была официально создана в рамках проекта УЕФА на аллее перед стадионом «Шахтер». Эту территорию выбрали неслучайно: она больше подходит с точки зрения безопасности пребывания большого количества людей, а также возможность подключения ко всем необходимым коммуникациям.
На территории фан-зоны созданы комфортные условия для просмотра футбольных матчей и проведения досуга футбольными болельщиками. Для просмотра футбола здесь установили большой экран размером 14,5 м на 8,5 м, а также один дополнительный - 6 м на 4 м. На центральной сцене обещают организовать выступления творческих коллективов города и области, масштабные концерты, викторины и конкурсы от спонсоров турнира.
Готовясь принимать во время турнира невиданные прежде десятки тысяч болельщиков, службы безопасности Донецка и страны получили опыт организовывать правопорядок в городе во время проведения массовых спортивных мероприятий. Конечно, Донецк имел опыт проведения игр с участием «Шахтера» и даже проблемных матчей, когда «горняки» играли против принципиальных соперников. Однако, до того местные службы еще серьезно не сталкивались с приемом сразу нескольких разнонациональных групп фанатов.
Для ликвидации и решения внештатных ситуаций на «Донбасс Арене» прошли многократные обучения по организации порядка и безопасности во время проведения футбольных игр. Основными участниками этого учебного конфликта становились преимущественно студенты Донецкого юридического института, имитирующие драки, зажигающие файеры, взрывающие петарды. Подобные тренировки проходили до начала чемпионата. Кроме того, в рамках организации безопасности Евро, было создано 20 объектовых оперативных штабов в официальных местах чемпионата и местах массового пребывания болельщиков и гостей.
Имидж: сила и красота
Столица Донбасса пыталась получить максимальные дивиденды от внимания, которое было приковано к городу во время подготовки к Евро-2012. Проведение чемпионата стало лучшей возможностью продемонстрировать всем новый имидж Донецка не только как промышленного и бизнес-центра страны, но и как современного города со своей историей и культурными особенностями.
В рамках подготовки к чемпионату в феврале 2011-го года был утвержден новый туристический логотип города: «Донецк. Сила и красота ». Впервые лого представили на международном форуме «Украина: брендинг страны и городов». Новый бренд «Уголь и роза» символизирует контрастность и многогранность Донецка - города не только тяжелой промышленности, но и миллионов роз, балета мирового уровня.
В годы подготовки и до сегодняшнего дня концепция нового имиджа города активно популяризируется не только среди его жителей, но и среди мирового сообщества. Вся печатная и сувенирная продукция выпускается с нанесением нового логотипа.
Новое позиционирование, как ожидают местные специалисты по брендингу и туризма, поможет Донецку получить положительный имидж и рейтинги репутации, что приведет к увеличению не только бизнес-проектов и инвестиций, но и туристического потока. К наплыву туристов, как утверждает власть, столица Донбасса готова: специально разработаны и внедрены в Евро-2012 туристические маршруты Донецка и области предлагают гостям все виды отдыха.
По материалам: www.ukraine2012.gov.ua