«Это война не за Донбасс, а за Украину!»

«Это война не за Донбасс, а за Украину!»

В этом уверен известный политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, ответивший в эксклюзивном интервью «Донбассу» на самые злободневные вопросы.

 

Формулы мира одной на всех - нет

 

- Владимир Вячеславович, какие вы видите пути разрешения конфликта на Донбассе? И чем, по вашему мнению, является этот конфликт (война кого, с кем и за что)?

- Этот конфликт - гибридная война между Украиной и Россией на территории Донбасса с элементами гражданского противостояния внутри Донбасса. На стороне России в этом конфликте - немалая часть жителей Донбасса. У сепаратистских настроений в этом крае есть достаточно широкая социальная база, и Россия это использовала в начальной фазе конфликта, использует и сейчас. Без массированной военной поддержки России сепаратистский мятеж на Донбассе был бы подавлен в августе-сентябре прошлого года.

Что касается путей разрешения конфликта, я придерживаюсь не очень популярной точки зрения. На мой взгляд, единственный реальный и относительно мирный путь разрешения этого конфликта - его постепенное замораживание. При этом часть Донбасса останется на неопределённое время под контролем сепаратистов и России. Военным путём Украина восстановить контроль над всей территорией Донбасса не сможет. И Россия не позволит это сделать, и у Украины сил и ресурсов для этого маловато.

Формулы мира, которая бы устроила всех - и Россию, и Украину, и сепаратистов, просто не существует. Был маленький и хрупкий шанс, связанный с минскими договоренностями, но он был разрушен сначала ноябрьскими выборами в ДНР и ЛНР, а затем январским наступлением сепаратистов при поддержке России. Вариант, который предлагает РФ, - чтобы Украина взяла на финансовое содержание ДНР и ЛНР, но при этом они будут практически независимы и будут подчиняться не Киеву, а Москве, для Украины, естественно, не приемлем. А на восстановление реального суверенитета Украины над Донбассом не согласятся ни Россия, ни сепаратисты.

- Почему даже после того, как на Донетчине и Луганщине стали разъезжать танки и артустановки, которых априори не могло быть у «местных ополченцев», ни Киев, ни ЕС, ни США не решились назвать всё, что происходит, войной?

- Давайте не играть в слова. И в Киеве, и в ЕС, и в США это называют войной, хотя и специфической. Просто сейчас это война локальная и гибридная, а в Европе и в Штатах боятся войны глобальной и полноценной, поэтому и ведут дипломатическую игру с Путиным. 

 

Всё образуется после военно-политического краха РФ

 

- Какие ошибки допустили стороны конфликта. затянув «донбасский узел»?

- Ключевой и роковой ошибкой была аннексия Крыма Россией и провоцирование конфликта на востоке Украины. О своих ошибках весной прошлого года, возможно, стоит подумать и местным элитам Донбасса, и миллионам его рядовых жителей. Ведь на Донбассе тогда многие кричали, что их не слышат, а сами напрочь не хотели слышать и понимать остальную Украину. Но сейчас нет смысла играть в «сослагательное наклонение» по принципу «если бы, да кабы». Назад не вернёшься и ситуацию не переиграешь. Думаю, что тогда ни Киев, ни Донбасс не были готовы ни к какому рациональному компромиссу, а Россия сделала ставку на развал Украины путём провоцирования конфликта. И остановить этот маховик было уже невозможно, поскольку его с российской подачи стала раскачивать и значительная часть жителей Донбасса. Украину России развалить не удалось, зато развалили Донбасс.

- Всё больше свидетельств мирных граждан, что по ним одинаково азартно палят и представители армии «республиканцев» при мощнейшей поддержке РФ, и украинские силовики. Кое-кто одинаково ненавидит и Кремль, и Киев... Как в этой ситуации удастся вернуть отторгнутую часть Донбасса в лоно Украины?

- В ближайшей перспективе вернуть вряд ли удастся. Рискну сделать даже более жёсткое предположение - вернуть отторгнутую часть Донбасса будет возможно только в случае экономического и военно-политического краха России. Когда это может случиться, гадать не собираюсь. Но в ХХ веке это случилось дважды. И если РФ будет продолжать нынешнюю агрессивно-экспансионистскую политику, это случится неизбежно. Что касается жертв и обид с обеих сторон, то когда-нибудь (боюсь только, что не скоро) и в Киеве, и в Донецке, и в Луганске придётся сказать «прощаем и просим прощения». А военных преступников будет ждать (лет через 10-15) Гаагский трибунал.

 

О миротворцах и Раде

 

- Сейчас всё чаще звучат призывы ввести в Украину миротворцев... Чем это чревато и почему этого не делали ещё летом?

- Летом это не сделали потому, что и та и другая сторона надеялись стать победителем. Затем были надежды на минские договорённости. В Украине тема миротворцев не очень популярна, поскольку ввод «голубых касок» (миротворцев ООН) в зону конфликта воспринимается как консервация раскола Донбасса, пусть непрямое, но согласие на потерю ещё части территории страны. Но опять выскажу непопулярное мнение: без миротворческого контингента обеспечить реальное прекращение огня и отвод тяжёлого вооружения от линии разграничения сторон будет просто невозможно. Миссия ОБСЕ сделать это оказалась не в состоянии.

Надо понимать: ввод миротворцев ООН в зону конфликта возможен только с согласия Украины и при согласованном решении Совета безопасности ООН (иначе говоря, состав и функции миротворческого контингента должны быть согласованы между Россией и США). Для Украины категорически неприемлемо, чтобы в роли миротворцев выступала РФ (она - участник конфликта) и даже её союзники по ОДКБ (Беларусь, Казахстан, Армения), поскольку они могут подыгрывать России. Для РФ наверняка будет неприемлемо участие в миротворческом контингенте представителей стран НАТО. В любом случае, и принятие решения об использовании миротворцев для урегулирования конфликта на территории Донбасса, и его реализация будут очень непростым делом и потребуют немало времени.

- Почему ВР с таким опозданием признала РФ агрессором, а Януковича - не президентом... Оправдано ли решение депутатов о борьбе с российскими фильмами?

- Упомянутые вами решения Рады носят символический характер. Прошлый состав парламента вряд ли смог бы принять такие... А нынешний принял их в связи с эскалацией агрессии России и конфликта на Донбассе, а по Януковичу - в связи с приближением годовщины трагических событий на Майдане. Президентом Украины Янукович перестал быть 22 февраля прошлого года, а сейчас его только лишили статуса (формально звание президента сохраняется за бывшими главами государства и после прекращения их полномочий).

Закон об ограничениях на российские фильмы в принятой формулировке я считаю явным перегибом. Увы, принятие такого закона стало следствием атмосферы войны и в обществе, и в парламенте.

 

Страна устала...

 

- Экс-глава секретариата президента, бывший руководитель МЧС, нардеп Виктор Балога считает, что не стоит воевать за Донбасс, часть которого не поддерживает Украину. «Выбор невелик - цивилизованное расставание или война на годы, которая ослабит государство, добьёт экономику, сделает каждого украинца ещё беднее. Если народ к этому готов - значит воюем. Если нет - определяемся на референдуме, что оккупированные территории не являются частью Украины», - заявил он. Насколько популярна сейчас подобная точка зрения в стране? И насколько оправдана?

- Война на востоке страны идёт не за Донбасс, а за Украину, за то, чтобы остановить агрессию и наступление сепаратистов и России. Если этого не сделать на Донбассе, то война неизбежно распространится на остальные регионы страны.

В одностороннем порядке войну прекратить невозможно. Но если военный конфликт на востоке Украины будет заморожен, то де-факто идея Балоги будет реализована. Опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев против того, чтобы отказываться даже от части территории Донбасса. Но страна устала от войны и проблемы с мобилизацией показывают, что одно дело на словах «бороться» за освобождение Донбасса, а другое - реальная готовность самому воевать за это.

Ещё раз подчеркну - в одностороннем порядке войну прекратить невозможно. Если даже принять условия России и сепаратистов, это не остановит войну, а только перенесёт её возобновление на некоторое время. Непротивление жертвы только распаляет агрессора и насильника, побуждает его к продолжению агрессии. Война прекратится либо в случае победы одной из сторон (что сейчас вряд ли возможно), либо тогда, когда обе стороны поймут, что не смогут кардинально изменить военную ситуацию в свою пользу.

 

Нужен баланс между экономией и социальной стабильностью

Что же до тяжелейшей экономической ситуации в стране, то глава Центра прикладных политических исследований «Пента» уверен: «Пока по украинцам бьёт не столько жёсткий бюджет, сколько девальвация гривны и её последствия. Повышение тарифов было и в прошлом году, будет и в 2015-м. Но пока об этом больше разговоров. И проблема будет не в социальном взрыве, а в тотальных неплатежах. И дело не в «закручивании гаек», а в банальной бюджетной экономии, в попытках найти решение проблемы бюджетного дефицита. Что делают в семье, когда нет денег? Начинают экономить на всём! Та же самая ситуация и в государстве. Страна переживает острейший финансовый кризис, да ещё и войну. И кредиторы нажимают. Они не хотят, чтобы «чёрная дыра» «Нафтогаза Украины» и далее поглощала львиную долю госбюджета. Поэтому жёсткая бюджетная экономия в нынешних условиях просто неизбежна. А для того, чтобы возросшее социальное напряжение не привело к политическому обострению, правительство должно искать гибкий баланс между мерами жёсткой бюджетной экономии и обеспечением хотя бы относительной социальной стабильности».

 


Андрей КРИВЦУН
Читайте также: