"На зенитно-ракетной установке мы поехали прямо по полю!" Три истории экстремальных родов в снежных заносах (ФОТО)
Из-за непроходимых четырёхметровых сугробов на трассах МЧС пришлось задействовать зенитно-ракетный комплекс.
Захлестнувший область снегопад принёс жителям немало неприятностей. Однако отсутствие электричества и невозможность добраться на работу - ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить трём жительницам Приазовья, которые, будучи на девятом месяце беременности, оказались отрезанными от цивилизации. В разгар вьюги женщинам подошла пора рожать.
30 километров преодолевали восемь часов
Этот день семья Яли из села Кременёвка Володарского района не забудет никогда. Сперва - паника из-за незнания, что делать и куда бежать, потом - непрерывные звонки в МЧС с вопросом:"Ну, когда, наконец, машина будет? Жена рожает!"
- Дом замело снегом по самую крышу, - вспоминает муж роженицы Константин. - По дороге не то что не проедешь - даже пешком не пройдёшь! Сугробы по пояс. А тут супруге - в роддом. Стали звонить в "скорую", а там говорят: "Не можем - техника в снегу завязнет!" Что делать, к кому обращаться? В селе и окрестных деревнях больниц с роддомами нет - только в Мариуполе. Хочешь - не хочешь, а ехать надо. Не самому же роды принимать! Благо, дозвонились спасателям. По телефону обнадёжили - сказали, что техника имеется, надо только подождать. Нам повезло и, несмотря на серьёзную поломку машины, военные прибыли как раз вовремя.
Лина Яли: "Всю дорогу я сильно нервничала и успокоилась только тогда, когда заехали в Мариуполь".
Уже при выезде в Кременёвку машина как назло вышла из строя. Экипажу ракетно-зенитного комплекса пришлось ремонтировать её в экстремальных условиях. Каждая минута была на счету, особенно учитывая сложность погодных условий.
- Ребята ремонтировались около семи часов: с семи вечера до двух ночи - рассказал Константин. - За нами приехали в начале третьего. Если честно, мы уже перестали надеяться… Но, Слава Богу, всё обошлось. Военные довезли нас до памятника сталевару, а там нас встретила бригада "скорой", которая доставила жену в левобережный роддом №2.
Как призналась роженица Лина корреспонденту "Донбасса", всю дорогу она тряслась от страха застрять где-нибудь в сугробе.
- Я даже тряски не чувствовала: наверное, так перенервничала, - рассказала молодая мама. - Ребята довезли быстро, что называется, с ветерком. Помогли подняться на машину по ступенькам, опуститься внутрь, всё это время со мной был муж - казалось бы, что переживать? Но облегчение наступило только тогда, когда мы въехали в Мариуполь.
Врач роддома №2 Надежда Шапран: "На моей памяти девочек привозили на "танке" впервые!"
В родильном доме констатировали: 24-летнюю Лину Яли привезли как раз вовремя.
- Очень хорошо, что семья забила тревогу, и девушку транспортировали ночью, - отметила врач Надежда Шапран. - Ведь это вторые роды. Как правило, они наступают внезапно и проходят быстро. Сегодня к нам поступила ещё одна роженица из села Урзуф Першотравневого района. Она ещё как-то умудрилась проскочить в такую метель, а остальные без спецтехники доехать уже не могут.
По словам главврача роддома №2 Михаила Николаева, Лина родила почти сразу после прибытия.
- Весь процесс занял всего полтора часа, - отметил медик. - Роды прошли успешно, без осложнений, и сегодня мамочка уже готовится к выписке. У неё появилась прекрасная дочь. Девочка здорова, и, думаю, завтра она будет уже в кругу семьи.
"Сын непременно будет танкистом!"
Ещё одна роженица, которой потребовалась помощь спасателей - Марина Волкова из села Касьяновка Володарского района. Но в этом случае дела обстояли гораздо хуже.
- Если бы не военные и МЧС, неизвестно, чем бы всё закончилось, - рассказал главврач роддома Михаил Николаев. - Девушке пора было ехать в роддом, но она чувствовала себя плохо, и тут не обойдётся без оперативного вмешательства.
Марина Волкова уверена: её сын станет настоящим танкистом!
По словам медиков, Марина страдает серьёзным заболеванием. Ещё дома перед транспортировкой её стало подташнивать, подскочило давление и сильно разболелась голова. Сейчас роженицу готовят к кесареву сечению. Но девушка не унывает - говорит, что если пережила "танк" и прочие связанные с этим прелести, то непременно родит смелого и здорового богатыря-танкиста.
- Мы с родными очень перенервничали, когда узнали, что трасса закрыта, и некому будет доставить нас в роддом, - рассказала Марина. - Просто катастрофа какая-то! Слава Богу, дозвонились в МЧС. Уже через два-три часа ребята меня забрали и отвезли в Мариуполь. Трасса нечищеная - сугробы в 4-5 метров. Сначала думала, даже из дому не смогу выйти - снега навалило по крышу. Представьте, как я переволновалась, когда отдельный участок дороги мы не могли проехать даже на зенитно-ракетной установке! И тогда ребята поехали прямо по полю. В пути вспомнила военный фильм про четырёх танкистов и собаку. И решила: наш сыночек непременно будет военным - танкистом. Когда подрастёт, расскажу ему историю его рождения. Думаю, такое никогда не забудется.
Вместо вертолёта прибыл "ЗРК"
Куда сложнее в смысле транспортировки пришлось Надежде Шматок из села Новоалексеевка Волновахского района. Мама двух детей даже не предполагала, что будет рожать не в родной Волновахе, а почти в 50 километрах от дома - в Мариуполе.
- Там дороги - вообще не пробиться, - рассказала роженица. - Если в сторону Мариуполя ещё хоть как-то можно было проехать, то донецкое направление завалено сугробами выше человеческого роста. Решили ехать сюда - в роддом №3. Обратились в МЧС. Моя тётушка даже до Киева дошла! Звонила на все правительственные и президентские линии! Сначала думали вызывать вертолёт, а потом нас обнадёжили, мол, техника есть, сидите и не нервничайте!
Надежда Шматок из Новоалексеевки не предполагала, что будет рожать в 50 километрах от дома
По словам врача-ординатора родильного отделения Светланы Митя, никаких показаний к проведению полостной операции у девушки нет. Всё должно пройти без осложнений, тем не менее, родня поступила правильно, что забила тревогу раньше срока.
Врач-ординатор родильного отделения при горбольнице №3 Светлана Митя утверждает, что действия родственников в чрезвычайной ситуации были абсолютно правильными
- У Надежды уже есть двое детей, поэтому третьего она могла родить быстро, так и не дождавшись медиков, - отметила она. - На 40-й неделе женщины, как правило, находятся уже в больнице. Поэтому действия членов семьи были полностью адекватными.
Трассы расчищали спасатели и автолюбители
Как признался "Донбассу" один из членов спасательного экипажа Александр Бортняк, случаи, когда рожениц доставляют в больницы на зенитно-ракетных комплексах, единичны.
- Тем не менее, в этом году зима продиктовала нам свои правила игры, - отметил он. - И мы вынуждены были задействовать спецтехнику воинской части. Главной наградой для нас являются жизни мамочек и их детишек. Теперь это наши крестники. Мы их так и называем.
По словам начальника пожарно-спасательного отряда мариупольской службы по чрезвычайным ситуациям Владислава Гусинского, положение на трассах, ведущих в город, остаётся сложным.
- Честно говоря, я и сам не спал четверо суток, - признался спасатель. - Днём и ночью ведём работы по расчистке дорог. Даже автолюбителей задействовали.
Члены мариупольского автоклуба "4х4" проявили инициативу и решили помочь спасателям вызволять застрявшие на трассе машины из снежного плена. Ребята оснащены хорошими внедорожниками, с помощью которых вытаскивают легковушки из сугробов и в случае необходимости доставляют их в пожарные части Мариуполя для обогрева.
- Вот, сегодня, например, помогли выбраться "Ниве" и "Фольксвагену", - рассказал общественник Юрий Руденко. - Последнего оттянули в "пожарку", так как у него забилась выхлопная труба, и сам он уже ехать не смог. Работаем по очереди - когда пять машин, а когда - четыре. К сожалению, председатель нашего автоклуба сегодня на трассу не выехал – заболел. Вчера почти весь день трудился на морозе, и в результате слёг с температурой.
Спасатели уверяют, что делают всё возможное, чтобы вытащить застрявшие машины из снега. Так, в районе 33 километра недалеко от поворота на Красновку МЧС совместно с волонтёрами не теряют надежду вызволить из сугробов около двух десятков легковых авто.
Фото: Николай Рябченко