Как возвращать Донбасс и Крым
Украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, ответил на вопросы "Донбасса" касательно государственной стратегии применительно к оккупированным территориям, а также - огромного количества оружия, наводнившего Украину за последние годы.
- Украинские власти серьезно критикуют за отсутствие внятной стратегии деоккупации Донбасса, не говоря уж о Крыме. Представленная на прошлой неделе Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц "Концепция государственной целевой программы восстановления и развития мира в восточных регионах Украины" касается, как оказалось, подконтрольной Киеву части Донбасса. На третьем году войны информационная политика скорее отсутствует, чем присутствует (в зоне АТО до сих пор во многих городах и весях нет украинского вещания). Как можно исправить ситуацию, если это вообще возможно?
- Исправить ситуацию можно, направив на эти цели на порядок больше ресурсов. А ресурсов при нынешней экономической ситуации не хватает.
Что касается стратегии деоккупации Донбасса и Крыма, то задам встречный вопрос. А была ли у властей ФРГ стратегия деоккупации "восточных территорий"? Не было. Сначала была жесткая политическая линия - мы не меняем свободу на единство страны (т.е., был отказ от реинтеграции немецких земель на условиях Сталина; не правда ли, очень похоже на нашу нынешнюю ситуацию). Потом была "восточная политика" и признание ГДР. А когда в условиях перестройки в СССР и внутреннего кризиса в ГДР появилась возможность, то Германия объединилась без всяких стратегий деоккупации.
Еще один провокационный вопрос: А есть ли стратегия деокккупации Тайваня у могущественного Китая? Может и есть, но мы ничего об этом не знаем.
Поэтому давайте прекратим стенания по поводу "стратегии деоккупации". Никакой практической пользы от таких стратегий я не вижу. Это красивые бумажки, на которых хотят заработать некоторые коллеги-политехнологи.
Нам необходима не стратегия деоккупации, а системная и последовательная государственная политика (по различным направлениям: дипломатическая, военная, экономическая, социальная, информационная, правовая, гуманитарная и т.д.) по отношению к оккупированным территориям Донбасса и Крыма, с четким определением ресурсов и инструментов этой политики. Причем, по содержанию и формам это должна быть разная политика по отношению к Донбассу и Крыму. И должны быть секретные планы действий на разные случаи (замораживание конфликта на Донбассе; обострение конфликта; кризис в России; смена руководства в России и российской политики на Донбассе; и т.д.). Вот что нужно, а не бумажки с громкими стратегическими названиями.
- Даже после установления мира на Донбассе (рано или поздно), над Украиной еще долго будет витать опасность терактов: на руках оказалось огромное количество оружия, масса людей, потерявших в необъявленной войне родных и близких, жаждет мести. Как этому противостоять?
- До мира еще далеко. Дай бог хотя бы устойчивое перемирие. По отмеченным вами проблемам есть международный опыт, его надо изучать и использовать. Идеальных решений не существует. К примеру, оружие надо выкупать, а тех, кто его хранит нелегально - привлекать к криминальной ответственности. Раскаявшихся сепаратистов (кроме совершивших тяжкие преступления) надо амнистировать и возвращать к нормальной жизни. Но при этом должна быть усилена криминальная ответственность за пропаганду сепаратизма и сепаратистские действия (уже после амнистии).
Читайте также:
Российско-украинский конфликт: от войны горячей - к войне холодной
Политолог Владимир Фесенко: о Раде, АП, тарифах и коррупции
Андрей КРИВЦУН.