В копанке под Тюльпаном разбились четверо горняков
Три человека погибли, один с тяжелейшей травмой позвоночника и ключицы - в больнице. Борется за жизнь Сергей Мерка, ему - 29 лет. Отец двоих детей, младшей дочке - полгодика. Погиб его родной брат-погодка, Руслан, у него осиротела дочка. Жизнь их друга Романа Дубкова тоже оборвалась. Все трое - торезцы. И Александр Вышкребец из Донецка, едва устроившись на «дырку», навеки останется молодым. Таковы последствия трагического происшествия на частной шахтёнке, расположенной у поселка Тюльпан на территории Шахтёрского района.
Видит око, да зуб неймёт…
Земли этого района обезображены копанками, карьерами и прочей нелегалкой. Под Петропавловкой и Грабово, под Камышаткой и так далее - норы, дыры, карьеры, из которых одним текут в карманы миллионы, а другим, как Юлии Дубковой, матери двоих сыновей, погибших в ночь на четверг, а также ее невесткам и внукам - копейки на похороны…
Копанки роют, чтобы качать уголь и абсолютно наглым образом, зная, что власти только для вида кому-то пальчиком погрозят, а то и просто руками разведут, а действенных мер так и не предпримут, и полулегальным - с хитрой подделкой под законность…
Правоохранительные органы, надеемся, разберутся, почему шахтоучасток, где погибли эти молодые люди и который, как все прекрасно знают, добывает уголь, считался… подготовительным для дальнейшего строительства шахты. Его официальное название, уточнил прокурор города Виталий Гульченко, таково: разведывательный шурф №7 пласта Н7 - Н8 поля шахты «Западная» участка «Ольхово-восточный» ООО «Шахтоуглесервис». Всего таких шурфов в ООО - 17.
К слову, пресс-секретарь горотдела милиции Оксана Демьяненко сказала, что руководители шахты о видах работ говорят уклончиво. Велись, мол, «горные работы». То есть о добыче все помалкивают. Имея лицензию и некоторые другие разрешительные документы, фирма вроде бы пока только строила шахты. А как это проверить?
Заместитель начальника восточной региональной горнотехнической инспекции Сергей Лунин рассказал, что по идее этот участок не должен был работать, сюда регулярно приезжают инспекторы с предписаниями прекратить работы, опломбируют оборудование. Кто был наказан за то, что запреты РГТИ игнорировались? Разве что смерть горняков подействует. Может быть…
- Нам иногда даже некому эти предписания вручать, - отметил Лунин. - По закону мы за десять дней (!) должны предупредить о своем приезде. Поэтому, когда появляемся на объекте, никто не работает, на месте одна охрана.
Какой «удобный» закон! В первую очередь, конечно, для нарушителей. И надзорным органам хорошо, вроде бы контролируют, стараются… То есть видит око гряду полулегальных дырок, копанок и так далее, грабящих недра, гробящих мужиков, да зуб неймёт! Сейчас, конечно, начнутся проверки, в СМИ уже звучат предположения, что у этого ООО заберут лицензию.
Эта шахта, больше похожая на обычную копанку, похоронила троих ребят.
Молитесь, мамы!
- Мне позвонили из больницы, сказали, что младший сын в реанимации, а старший погиб, как и их друг Роман. - Юлия Дубкова, как казалось, еще не осознала, что произошло. Она не рыдала, не истерила, бедненькая. - Не знаю, что делать, вот примчалась узнать, как Сережа.
Оба сына (они у нее погодки) давно и без официального оформления работали, как они сами маме говорили, «на дырке». Старший Руслан пытался устроиться на шахту «Прогресс» в Торезе, где вся семья живет, но туда приема нет. А здесь, у Тюльпана, работали на молотке и в паре с забойщиком - на лопате. Всякий раз, провожая их мысленно на смену, мать молилась.
- Просто своими словами просила Бога спасти и сохранить их. А накануне страшный, очень тревожный сон приснился, я и молилась, и всё делала, чтобы он не сбылся…
Она показала фотографии, которые постоянно носит с собой: вот Серёжа и Руслан вдвоем, а тут мама с Серёжей на его дне рождения. Дай Бог, выживет, будет второй день рождения отмечать. В четверг утром к нему приезжал нейрохирург для консультации, но пока медики только говорят: «Состояние тяжелое».
Четверо парней ехали в «ладье», которой поднимается на-гора уголь, нарушая при этом правила техники безопасности. Пешком надо было идти! Трос лебедки оборвался, и все полетели вниз метров на 70. Этот метраж в РГТИ называют только со слов руководителей (хотя в СМИ говорят о 180 метрах), так как инспекторы… ни разу не спускались вниз (по инструкции без плана ликвидации аварии и так далее спускаться в выработку нельзя, к тому же РГТИ известно, что проветривания там… нет). Это случилось в полночь на четверг, в час ночи сообщения поступили в милицию и РГТИ, а в два ночи Сергея Мерку (Юлиного сына) доставили в реанимацию.
Кто бы мог предупредить такое нарушение? Как видим, работяги рисковали не только тем, что могли элементарно задохнуться. Оборудование тут такое, что невольно вспоминаешь интермедию о «шморгалке»: в кайбаше, где стоит лебедка, двигатель на каких-то веревочках-проволочках, всё так примитивно, понарошку, грязно. Если это шахта, то что такое дырка?
- Здесь нет плана ликвидации аварий, без которого горноспасатели не берут предприятие на обслуживание, нет службы техники безопасности, охраны труда, - подчеркнул Сергей Лунин. - Сколько мы ни требовали организовать их, увы… И еще: все четверо не были официально оформлены, и как производственный травматизм это происшествие не может квалифицироваться.
То есть можно представить всё так: «совершенно посторонние люди», пока шахта была вроде бы «опломбирована», на свой страх и риск добывали здесь уголь? Опять хорошо! И РГТИ, у которой нет роста травматизма, и владельцу шахты, который к погибшим… «никакого отношения» может не иметь?
Пресс-секретарь Шахтерского горотдела милиции Оксана Демьяненко рассказала, что уже опрошен лебедчик, который работал в ту смену, когда оборвался трос.
Непобедимый угольный бандитизм
Самое страшное, что никто уже не верит, что дырочный бизнес можно победить, куда, в какие верхушки власти страны ведут ниточки его покровительства? Можно лишь проследить, кому в таких объемах нужен уголь, кто сейчас активно внедряется в этот бизнес, и делать предположения. Почему так лояльны местные власти к угольным бандитам? Боятся окрика? Или сами в деле?
Вот и сейчас все мы погорюем в связи с невосполнимой утратой, продолжим оправдывать нелегалов. Мол, всё ж рабочие места дают (то есть зарплату в конвертах). Люди заняты, преступность - не растет. Иначе грабёж был бы тотальный, как в 90-е.
Всё это хлипкие оправдания тех, кто не о казне и правопорядке заботится, а о себе любимых, о своих карманах. А совесть… Что с нею сделается! Она - в первозданной чистоте, ею чиновники и «дырочники» не пользуются?
Валентина Постнова. Фото автора.