Нет страховки от заболевания души

Человек, даже попавший в сети болезни, должен бороться с нею - читать, думать, творить, - говорит Игорь КАЛУГИН, показывая картины, написанные пациентами психиатрии.

Депрессия - одно из самых распространённых заболеваний современности. Жертвами «болезни грусти» становятся люди вне зависимости от своего гражданства и географии проживания. Украина по количеству людей, страдающих душевным недугом, занимает одно из первых мест. Причин немало - военный конфликт на Донбассе, инфляция, безработица, увеличение цен и тарифов.

Кто может «попасть под удар» корреспонденту «Донбасса» рассказал врач-психиатр высшей категории, главный врач Мариупольской психиатрической больницы №7 Игорь КАЛУГИН.

 Над пропастью депрессии

- Грусть… Хандра…  Ничего не радует… Это - уже депрессия или нет? Как отличить депрессию от банальной скуки или грусти? Когда стоит бить в колокола и бежать к врачу?

- Если это лёгкая хандра, то иногда достаточно пообщаться с другом, выпить чашечку чая или кофе, съесть шоколадку, погулять на улице, сходить в кинотеатр. Вот таких абсолютно простых действий часто достаточно для того, чтобы человека вывести из состояния небольшой хандры. Она бывает, как правило, ситуационная. У человека возникли проблемы или конфликты на работе, он поссорился с друзьями или родственниками. Такое состояние сложно назвать депрессивным расстройством. Первыми симптомами депрессии является подавленное состояние, которое не проходит в течение двух и более недель, расстройство сна, быстрая утомляемость, эмоциональное истощение…

- Исходя из своего опыта, вы можете сказать, что человек, обнаруживший у себя подобные симптомы, сразу обращается к врачу? Ведь наверняка своими силами выйти из состояния депрессии невозможно?

- Если говорить о тяжёлом депрессивном расстройстве, то, естественно, без медикаментозной поддержки самому пациенту справиться будет очень сложно. «Медвежью услугу» нередко оказывают больному врачи других профилей. Наши пациенты обращаются к ним со всевозможными жалобами - боли в области сердца, желудка, почек, печени. Больные ходят по всем специалистам. Узкие специалисты при обследовании таких пациентов, как правило, не находят у них объективных причин для тех или других заболеваний. Хорошо, что врачи большое количество «наших» пациентов стали направлять на консультации именно к нам.

Если же, допустим, терапевты пытаются самостоятельно справиться с лечением, то «медвежья услуга» заключается в том, что они назначают пациентам транквилизаторы. Эти препараты можно доступно купить в аптечной сети. Это хорошие препараты, но они - как скорая помощь. Они купируют боль, но не убирают причину боли. Пациент принимает таблеточку, ему становится лучше. Затем действие её заканчивается, он пьёт ещё одну. Эти препараты при ежедневном приёме в хорошей дозировке со временем вызывают зависимость. Появляется проблема наркологического профиля.

Из этих состояний пациентов вытягивать сложно, потому что они привыкли к хорошему и быстрому результату. На антидепрессантах быстрого результата вы никогда не получите. Результат наблюдается лишь через две-три недели.

- Лечение зависит от уровня заболевания?

- Естественно. Всё зависит от того, с каким уровнем расстройства психики люди к нам обращаются. В большей степени это - депрессивные расстройства. Это могут быть всевозможные острые реакции на стресс, суицидальные попытки либо, так сказать, незаконченные суициды. Заболевания пациентов могут быть вызваны обстоятельствами, являющимися провокационными факторами различных эндогенных заболеваний.

Если это депрессивные расстройства, то они лечатся непосредственно антидепрессантами, плюс дополнительно проводится общеукрепляющая терапия. Также у нас функционирует Центр психологической помощи, в котором работают шесть психологов. Они оказывают помощь нашим пациентам, как амбулаторным, так и стационарным.

 

Война и люди

- Военные действия в нашем регионе наверняка негативно влияют на душевное состояние людей?

- Сегодняшняя ситуация подливает масла в огонь, и люди себя начинают чувствовать гораздо хуже. Это касается не только больных людей, но и здоровых.

Люди, которые живут в постоянном страхе за свою жизнь, за своё будущее рано или поздно обращаются к нам за помощью. Требуется помощь различного уровня. Либо нужна психиатрическая помощь, либо - корректировка на психологическом уровне.

Случаи бывают разной тяжести. Бывает, что человеку требуется лечение в стационаре. Особенно это касается тех пациентов, которые были в обстановке, угрожающей их собственной жизни. Это могут быть также люди, которые лишились своих близьких, или такие, которые в этой войне потеряли своё материальное благополучие, у которых нарушились какие-то связи социальные. Также нашими пациентами могут стать те, кто живёт на этой территории, а их родственники - на другой стороне. Когда появляется какая-то острая проблема или болезнь мамы, папы, дедушки, бабушки, и при этом возникает сложность пересечения блокпостов, то все эти моменты сказываются на психическом состоянии наших граждан.

- К вам за помощью обращаются переселенцы?

- Да, много. На сегодняшний день у нас среди пациентов присутствует порядка 50 переселенцев.

Немало у нас и мариупольцев, которые испытывают нервные потрясения в свете непрекращающейся стрельбы в районе Широкино, Восточного. К нам обращаются люди, которые живут не только в этих районах, но и со всего города. Ведь эхо стрельбы разносится по всему Мариуполю.

- Какова территория вашего обслуживания?

- В связи с военными действиями у нас произошло перераспределение территории обслуживания. К нам присоединились Марьинский, Великоновоселковский районы, город Угледар. Кроме того, к нам обращаются люди из Донецка, Новоазовска, Тельманово. Мы никому не отказываем в помощи.

 

Заболеть может каждый

- Есть какие-то категории людей, которые находятся в «группе риска»?

- Заболеть может абсолютно каждый - мужчины, женщины, старики, дети. Возможность заболеть не зависит ни от пола, ни от возраста. Можно лишь сказать, что депрессивными расстройствами женщины страдают в 2-2,5 раза чаще, чем мужчины, но зато у мужчин заболевание проходит тяжелее.

- Игорь Витальевич, что вы можете посоветовать нашим читателям?

- Каждому человеку нужно делать, так называемую, профилактику мозга. Мозг надо нагружать, упражнять - играть в шахматы, шашки, читать книги, думать, рисовать. Меньше употреблять продуктов, которые дурманят мозг - алкоголь, наркотики. Это оседает в мозге, способствует гибели определённых нейронов.

К сожалению, все болезни помолодели. К примеру, в нашей наркологии алкоголизм на порядок помолодел. Если раньше у нас были пациенты возрастом старше 45 лет, то сейчас - 18-20 лет. Молодые люди поступают с неоднократно перенесёнными горячками. Кстати, пожилых алкоголиков стало меньше, в основном - молодёжь и средний возраст.

Если человек в возрасте, то надо отдавать отчёт в том, что есть риски в нарушениях сердечно-сосудистого плана, гипертонии, инсульты, инфаркты, приходящие нарушения мозгового кровообращения. Такие риски есть практически у каждого, кто старше 45 лет.  Неправильное питание, плохая экология - всё это откладывается на стенках наших сосудов.

Надо беречь себя! Беречь своё физическое и психическое здоровье. Стараться наполнять свою жизнь позитивными эмоциями и радостью. Надо дорожить каждым днём, помня, что он никогда не повторится.

 

Когда ребёнку нужна помощь

- Насколько сильно страдает от ужасов войны детская психика?

- Детская психика очень лабильная. В данном случае, это неплохо. Как правило, включаются определённые защитные механизмы, чтобы уберечь психику ребёнка от негативных последствий. Естественно, когда ребёнок длительное время находится в психотравмирующей ситуации, рано или поздно появятся нарушения психики. Это и расстройство сна, и перепады настроения, и проблемы в общении со сверстниками. Особенно, когда происходят переводы деток из одного дошкольного или школьного учреждения в другое. Когда ребёнок переходит в другой садик или другую школу, у него возникает определённый психологический конфликт. Ребёнок замыкается. Родители думают, что есть какие-то проблемы в новом коллективе, пытаются пристроить ребёнка в другую школу или садик. Но проблема таким образом не решается.

- Как же можно решить проблему детского душевного расстройства?

- Единственным выходом для таких деток является обращение к детскому врачу-психиатру, который назначит свою терапию или консультацию нашего психолога. К психологу дети идут вместе с мамой или папой, и наши специалисты работают на психологическом уровне, без применения каких-то медикаментов. Зачастую этого достаточно. Главное, не бояться обращаться и не затягивать. Ведь, чем дольше родители не обращаются за помощью к специалисту, тем тяжелее ребёнка восстанавливать.

 

Марина ЛИТВИНОВА.

Фото автора.


Читайте также: