Вето от Порошенко на закон об амнистии: страх перед воевавшими на Донбассе или поиск справедливости?
Сегодня, 17 августа, стало известно, что президент Украины Петр Порошенко ветировал закон об амнистии в 2016 году. Это касается и тех, кто воевал в АТО. Вето уже вызвало немало шума.
Вот как размышляет по этому поводу украинский писатель и публицист Андрей Кокотюха:
"Главное в этой новости – помилование и освобождение от уголовной ответственности распространялось, среди прочих, на участников боевых действий. Закон уточнял: воины АТО защищали суверенитет и территориальную независимость Украины. Однако вето, наложенное не только главой государства, но также – главнокомандующим, может означать только одно: фронтовые подвиги не могут оправдывать преступные действия, совершенные в тылу.
Итак, пока закон об амнистии будет дорабатываться и приниматься повторно, факт участия гражданина в защите Родины от агрессора автоматически не становится аналогом индульгенции. Либералы, предупреждавшие об опасности, которую несет в себе безоглядное всепрощение фронтовиков, тщательно выбирали выражения. Они справедливо опасались гнева патриотично настроенной части общества, хотя сами есть не меньшими патриотами и борцами за независимость. Теперь очередную вспышку праведного гнева катализировал лично президент.
Вполне ожидаемы акции протеста, инициаторы которых встанут в первые ряды и будут вещать в мегафоны о том, что власть наносит очередной удар по воевавшей, а потому – лучшей части нашего общества. Непременно прозвучат заявления: мол, "барыги" боятся воинов, которые однажды придут с передовой, увидят, кого на самом деле защищали, возьмутся за оружие и в двадцать четыре часа сметут преступных торгашей со своих высоких должностей. Причем, по мнению жаждущих именно такого сценария для Украины, господин Порошенко не успеет улететь в Ростов. Комбаты поймают и расстреляют на месте за измену.
Вот почему вето, наложенное на закон об амнистии для участников боевых действий, могут счесть превентивной мерой напуганного президента. Якобы он хочет не убить, так наверняка пересажать всех героев, как Валентина "Батю" Лихолита и "торнадовцев". В связи с этим нужно, наконец, признать ряд явлений, от которых большинство украинцев с активной гражданской позицией упрямо отворачивается.
Во-первых, запрос на смену власти руками военных и, как следствие, установление некоей справедливой национально-патриотической диктатуры не слишком велик, но вполне реален и ощутим. Во-вторых, власть очень часто бросает ветеранов АТО один на один с их проблемами: материальными, медицинскими, социальными, психологическими. Кому-то удается очухаться самостоятельно и наладить свою жизнь, кому-то - нет. В третьих, война и мир живут по разным, обычно кардинально противоположным законам и понятиям. Участие в вооруженном столкновении дает право на насилие и убийство, если эти действия применяются к противнику. Разведчик имеет право "снять" вражеского часового ударом ножа в горло сзади. Вернувшись в часть, он получит за это благодарность. Но если вчерашний разведчик, вернувшись домой, ударит ножом своего оппонента по какой-то причине, он не может быть освобожден от ответственности только за то, что однажды получил медаль из рук своего командира.
Конечно, в нашей стране те, кому положено, последовательно уходят от ответственности. Главный преступник по фамилии Янукович – тому пример. Однако это не значит, что фронтовик, бросивший гранату в кафе, где на него посмотрели косо, может ограничиться административным штрафом. Двойные стандарты? И так будет до тех пор, пока не посадят прокуроров–взяточников, судей–коррупционеров, словом, всех, кто заслуживает наказания не меньшего, чем ветеран АТО, которого они довели до ручки.
В этой связи вспоминается случай, имевший место в августе 1943 года на Черниговщине. Двое партизан, отжав у местного населения продукты и самогон, поспорили по пьяной лавочке. Слово за слово, один расстрелял другого в упор. За это преступление полагалась высшая мера. Однако убийцу разжаловали из взводного в рядового бойца… учитывая боевые заслуги перед Родиной.
Очень не хочется подобных спекуляций на больной теме, когда преступник может прикрыться статусом. Ведь тот, кто считает – я защищал Украину, мне всё дозволено, - ничем не отличается от депутатов, имеющих статус неприкосновенности. Если мы это поймем и примем, значит, мы выздоравливаем".