Для волонтёров чужой боли нет
Инна Питренене из тех, кто занимается делом по принципу одного из древних мудрецов - «лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие». Ей некогда рассуждать о миссиях и предназначениях, она занята конкретной поддержкой конкретных людей, тех, кто сражается на Донбассе за Украину.
Мировоззрение перевернул Майдан
- Я родилась в Кемеровской области. Когда мне было четыре года, семья переехала в Украину. Выросла в Торезе Донецкой области, окончила там медицинское училище. 12 лет назад мы с мужем и дочерью стали киевлянами. Сейчас работаю в одном из салонов красоты.
Моё мировоззрение перевернул Майдан. Ходили туда, как и все. Но когда там было самое пекло, Славу не отпустила, хотя он сильно рвался. Сидела у телевизора и рыдала. Нам всем тогда казалось, что всё закончилось. Если бы знать…
В апреле прошлого года поехала по делам в Торез, где не была 10 лет. Знаете, странное впечатление: чтобы понять, насколько ты изменился, нужно попасть туда, где ничего не меняется.
Пыталась разговаривать, спрашивала, как станут строить «новое» государство. В ответ слышала, что им будет хорошо в «ДНР». Вот сразу раз - и счастье.
Объединило желание помочь
Когда в наших родных местах началась война, муж, которого потрясли телесюжеты о беспределе сепаратистов, призвал в «Фейсбуке» единомышленников помочь Украине. До этого он в соцсетях на почве «любви» к Путину познакомился с литовкой Натой Камараускене. Она перепостила его текст.
Совсем скоро Ната «пожаловалась», что её грозятся выгнать из дому: люди несут вещи, деньги, продукты, звонят с предложениями о помощи. В общем, за две недели там собрали около 16 тонн гуманитарки - от подсолнечного масла до спальников. Всё это надо было переправить и доставить на Донбасс.
Постепенно группа в «ФБ» превратилась в общественную организацию, сейчас «Blue&Yellow» уже имеет юридические права. Нашим энерджайзером стал Йонас Охман, шведский режиссёр мирового уровня, журналист, кинодокументалист, снявший нашумевший фильм «Невидимый фронт» о литовских «лесных братьях».
Он так проникся идеей помощи Украине, что для него в этом смысле вообще нет преград. Достаёт одежду, обувь, оптику, лекарства для бойцов и ещё много всего. Причём лучшего качества.
Человек, который в смокинге ходил по красным дорожкам Каннского фестиваля, сменил брендовую одежду на камуфляж - не раз был на передовой. Говорит, что в шоке от патриотизма и мужества наших людей. Видел, как они прошлым летом, когда ещё, по сути, у армии не было ни вооружения, ни формы, стояли за свою землю до конца: «Сила духа украинцев потрясает».
Спасали бойца вместе
Вот история из нашей волонтёрской практики.
- До войны 23-летний макеевчанин, его позывной «Амбал», был обычным шахтёром, неплохо зарабатывал. 29 августа в боях под Иловайском был ранен. Попал в плен, но спустя день его отпустили.
С сентября и до сих пор он не выходит из больниц, перенёс несколько операций, похудел на 15 кг. В процессе лечения неожиданно прибавилась ещё одна серьёзная проблема: острая стадия гепатита С. Медики не знали, то ли заниматься ногой, то ли печенью. В результате хотели парня… выписать. По сути, на улицу. Когда увидела его в палате первый раз, подумала, что ему лет 17 от силы - измождённый, измотанный, обессилевший от боли.
Да, его ранение не было каким-то сверхтяжёлым, он не был обречён на неподвижность - хромал бы, но передвигался.
Мы стали добиваться, чтобы его отправили в Литву. Это потом узнали, что надо было начинать с визита в Министерство здравоохранения, у нас же всё получилось снизу вверх - с контактов на уровне простых людей.
В Литве волонтёры очень быстро открыли счёт. Один миллионер, его зовут Линас, узнав об этой истории, сказал, чтобы немедленно вылетал, он оплатит всё. Литовская сторона не чинила вообще никаких препятствий, очень содействовали в посольстве, помог и военный атташе.
В марте я отвезла «Амбала» в Литву. Ему сразу сделали такие точные анализы, о каких речи не было здесь. Через три дня реабилитации впервые поспал без боли. «Он будет иметь детей», - заверили врачи. Представляете, это услышал больной с гепатитом? Для нашей команды, а в этой эпопее участвовало немало очень хороших людей, слова докторов стали просто праздником для души.
Боевые друзья встретились в Литве
Когда мы разговаривали, зазвонил телефон.
- Это «Хромой», - объяснила Инна. - Друг Саши. Ему 40 лет, родом с Западной Украины. Во время Иловайского котла получил осколочные ранения головы и контузию. Если бы не шлем и бронежилет, всё кончилось бы плохо. Так что защита ребятам нужна самая надёжная. Провёл в плену четыре месяца. Он рассказывает такие страшные вещи, что даже не верится, что люди, точнее, нелюди, способны на такое. Так били по туловищу, что чернели руки и ноги. В суп лили солярку, унижали, издевались.
Мы решили сделать «Амбалу» сюрприз и организовать им встречу. Спустя пару недель «Хромой» был в Литве. Описать встречу друзей, которые вместе прошли ад, никаких слов не хватит. Знаете, что интересно? Саша говорит только по-украински, а с Валерием мы общаемся на русском. И кто после этого мне будет рассказывать про языковые проблемы?
Братская поддержка
В больницах Литвы сейчас выделено 100 коек для наших бойцов. Бюджет страны даёт 50 тысяч евро на лечение каждого. Помимо этого, очень помогают волонтёры.
Кстати, там всё медицинское обслуживание детей до 18 лет и граждан старше 70 лет - бесплатное. Но это так, к слову.
Отношение к Украине со стороны литовцев фантастическое. В аэропорту нас с Сашей встречали криками «Слава Украине!», с цветами и флагами. Никто ничего не организовывал, просто люди узнали, что едет раненный боец, и решили принять его на высшем уровне - герой того достоин.
В магазинах, на улице, если видят наш флажок или ленточку, спрашивают: «Как вы там?». И президент Даля Грибаускайте, и чиновники, и простые граждане проявляют самые тёплые чувства к нам. От такой маленькой страны помощь сюда идёт колоссальная.
Папа - русский, мама - русская, а я - украинка
- Недавно мы провели в Вильнюсе аукцион творений наших кукольщиц. Собрали 280 тысяч гривен. Все они пошли на нужды АТО.
Сейчас помогаем учителю из школы, где учится моя 17-летняя дочь, экипироваться для фронта. Ещё двух человек надо одеть. Хотя в армии явно наметились перемены к лучшему, помощь волонтёров ещё долго будет нужна.
Я - небогатый человек, но отвезти-привезти бойца, помочь с документами, состыковать с литовскими медиками и волонтёрами могу. Если восстановим здоровье хоть одному, значит всё не зря.
До всего этого кошмара каких-то особых чувств к стране не испытывала, признаюсь честно. Сейчас говорю, что «папа - русский, мама - русская, а я - украинка». Мы выстоим. И мы победим.
… Знаете, о чём подумала после нашего разговора? Пока есть люди, для которых нет чужой боли, чужих страданий, чужих проблем, никакие нашествия орды боевиков нас не сломят. Таких скромных, обаятельных, уверенных в своей правоте женщин на самом деле очень много. Они спокойно и чётко идут к намеченной цели, ведут за собой других, одолевают большие и малые высоты. Волонтёры сегодня - локомотив державы, который никто не остановит. Нет такой силы.
Маргарита ЛЕВАНОВА