Олег Наливайко: "Мы оказались не готовы к работе в условиях войны"

Олег Наливайко: "Через десять дней после моего назначения главой Госкомтелерадио парламент проголосовал за серьёзное расширение сферы деятельности "Закона о доступе к публичной информации". И.о. президента этот документ уже подписал».

Завтра исполняется 55 лет Союзу журналистов Украины, который в 1998-м специальным постановлением Кабмина получил статус национального. Сейчас ряды НСЖУ насчитывают более 20 тысяч человек. Многие из них, рискуя жизнью, занимаются расследованиями, на которые не решаются правоохранители, и оказываются в таких "горячих точках", куда готов пойти не каждый солдат. Особенно досталось представителям СМИ за последние полгода, когда те, кому не по нутру честная журналистика, охотились на них сперва на улицах Киева, а потом и по другим городам и весям, в том числе в Донбассе. О том, с чем пришлось столкнуться в последнее время представителям "четвёртой власти", а также о перспективах украинской журналистики мы побеседовали с бывшим главой информационного агентства УНИАН и холдинга "Главред-Медиа" Олегом Наливайко, который возглавлял НСЖУ с апреля 2012-го по март 2014-го, а сейчас руководит Государственным комитетом телевидения и радиовещания Украины.

Количество пострадавших зашкалило

- Олег Игоревич, сколько журналистов пострадало в результате недавних волнений в Украине? Как НСЖУ защищает членов союза?

- Только в декабре-феврале пострадало более 300 журналистов, трое погибли. С первого дня противостояния наш офис на Крещатике был круглосуточно открыт для всех коллег, вне зависимости от их политических приоритетов. У нас они грелись, отдиктовывались, заряжали технику, пили чай, а когда надо было, то и ночевали. Здесь находился своеобразный информационный центр Майдана. Мы были готовы принять коллег, если бы власти пошли на "зачистку" улиц, - у нас имелся запас еды, воды и медикаментов. Буквально на следующий день после событий на Банковой, когда началась стрельба, мы обеспечили всех нуждающихся жилетами с надписью "Пресса" - их было роздано более тысячи штук, в том числе в Крыму. Работал наш медиа-юрист, мы брали на поруки в судах коллег, консультировали, а иногда и вытягивали задержанных из райотделов милиции. Старались реагировать на все противозаконные действия власти. И нас слышали. В самые трагические дни февраля в нашем офисе работала миссия Международной журналистской солидарности во главе с президентом Европейской федерации журналистов. Когда по просьбе ОБСЕ мы их срочно эвакуировали из офиса, нам тоже предложили переехать в их представительство. Но мы, отправив домой женщин, остались на рабочих местах. НСЖУ оказал финансовую помощь семьям погибших коллег, совместно с Независимым медиа-профсоюзом Украины мы открыли центр помощи пострадавшим журналистам, выделили средства на лечение, приобретение повреждённой техники.

- Какие проблемы отечественной журналистики выявили нынешние кризисные времена - Майдан, Крым, волнения на юго-востоке?

- Во время противостояния мы оказались не готовы к работе в условиях войны. Не было амуниции, спецподготовки. Сейчас всё есть, проведены тренинги. Но погибших коллег, потерянное здоровье - не вернуть. То, что произошло, беспрецедентно: 300 пострадавших представителей СМИ всего за три месяца - такого не было в истории мировой журналистики. У многих операторов, фотографов были разбиты головы. А знаете почему? Они закрывали аппаратуру от дубинок и сапог своими телами! Я горжусь своей профессией и работой коллег в этот трагический для страны период. Настоящие журналисты честно трудились в Киеве,  Крыму, сейчас делают то же самое на юго-востоке. Уверен, что исполнение профессиональных обязанностей в чрезвычайно сложных условиях редакционными коллективами того же Славянска войдёт со временем в учебники журфаков.

- Как поступать журналистам, если, освещая то или иное событие (передвижение войск или спецподразделений, к примеру), они рискуют нарваться на обвинение в подрыве нацбезопасности?

- Обращаться в пресс-службы силовиков за разъяснениями или к нашим медиа-юристам за защитой, если это необходимо. Не забывайте носить с собой пресс-карту и будьте осторожны. Берегите себя!

Как бороться с пропагандой

- Такой пропагандистской войны, которая развернулась в последние месяцы между РФ и Украиной, не было, наверное, никогда. Факты безбожно перевираются (причём как одной, так и другой стороной), одни и те же люди играют диаметрально противоположные роли в сюжетах разных телеканалов. Как эффективно бороться с информационными атаками, не нарушая при этом свободу слова?

- Сейчас звучат обвинения, что мы проиграли информационную войну России. Проблема в том, что медиа Украины свободны от госдиктата, в отличие от российских. Мы работали и работаем согласно принципам свободы слова, профессиональным стандартам. Конечно, не все и не всегда. Но - всё больше и больше. Мы - информируем и разъясняем, они - пропагандируют и агитируют, причём делают это за огромные деньги и очень профессионально. Поэтому сейчас мы думаем о полноценном иновещании, создали единый информационный центр на базе "Укринформа". Мой совет коллегам - соблюдайте баланс, пишите и показывайте правду, а умные читатели и зрители легко разберутся, где работает журналист, а где пропагандист.

- Почему возглавляемый вами Госкомтелерадио отказался от участия в проведении международного фестиваля телевизионных и радиопрограмм "Победили вместе" по случаю празднования 9 мая этого года 70-летия освобождения Севастополя от немецко- фашистских захватчиков?

- В условиях агрессии и насилия ко всему украинскому в Крыму мы не могли рисковать, поэтому отменили фестиваль. Но для нас День Победы и День освобождения Украины - это святые праздники, к ним подготовлены разнообразные теле- и радиопрограммы, будет несколько издательских проектов при поддержке государства. Я в составе авторского коллектива пишу книгу "Слово, обож-жённое войной" о работе журналистов в годы Второй мировой. Хотел бы её посвятить своему деду - офицеру морской пехоты, погибшему под Запорожьем, и бабушке, которая всю войну прослужила фельдшером в военно-санитарном эшелоне.

- Областные государственные телерадиокомпании стали в последнее время объектами нападения захватчиков, выдвигающих те или иные требования. Или - субъектами распространения информационных материалов с откровенными перегибами, в том числе - с призывами к насильственной смене власти, захватам и т.д. Как навести порядок в этой сфере?

- ОДТРК - достаточно влиятельный сегмент медиа, поэтому их захватывают. Несоблюдение же базовых принципов у нас было только в Луганской ОДТРК. За нарушение условий контракта её директор Родион Мирошников был вначале предупреждён, а затем уволен.

- Выключение российских каналов ("Первый канал", "РТР-Планета", "Россия 24" и "НТВ-Мир") вызвало возмущение в юго-восточных областях. Да и некоторые европейские деятели назвали это попранием свободы слова. Неужели подобный "железный занавес" - действенная мера против пропаганды?

- Я не сторонник таких решений, но когда идёт поток лжи, антигосударственных призывов - как с этим бороться? Наверное, всё-таки надо было вычленять отдельные программы... Недавно, кстати, в Балтийских странах также были отключены российские каналы. Мы получили предложение от латышских коллег подумать о создании русскоязычного канала силами трёх балтийских стран и Украины.

Нардепы оттянули разгосударствление СМИ

- Будучи главой НСЖУ, в том числе, когда стали в сентябре 2012-го гостем "Донбасса", вы подчёркивали необходимость разгосударствления СМИ, особенно - коммунальных. Сейчас стоите на тех же позициях?

- Однозначно на тех же! Не может местная пресса быть государственной и коммунальной. И дело даже не в том, что это обязательство Украины перед Советом Европы, взятое ещё в 2005 году. Редакции должны не обслуживать интересы местных руководителей, а работать для жителей района, области, стать общественными. К сожалению, парламент не поддержал закон о разгосударствлении печатных СМИ. Мы планировали провести реформу за три года, предполагалось серьёзное финансирование европейских структур и госбюджета. Я уверен, что получили бы 50-60 успешных пилотных проектов, на примере которых двигались бы дальше. Но руки не опускаем - в сентябре новый проект закона будет в Раде.

- Из-за потрясений, которые прокатились по Украине, сейчас закрываются газеты, телеканалы. Есть предложения сделать некоторые из них (в том числе "Интер", хозяином которого якобы является олигарх Дмитрий Фирташ) государственными. Какова ваша точка зрения?

- Я категорически против национализации! Частные инвестиции в медиа должны быть защищены, тем более, что у государства нет средств для дотаций подобных проектов. Что касается незаконного распределения частотного ресурса, то здесь своё слово должна сказать Генпрокуратура.

- На прошлой неделе парламент поддержал закон об общественном вещании. В чём его суть?

- Государство на базе всего своего телерадиоресурса создаст общественный проект, который будет управляться наблюдательным советом из числа общественности и финансироваться строкой в госбюджете, а не за исполнение госзаказа по воле чиновника. В задачи "Национальной общественной телерадиокомпании Украины" входит содействие укреплению международного авторитета нашей страны; объективное, полное, своевременное и беспристрастное информирование об общественно значимых событиях в Украине и за рубежом, содействие консолидации общества. Этот ресурс будет транслировать экономические, историко-документальные, культурно-художественные, учебно-познавательные, развлекательные, спортивные программы, а также программы для детей и молодёжи, людей с ограниченными физическими возможностями, национальных меньшинств, других социальных групп. А вот реклама, сообщения о спонсорах и программа телепродаж на каналах вещания общественного ТВ, за некоторыми исключениями, запрещается.

Быть журналистом на Донетчине становится опасно

"За последнюю неделю около десяти донецких журналистов почувствовали давление и угрозы из-за своей профессиональной деятельности. Семеро из них были вынуждены покинуть города, где работали. Пророссийские и сепаратистские организации недовольны работой украинских и донецких журналистов и препятствуют их деятельности. Последние примеры - выход новостей телекомпании "Донбасс" в скайпе, похищения и унижения редактора одной из горловских газет, захват телевышки в Славянске, постоянные стычки и нападения сепаратистов на журналистов, освещающих события" - отмечают в НСЖУ. Кроме того, некоторые журналисты в Славянске вынуждены были приостановить деятельность - на улицах города стало опасно появляться с фотоаппаратом или видеокамерой, а на газетных киосках вывесили объявления "Местной прессы нет".


Андрей Кривцун.
Читайте также: