Евгений Патон - чародей сварки и повелитель мостов

Евгений Патон - чародей сварки и повелитель мостов

145 лет назад, 4 (по другим данным - 5-го) марта появился на свет Евгений Патон, которому суждено было стать украинским академиком, создателем Института электросварки, автором знаменитого моста своего имени в Киеве. Также его именем названы институты, улицы и даже астероид.

Дворянин по прозвищу Батя

Евгений Оскарович появился на свет в Ницце (Франция) в семье русского консула, бывшего гвардейского полковника. У будущего светила науки было четыре брата и две сестры. За спиной Патона - Дрезденский политехнический институт (Германия) и Институт инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург). Ну, а преподавал он в Московском инженерном училище путей сообщения (1899-1904) и в КПИ - Киевском политехническом институте (1904-1938).
Когда в 1904-м профессор Зворыкин, ректор недавно созданного КПИ, пригласил 34-летнего Патона руководить кафедрой мостов, тот уже был известным профессором-мостостроителем, издал два тома курса "Железные мосты", отличился в Московском инженерном училище особой методикой преподавания курса проектирования мостов. О требовательности Патона ходили легенды. Однако, он не только требовал, но и очень много давал. Не даром в уста героя одного из своих произведений писатель Константин Паустовский вложил слова: "Кто не учился у Патона, тот не знает жизни".
"Меня привлекают не сами по себе точные науки, а возможность их практического применения. Абстрактные числа и формулы - не для меня. Другое дело - увидеть, как эти формулы и ряды цифр воплощаются в строительных конструкциях", - признавался Патон.
Несмотря на то, что во время гражданской войны были расстреляны его брат Михаил с женой и сыном, Евгений Оскарович не уехал за границу. Он пережил многократное переход Киева из рук в руки, эвакуацию в годы Великой Отечественной. И всегда возвращался...
По словам тех, кому посчастливилось работать под его руководством, в коллективе Патона уважительно именовали Батей. Учитывая, что родом он был из интеллигентной семьи, дворянин, Евгений Оскарович предельно вежливо общался со всеми (самое крепкое выражение, которое мог употребить было - "сапог нечищеный"), но в то же время был твёрд и принципиален. К примеру, строго следил за соблюдением дисциплины. Случалось - лично стоял по утрам у дверей института и отмечал опоздавших (в числе которых порой бывали и его сыновья).

О танках и премии

Интересно, что до 58 лет Патон не имел никакого отношения к сварке. Зато на его счету было уже более сорока больших клёпаных мостов. В 1928-м он возглавлял комиссию, принимавшую где-то в глубинке мост после капитальной реконструкции. Именно тогда он обратил внимание на сварочные работы. И понял, какие перспективы открывает эта технология. Ведь если отказаться от заклёпок, вес и себестоимость мостов значительно уменьшатся.
И он начал действовать. Уже через год Патону удалось добиться открытия в КПИ кафедры инженерных сооружений, электросварочного комитета и лаборатории электросварки. На их базе через несколько лет он создал Институт электросварки, директором которого оставался до конца жизни.


Евгений Патон у первой модели сварочного автомата.

Невозможно подсчитать, сколько денег этот человек сэкономил своей стране. Вот лишь один факт. В годы первых пятилеток Советский Союз активно покупал на Западе новейшие оборудование и технологии. "Загорелись глаза" и на придуманную в США сварку под флюсом (она позволяет получать швы высокого качества). Правительство СССР готово было отдать за идею восемь миллионов долларов - громаднейшие по тем временем деньги. Узнав, что готовится такой контракт, Патон попросил притормозить. Мол, сами с усами. И действительно - именно в его институте научились варить металл под флюсом.
В 1940 году была учреждена Сталинская премия, позже переименованная в Государственную. Патон оказался в числе первых, кого наградили - за создание метода скоростной автоматической сварки. Получив известие об этом, Евгений Оскарович написал председателю советского правительства Вячеславу Молотову, что следует также наградить весь коллектив, придумавший САС. Однако премию дали только ему. И тогда Патон сам распределил госпремию (сто тысяч рублей) между тремя своими научными сотрудниками и рабочим, который был виртуозом сварки.
В 41-м Институт электросварки эвакуировали на Урал, в Нижний Тагил, где выпускался знаменитый танк Т-34. Уже в январе 1942 года Патону и его коллективу удалось полностью автоматизировать сварку корпусов этих бронемашин. "Тридцатьчетвёрки" начали делать в шесть раз быстрее, чем прежде, поставив производство на поток. Танкисты, приезжавшие на завод получать машины, сложили легенду: "Приехал с Украины старый профессор. И ходит этот коренастый казак с трубкой, слушает корпуса танков и если дает добро, машина в бою не подведёт".

Именной мост

Евгений Оскарович известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов (в частности, им сформулированы принципы расчёта и построения клёпаных мостов). Патон - руководитель и автор свыше 50 проектов железных клёпаных и более 100 сварных мостов. Среди последних - один из крупнейших в мире, расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр, известный в настоящее время как Мост Патона.
Этот гигант (длина моста составила 1543 м, состоит он из 26 пролётов, ширина проезжей части - 21 м; все балки были смонтированы при помощи электросварки, а при монтаже пролётных блоков сделано 10 668 швов), включённый Американской академией сварки в список выдающихся инженерных сооружений, начали строить накануне Великой Отечественной. Война прервала эту работу. Евгений Оскарович возобновил её в 1944 году, когда вернулся в освобождённый Киев.
К сожалению, мастер совсем чуть-чуть не дожил до ввода в строй своего шедевра. Он умер 12 августа 1953-го (похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище), а мост был открыт в ноябре того же года.


Открытие Моста Патона. Ноябрь, 1953 г.

Испытывали мост, загнав на него десятки гружённых песком грузовиков. "На входных группах разместили портреты вождей. По случаю открытия моста был митинг, а затем каждый мог пройтись по нему, пропуская вперед партийные "Победы№. Это было событием для города, ведь в Киеве не было ни одного моста - всё разрушено войной. Мост Патона соединил Левый и Правый берег, а его тротуарная часть стала местом для свиданий", - вспоминал участник того митирнга Василий Якобчук.

Спустя год по Мосту Патона пустили трамвай, который ходил до 2004 года и был демонтирован по распоряжению горвластей. 

Великий наследник великого отца

Исследователи биографии Евгения Патона нашли в архивах документ о том, что он во время службы в армии тайно венчался в городе Нежине (Черниговская область) с 41-летней вдовой офицера Евгенией Киселевской. Жениху тогда было 23 года.
Впрочем, в своей автобиографической книге Евгений Оскарович ни разу не назвал эту женщину. Известно, что они расстались накануне Первой мировой войны, когда Патону исполнилось 43 года.
Уже в Киеве Патон женился на Наталье Будде, выпускнице Фундуклеевского училища. Они стали счастливой парой. В 1917 году у них родился сын Владимир (умер 28 февраля 1987 года), а на следующий год - Борис, который является президентом Национальной академии наук Украины, дважды Героем Социалистического Труда и первым в истории Героем Украины.


Евгений Оскарович со своими сыновьями Владимиром и Борисом. 1948 год.


Ольга НИКОЛАЕВА.
Читайте также: