День шахтера: как все начиналось
Отмечание Дня шахтера стало для нас настолько привычной процедурой, что уже сложно представить себе время, когда этот праздник отсутствовал в календаре. Между тем, Дню шахтера – всего 64 года. Или уже 64?
В канун главного праздника Донецка самое время вспомнить, как все начиналось.
Почему конец августа?
Как известно, День шахтера отмечают в последнее воскресенье августа. Почему? Есть мнение, которое проявляет себя уже многие годы, что таким образом партия и правительство пошли навстречу народу. Чтобы, значит, погода для празднования была более прохладной, чем в разгар лета, а значит, соответствующих напитков (конечно, в основном безалкогольных) без вреда для здоровья можно было потребить больше.
Может, оно и так. Но есть более выдержанная и, если честно, более реалистичная версия. В эту пору – в конце августа 1935 года - случилось событие, ставшее для отрасли знаковым. В ночь с 30 на 31 августа легендарный Алексей Стаханов установил свой исторический рекорд. Правда, это была ночь с пятницы на субботу, а совсем не воскресенье. Но тогда, в 30-е годы ситуация с выходными вообще сильно отличалась от всего. Действовала система «шестидневки», и выходными днями считались не воскресенья, а фиксированные числа каждого месяца (в том числе, 30-е). Так что рекорд Стаханова устанавливался в ночь с выходного на рабочий день.
В общем, принципиальным является тот факт, что самое выдающее событие в советском шахтерском движении произошло на излете августа.
Кто придумал?
С предложением учредить профессиональный праздник шахтеров в высшие сферы вошли два угольных министра – А. Засядько и Д. Оника. Именно два, и одновременно. Ничего странного! Тогда, в послевоенные годы, правительство придумало систему, когда в стране было два отраслевых министра. Один управлял шахтами западной части СССР, второй – восточной. Задачи перед ними стояли разные, имелись и разногласия, но в пробивании Дня шахтера они объединились. Впрочем, главным «толкачом» проекта стал все-таки Засядько.
Особых проблем в деле продвижения идеи не встретилось. Значение углепрома в те годы никто не подвергал сомнению, и сделать шахтерам приятное, тем более таким дешевым способом, никто был не против. Но как-то все шло не слишком быстро. «В начале июля 1947 г. оба документа были отправлены в соответствующие государственные органы. Однако прошел июль, потом и август, а указанные документы все еще не подписывались. На вопросы министров работники указанных ведомств вначале отвечали, что документы находятся на согласовании в министерствах, которым в этих документах есть поручения или задания, а позже сообщали, что они рассматриваются «на самом высоком уровне»», - описывает нелегкий процесс «Российский уголь».
В итоге, только 10 сентября 1947 года в «Ведомостях Верховного Совета СССР» опубликовали Указ № 32, в котором лаконично говорилось: «Установить ежегодный праздник «День шахтера». «День шахтера» праздновать ежегодно в последнее воскресенье августа месяца». Говорят, что, увидев этот Указ напечатанным, Александр Федорович Засядько досадливо крякнул («Эх, жаль, что в этом году праздник испортили!») и немедленно выпил (за здоровье всех шахтеров страны).
Как праздновали?
Ну, а раз не получилось в 1947-м, то на следующий год должно было получиться так, чтобы по всей стране зазвенело. Тем более, что до шахтеров свой профессиональный праздник получили представители только одной профессии – железнодорожники. Так что дело было еще совсем новое и незаформализованное.
Тем не менее, без формальностей, конечно же, не обошлось.
В начале 1948 года министры издали совместный приказ «О подготовке к празднику «День шахтера»». Что предписывалось? Что все работники угольной промышленности должны встретить этот праздник производственными достижениями и улучшением жилищно-бытовых условий жизни. Что надобно крепить трудовую дисциплину. Что крайне необходимо вводить в работу новые машины. Что требуется ускорить строительство и реконструкцию шахт. И, конечно, предприятиям и объединениям предлагалось подготовить списки особо отличившихся в труде для награждения.
И вот наступил красный день – 29 августа 1948 года. Несмотря на воскресенье, в Москве прошло торжественное заседание. Присутствовали представители Совета Министров СССР, а также передовые рабочие и инженеры из всех угольных бассейнов страны. Не обошлось без посланцев дружественных стран. Было принято обязательство добиться в следующем году невероятных успехов в работе. Аналогичные заседания прошли в комбинатах и трестах, на шахтах и разрезах. Большинство газет поместило на своих страницах статьи о угольной промышленности, знатных шахтерах и праздновании Дня шахтера. Несколько дней на эту тему шли радиопередачи. В шахтерских городах и поселках проходили концерты и гуляния.
Вот о последнем, в применении к Сталино, расскажем поподробнее.
Как отмечали?
Во-первых, накануне праздника город постарались привести в наилучшее состояние. Трудящиеся поселков и не только вышли на родные улицы и сделали их краше. Трудно сказать, сколько в этом было личного энтузиазма, а сколько – полезного принуждения, но вот, например, на поселке шахты №30 треста «Рутченковуголь» целые группы женщин взялись за прокладку тротуаров. Поселок был совсем новый, не совсем благоустроенный, а мужья и так мантулили на тяжелой работе. Спутницы жизни проявили сознательность. Возглавила их старейшая горнячка Королева. Параллельно она была депутатом областного совета. Случайным ли стал этот прилив энтузиазма именно в ее поселке? Возможно.
Подготовились на славу – и отдохнули с чувством. Гвоздем праздничной программы, конечно, стал салют в парке Щербакова, деликатно названным «вечером огня». А перед этим на старом еще стадионе «Шахтер» состоялся спортивный праздник. Он шел с 11 утра до 9 вечера. В нем были представлены чуть ли не все олимпийские виды спорта. Гимнасты и акробаты, только что прибывшие со Всесокольского слета в Праге. Прыгуны в высоту (жительница Сталино Емельянова победила, преодолев планку на космической высоте 140 сантиметров). Бокс, где чемпиона СССР Николая Перова чуть не побил 19-летний сталинский паренек Борис Харитонов. Борьба, где показали свою богатырскую удаль чемпионы Европы Белов и Ялтарьян. И, конечно, гвоздь программы – штангист Григорий Новак, который тогда находился в расцвете сил и славы. Заслуженный мастер спорта, чемпион мира – первый из советских спортсменов, завоевавший такой титул. Любимец страны и женщин. В Сталино Новак рекордов не побил, но блеснуть – конечно, блеснул.
Не обошлось без футбола. Правда, поскольку «Шахтер» в этом время пребывал во втором дивизионе, а игра требовалась высшего уровня, придумали невероятное – устроили в Сталино матч высшей лиги (группы «А», как тогда говорили) с участием двух приезжих команд. Насколько помнится, ни до, ни после такого интересного казуса у нас не случалось. В итоге, московское «Торпедо» победило куйбышевские «Крылья Советов» - 1:0. Игра вышла скучной – «Крылышки» славились своими оборонительными схемами. Наверняка «Шахтер» сыграл бы веселее, несмотря на свой скромный статус. По такому поводу прыгнули бы выше головы.
А еще, в праздничный день на Театральной площади вечером играл оркестр. А в кинотеатре Шевченко показали первую серию фильма «Большая жизнь» (к восторгу местной публики). А в Доме инженера и техника устроили большой концерт для интеллигенции. А что творилась на поселках и в балках!
Что было дальше?
В следующем, 1949-м году праздник получил дальнейшее развитие. Состоялось то, без чего в дальнейшем День шахтера был немыслим – сборный праздничный концерт на стадионе «Шахтер». А кроме того, в парке Щербакова с большим размахом провели карнавал («В парке открыта продажа масок, принимаются заказы на изготовление карнавальных костюмов»)...
А в следующем году на День шахтера открыли реконструированный стадион, поражавший архитектурной вычурностью (башни, скульптуры, итальянский дворик)…
Дело пошло. Праздник прижился и действительно стал в нашем городе главным. Ну что ж, товарищ Засядько умел угадывать то, о чем народ только мечтал. Имел человек такой талант. Недолго, но имел.
По материалам: www.donjetsk.com