Виталий Портников: Борьба Путиных — или борьба Эрдоганов — только начинается
"Многие наблюдатели не раз обсуждали сходство политических стилей президентов России и Турции", - пишет журналист Виталий Портников на minval.az.
Сегодня Владимир Путин получил счастливую возможность оценить это сходство. Очевидно, что он не верил в возможность уничтожения российского самолета турецкими ПВО — несмотря на неоднократные предупреждения Анкары. Но убедился, что Эрдоган не бросает слов на ветер — даже тогда, когда решение может привести к последствиям стратегического характера и изменить всю внешнеполитическую конфигурацию в регионе.
Эрдоган осторожно отнесся к путинской аннексии Крыма — несмотря на очевидное давление турецкого общественного мнения, акции протеста потомков живущих в Турции крымских татар и визиты в Анкару лидеров крымскотатарского народа. Эта осторожность сохранялась до самого последнего времени — даже когда российские власти в Крыму перешли к политике прямого выдавливания крымских татар и уничтожения их национального парламента. Тут Эрдогана можно понять — у Турции есть свои «скелеты в шкафу» — тот же Северный Кипр, на территории которого сохраняется турецкий военный контингент и государственность которого признается только Анкарой. Есть зависимость от газовых поставок России, есть соображения о том, что в своей внешней политике Турция не должна ни в коей мере слепо копировать Запад. Поэтому Эрдоган может позволить себе быть осторожным.
Он не может позволить себе казаться слабаком — а именно это предложил ему Путин своей операцией в Сирии. Российские самолеты безнаказанно нарушают турецкое воздушное пространство, Путин уничтожает союзников Анкары и ведет себя как хозяин в регионе, на лидерство в котором претендовала Турция. И Эрдоган, который только недавно обуздал турецкий Генштаб и убедил общество, что сильный лидер — это он, а не какие-то там вечные генералы, не может просто наблюдать за происходящим. Потому что иначе он проиграет не Путину. Он проиграет Генштабу.
Но и Путин не может просто так проглотить самолет — потому что отсутствие реакции разрушает его образ сильного лидера и в глазах российских обывателей, и в глазах российского генералитета. Он не просто бесится — как мы увидели во время его встречи с королем Иордании. Он вынужден беситься — и мстить. А это означает дальнейшее ухудшение российско-турецких отношений на всех направлениях, где Москва может ухудшить позиции Анкары — от конфликта с курдами до Карабаха. А Эрдоган? А Эрдогану тоже есть, чем ответить, в том числе и в самой России.
Борьба Путиных — или борьба Эрдоганов — только начинается.
Фото: minval.az/