Владимир Молчанов снял копанки Донбасса

Можете себе представить шок российского VIP-журналиста (хотя он-то повидал многое!) при виде согбенной старушки, перебиравшей в темном покосившемся сарае уголь? «Достойная» старость одинокой шахтерской вдовы.

В Стаханове Луганской области, наших Шахтерске и Снежном побывала съемочная группа известного российского тележурналиста Владимира Молчанова и телекомпании «Интер», которая уже завершила съемки документального фильма о сегодняшней жизни в Донбассе.

Двадцать один год назад на главном телеканале теперь уже бывшей страны прошел фильм «Забой», который произвел сенсацию. Это был откровенный рассказ о чудовищных условиях труда и жизни советских шахтеров. Он был показан, как рассказывал Молчанов в одном из своих интервью, ночью в телеэфире, а приблизительно через полчаса взорвалась одна из шахт, где они снимали. Погибли несколько десятков человек. И это стало абсолютным подтверждением того, что журналисты показали в фильме. Тем не менее, вспоминал Молчанов, звонили ортодоксальные коммунисты, кричали, что всё в фильме - ложь, что его нужно запретить.

Телепрограммы «Взгляд» и «До и после полуночи», поражавшие своей откровенностью, как многие считали, «раскачивали эту лодку - Советский Союз и способствовали тому, что тот рухнул». «Но мы этого не хотели, - подчеркивал Молчанов, - мы даже не задумывались над этим… Нормальной страны хотели, где можно свободно ходить, говорить, свободно ездить за границу и слушать ту музыку, которую хочешь, читать те книги, которые хочешь».

Фильм снимали в «Стаханов­угле», генеральный директор Игорь Йоффе предоставил тогда документалистам полную свободу действий. Владимир Кириллович сейчас вспоминает, что шахтеры с открытой душой шли на встречу, отбоя не было от желающих пооткровенничать.

И вот два десятилетия спустя - тот же Стаханов. Но плюс и наши малые шахтерские города, ситуация в которых как ни в каких других характеризует, что происходит в отрасли и стране. Понаслышке знает московский VIP-журналист о копанках и дырках, поэтому и приехал в Шахтерск и Снежное, чтобы на месте всё увидеть, пообщаться с горняками, их семьями.

Что из этого вышло, телезрители Украины увидят вскоре на «Интере», а пока - несколько штрихов о мнении Владимира Кирилловича об этой экстремальной поездке в Донбасс.

Его поразили нищета и неустроенность окраин, ужасные дороги. Ехали из Стаханова через Дебальцево, села Никишино, Рассыпное Шахтерского района, где о нормальных трассах народ давно забыл.

- Машины, наверное, угробили, - сетовал Молчанов, - а нас растрясло, спины не чувствую. Впрочем, Шахтерск, вполне приличный городок.

Съемочная группа побывала в прогремевшем благодаря эстонским документалистам на всю страну полуразрушенном снежнянском поселке шахты №8, встретились с главным героем ленты их коллег - Юрой Секановым. Местные жители рассказали о своем житье-бытье, о работе в копанках, показали те, что были в каждом дворе, и одну - с  еще сохранившейся погрузкой.

Герой фильма Шахта №8 Юра Секанов показывает гостям дырку в своем дворе.

Герой фильма «Шахта №8» Юра Секанов показывает гостям «дырку» в своем дворе.

Но если десятилетия назад горняки в очередь становились, чтобы поделиться с телевизионщиками наболевшим, то сейчас в Стаханове, что особо поразило Молчанова, мало кто решался хоть что-то сказать на камеру. Люди боятся, что за откровение их просто уволят с работы. А другой - нет! Разве что нелегальная. И показуха удивила:

- Делали съемки на обогатительной фабрике, где трудятся в основном женщины. Приходим, а они стоят у транспортерной ленты почти в белоснежных платочках и новеньких перчатках, - поделился Владимир Кириллович. - Спросили, почему они такие чистенькие, а те наивно в ответ  - нас же снимать будут…

С женой-испанкой познакомился на «картошке»

Супруга Молчанова - Консуэло Сегуро (они всегда вместе работают над документальными фильмами, она была и режиссером его «До и после полуночи») на вопрос, видела ли где-либо такие поселения, ответила: «Разве что в Южной Африке». А эта творческая пара мир повидала! Родители Консуэло еще детьми были вывезены в СССР во время гражданской войны в Испании (конец тридцатых годов прошлого века). Сначала она училась на Кубе, где жили и работали ее родители, а потом в СССР. Познакомились Владимир и Консуэло в вузе, где она училась на испанском, а Владимир на голландском отделении. Точнее, не в институте, а «на картошке». В те годы осенью студентов в сентябре отправляли, как мы говорили, «в колхоз», помогать сельчанам убирать урожай. Поженились, когда Владимиру было 18. И всю жизнь - вместе! Последние тридцать лет и работают плечом к плечу.

Владимир Кириллович обращался к ней исключительно по-домашнему - Чата (курносая), согласовывая с нею все моменты съемки. Вместе они сделали уже немало документальных фильмов, дошла очередь и до Донбасса. Вскоре лента будет представлена на суд телезрителей.


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: