Как украинки защищают свою страну
Словосочетание «сильная женщина» приобрело в последнее время в Украине новый смысл. Мы теперь представляем их не только гружеными сумками после тяжёлого рабочего дня, воспитывающими детей (и мужей), волшебничающими на кухне и в то же время остающимися прекрасными, самыми любимыми и замечательными на свете. За последний год украинки, действительно, стали сильными. Они занимаются доставкой гуманитарной помощи обездоленным войной донбассовцам, эвакуируют мирных жителей из «горячих точек», сражаются и перевязывают раны. Есть немало историй о женщинах-воинах, но накануне 8 Марта мы хотели бы рассказать о тех, кто защищает свою страну, не стреляя во врага, а спасая других.
Главное - вовремя придти на помощь
Одних женщин на фронт позвали повестки. И, в отличие от немалого количества уклонистов мужского пола, они пошли.
Операционная медсестра Оксана Тицкая служит в военном госпитале на передовой. Имея юридическое и медицинское образование, она могла бы найти способ, чтобы мобилизация обошла её стороной. Однако, получив повестку, девушка сразу пошла в военкомат. И теперь находится уже во второй командировке в зоне проведения АТО.
- Первый раз она была на Мариупольском направлении. Как раз в то время, когда неприятель обстреливал не только позиции наших бойцов, но и жилые кварталы, - рассказывает Тарас Грень из передовой информационной группы Минобороны Украины.
По словам девушки, очень тяжело было привыкнуть к тому, что украинских воинов и мирных граждан калечат залпы народа, который мы считали братским.
- Нелегко было перейти и на совершенно новые типы операций, в том числе, удаление осколков российских снарядов, засевших в телах украинцев, - делится Оксана. - Но самое страшное для военного медика - не оказать вовремя помощь раненому. Невозможно передать ту боль, когда на твоих глазах умирают люди, которым бы ещё - жить и жить. Я не могу сидеть дома, когда идёт война за целостность моей страны.
Командование считает, что Оксана ТИЦКАЯ заслужила орден «Княгини Ольги».
Сейчас командиры подали документы на поощрение Оксаны орденом «Княгини Ольги». Впрочем, она и такие, как она, встали на защиту своей Родины не наград ради. И слова благодарности от жителей Донбасса, спасённых от ран, - ценнее любых орденов.
Как ценнее многих дорогих подарков те, что сделали в первый день весны воины 80-й отдельной аэромобильной бригады представительницам прекрасного пола, которые вместе с ними выполняют боевые задания в зоне проведения АТО. Так как цветы найти в зоне боевых действий проблематично, ребята собственноручно изготовили их из цветной бумаги, вложив в каждый не только душу и сердце, но и сладкий подарок. Готовят они приятные сюрпризы и к 8 Марта.
«Я здесь уже третий месяц. Порой сутками не выхожу на улицу, занимаясь своей работой. К гулу обстрелов привыкли. А вот к тому, что нашу землю топчет враг - нет! Уверена, победа будет за нами», - поделилась с «Донбассом» начальник геоинформационной службы (топографист), майор Юлия Туранская.
«Мама»-Меланика и героическая «Атеистка»
В больнице Артёмовска, куда свозили раненых бойцов, выбравшихся из дебальцевского плацдарма, я разговорился Меланикой. «Сестричка», которая по возрасту многим бойцам в мамы годится, призналась, что зовут её Меланика. Уроженка Одесской области, она уже 15 лет живёт в Киеве. Прошла огонь, воду и медные трубы Майдана. Как санинструктор спасала ребят, когда были бойни на Грушевского и на Институтской.
«Весной прошлого года ездила к друзьям в Донецк. Вывешивала флаг Украины на терриконе в Буденновском районе, - поделилась Меланика. - Ну, а когда началась война в вашем регионе, прибыла сюда как волонтёр-санинструктор. Служу в батальоне «Донбасс».
Она и под обстрелы попадала, и массу раненых пропустила через свои добрые руки и огромное сердце.
Меланика прошла закалку Майданом, а теперь борется за свободу в зоне проведения АТО.
«Много их было - и молоденьких совсем, и крепких, тёртых жизнью мужиков... Запомнился один парнишка - Роман Лобан, 22 года, с Винницкой области. Худенький, глаза карие, коротко стриженный. Под Дебальцево он потерял стопу. Срезало осколком, держалась на одной шкурке. Наложили шину, доставили в госпиталь. Но спасти его, увы, не удалось», - вздыхает она.
Порой и сами они нуждаются в помощи. В прошлые выходные во время спасения одного из бойцов, раненых в районе Песок, сквозное ранение грудной клетки от снайпера получила медсестричка с позывным «Атеистка». «По образованию раненая - искусствовед. Помогать нашим защитникам она отправилась после курсов медицинской помощи. Таких же храбрых добровольцев в рядах «Правого сектора» почти сотня. Медсестра с позывным «Атеистка» стала третьей, получившей ранение», - сообщают представители ПС.
«Мы оживляли уничтожаемый обстрелами город»
Первый зам. начальника Дебальцевского горотдела милиции (после гибели в февральском бою с сепаратистами своего непосредственного руководителя, полковника Евгения Юханова, исполняет его обязанности), начальник следственного отделения Татьяна Подольская прошла все круги ада, которые выпали на долю этого населённого пункта.
- В Дебальцево я - с мая 2013-го. Все катаклизмы прошлого и этого года, вплоть до отхода наших частей из данного населённого пункта, мы пережили вместе с мирными гражданами, которых защищали, как могли. Фактически - мы то и дело оживляли уничтожаемый обстрелами противника город, - уверяет подполковник милиции.
За более-менее тихой осенью пришла зима, которая превратила Дебальцево в Сталинград. Особенно тяжело пришлось в январе-феврале.
Татьяна ПОДОЛЬСКАЯ пережила все круги ада в Дебальцево.
- После некоторого затишья люди, наконец, вышли из подвалов. Расслабились. А потом опять началось... Гул от обстрелов, кажется, не стихал ни на час. Дома тряслись, будто от страха. По городу можно было передвигаться исключительно перебежками. Смерть с неба могла упасть в любой момент, - отмечает Татьяна. - То и дело не было воды, света, отопления, газа. Пищу готовили на горелках, на кострах...
Всё это время ей и представителям милиции нужно было думать не только о том, как выжить самим, но и - как спасти других.
- Уровень преступности упал, а вот уровень смертности существенно вырос, - вздыхает Подольская. - Нам раз за разом нужно было выезжать, фиксировать очередную смерть от обстрелов. Людей убивали осколки, рухнувшие стены... Бывало и такое, что, выехав по вызову к месту обнаружения очередного тела, наши ребята сами попадали под обстрел. Приходилось выскакивать из машины, прятаться в ближайшие подвалы. А выходя - видеть, что машину посекло осколками...
Правоохранители помогали раздавать пострадавшим гуманитарную помощь, развозили её немощным, решали вопросы остекления.
- Ударной волной всё время выносило стёкла. Мы доставляли новые, даже вставляли сами. Когда стёкла закончились, возили клеёнку. У меня в квартире тоже вынесло окна, так что и там всё было в клеёнке, - отмечает подполковник милиции.
В эвакуации представители МВД принимали непосредственное участи.
- Страшно было видеть ребятишек, которые превратились в детей подземелья, - признаётся Подольская. - У моего сотрудника есть племянница лет двенадцати. Она жила в частном доме с родителями. От постоянного нервного напряжения (обстрелы, жизнь в подвале) у девочки случился инсульт. Это в таком-то возрасте!
Сейчас дебальцевский горотдел милиции перебазировался в Артёмовск. Правоохранители из города, временно занятого боевиками, продолжают работать в Мироновке и Светлодарске. Веря, что ещё вернутся.
Волонтёр Ирина + «Вальтер»-Женя = любовь
А вот какую потрясающую историю любви рассказали представители «Донбасс-Украина» (46-й отельный батальон специального назначения ВСУ):
«Он ушёл на фронт. Она обещала ждать. Он воевал в Попасной и Лисичанске. А Она сдавала выпускные экзамены в Луганском медуниверситете. Под взрывы снарядов. И верила, что с Ним всё будет хорошо, что Он вернётся домой и что Они будут вместе.
А потом Он оказался под Иловайском... Попал в плен. И уже казалось, что всё...
А Она в это время стала волонтёром. Помогала раненым бойцам. И верила, что Он вернётся. Что Они будут вместе.
Он - это Женя. Позывной «Вальтер». Она - выпускница ЛМУ, волонтёр Ира.
Ира ждала Женю долгих пять месяцев... И «Вальтер» вернулся. Вернулся из плена. Живой. И сделал Ире предложение.
Пока Женя был в плену, наш фонд помогал его родителям материально, способствовал эвакуации из Луганска в Счастье.
Кто там говорил, что чудес не бывает? В феврале у них была свадьба. Желаем вам чудных малышей, ребята!».
Андрей КРИВЦУН