Ученые: дети видят мир без искажений
Необычную закономерность открыли психологи из шотландского университета Стерлинга (University of Stirling) под руководством Мартина Доэрти (Martin Doherty). В их экспериментах участвовали 151 ребенок в возрасте от четырех до десяти лет и 24 взрослых молодых человека от 18 до 25 лет. Ученые предложили им известную зрительную иллюзию Эббинхауса (Ebbinghaus). Суть ее в том, что оценка размера объекта меняется в зависимости от контекста.
Окружение мешает или помогает
Испытуемым предлагали на мониторе указать, какой из оранжевых кругов больше по размеру. В разных предъявлениях разница кругов по площади составляла от 2% до 18%. В контрольных условиях оранжевые круги предъявляли сами по себе, а в экспериментальных условиях – в окружении серых кругов. В одном варианте (облегчающий контекст) больший оранжевый круг окружен меньшими серыми, а меньший оранжевый – большими серыми. Такой контекст зрительно усиливает разницу в размерах. В другом варианте (усложняющий контекст) все наоборот, так что разницу площадей заметить труднее.
Иллюзия Эббинхауса
Точность оценки размеров оранжевых кругов, естественно, зависела от реальной разницы в их площадях. В контрольных экспериментах взрослые оценивали круги с разницей площадей в 2% с 80−процентной точностью. Зато начиная с разницы в 6% точность становилась практически стопроцентной. Примерно так же решали контрольную задачу и десятилетние дети, а четырех-шестилетние были менее точны – двухпроцентную разницу они улавливали лишь в 65% случаев.
Дети более независимы в оценках
Все менялось, когда оранжевые круги демонстрировали не отдельно, а в окружении серых. Усложняющий контекст нарушал точность оценки взрослых: разницу в 2% они правильно улавливали лишь в 10% случаев и только разница в 18% повышала точность оценки до 80%. А детей усложняющий контекст сбивал в меньшей степени. Причем чем младше были дети, тем меньше нарушалась точность оценки. На четырех-шестилетних усложняющий контекст практически не действовал: они оценивали разницу в размерах оранжевых кругов среди серых так же, как и без них.
«Получается, что в сбивающих условиях взрослые видят мир с большими искажениями, чем дети», — объясняет Доэрти.
Так же получилось и с облегчающим контекстом. При «правильных» размерах серых кругов взрослые практически безошибочно оценивали размер оранжевых, а четырех-шестилетние дети такую «подсказку» не воспринимали.
Получается, что маленькие дети нечувствительны к влиянию окружения на зрительные объекты, неподвластны зрительным иллюзиям. Интересно, что в другом исследовании ту же закономерность психологи обнаружили у японских детей. Это говорит о том, что социокультурные различия роли не играют.
Ученые пока не могут дать исчерпывающее объяснение полученным данным. Очевидно, что детский мозг в данном случае имеет некоторое преимущество перед взрослым не потому, что он совершеннее, скорее наоборот. Нейрофизиологи считают, что в восприятии объекта и окружающей его среды задействованы разные части зрительного пути. Возможно, все дело в том, что у детей они созревают с разной скоростью.
По материалам: infox.ru