Во всех своих мужчинах она искала Шукшина

Лидия Федосеева-Шукшина с мужем Василием и детьми Машей  и Олей в купе. В таком же состоялась встреча, соединившая их сердца.

"Может быть, любовь бывает только один раз. А, может, и два-три… Смотря что назвать любовью", - размышляет знаменитая актриса Лидия Федосеева-Шукшина, которой сегодня исполняется 75 лет. ЛЮБОВЬ, которая  вся с больших букв, у неё случилась с Василием Шукшиным. Но и до, и после писателя, актёра и режиссёра в жизни Лидии Николаевны были мужчины, которым она отдавала своё сердце. Вот только удержать его - горячее и неспокойное - никто, кроме Василия Макаровича, не сумел.

Первый брак - комом

Дебютное замужество имело украинские корни. С киевским актёром Вячеславом Ворониным 22-летняя ленинградка Лидия, студентка московского ВГИКа, познакомилась на съёмках. Любовь вскружила головы, они расписались, вскоре появилась дочка Анастасия.

Видя, как страдает недоучившаяся Федосеева, муж отпустил её из Киева, где поселились молодые, в Москву. Расстояния охладили чувства и убили любовь. Воронин, мать которого занимала солидный пост, сделал всё, чтобы дочка осталась с ним. Лидия какое-то время боролась за ребёнка, а потом отступила.

"Дочку свою от первого брака я бросила, и она покатилась по наклонной. Не раз хотела с ней встретиться, поговорить по душам, но поняла, что это отрезанный ломоть. Знаю, что это большой грех и что Господь меня покарает", - признаётся она теперь.

Анастасию Воронину жизнь потрепала. Она пыталась выучиться на режиссёра, но бросила институт. Вышла замуж за африканца, даже какое-то время жила с ним в Анголе. Родила дочь Лауру, вернулась в Украину. Супруг остался на родине, где у него появилась другая семья. Настя работала уборщицей, отсидела на брянской зоне за перевозку наркотиков. Сейчас обитает на Киевщине. Уверяет, что не раз виделась с матерью, что та иногда помогала ей деньгами.

Второй - неповторимый

С Шукшиным судьба свела её ещё во ВГИКе, где он, будучи комсоргом, отчитывал Лидию за то, что она всё ещё не комсомолка. Так что первые впечатления о Василии были у его будущей жены отнюдь не положительные.

"Он и до этого инцидента не очень мне нравился, потому что всегда ходил такой суровый, в сапогах и военной гимнастерке (ему тогда нечего было надеть). Представляете мой ужас, когда я узнала, что на роль только что вышедшего уголовника в фильме "Какое оно, море?" выбрали Шукшина?" - вопрошает Лидия Николаевна.

В поезде, который вёз их на съёмки в Крым, 35-летний Василий Макарович с бутылкой портвейна и торчащей из кармана гимнастерки зубной щёткой и начал покорять 26-летнюю красавицу.

"Открыли портвейн, потом стали петь, - вспоминает она. - Я затянула "Калину красную" - любимую песню своего отца. Шукшин подхватил. После застолья, когда все легли спать, он постучался в наше купе и предложил: "Давай выйдем в коридор, поговорим". И я рассказала всю свою жизнь: что дочка есть, а вот любви с супругом уже нет. И что он, Василий, притягивает меня чем-то. Стали целоваться, ласкаться…"

Потом, когда ехали на автобусе в Судак, остановились в лесочке. Вышли прогуляться.

"Подходит Шукшин. Под пиджаком что-то держит. Спрашиваю: "Зверька поймал?" А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их", - признаётся Лидия Николаевна.

Ради Шукшина она на пять лет ушла из кинематографа. Печатала на машинке его рукописи, сама носила их редакторам. Родила дочек - Машу (стала известной актрисой и телеведущей, воспитывает четверых детей) и Олю (училась в Литинституте, потом пошла по религиозной стезе; её сына Федосеева-Шукшина обожает - он тёзка гениального деда, очень на него похож, да ещё и мечтает быть сценаристом). Боролась с алкогольной зависимостью Василия Макаровича.

"Он мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Гонял меня по углам, - рассказывает Лидия Николаевна. - Я на себе его не раз притаскивала… После рождения дочерей какое-то время держался, а потом - опять начиналось…"

Она плакала, ругалась, хлопала дверью, возвращалась. Прощала и поддерживала, видя, как изводят Шушкина горе-цензоры, постоянно ставившие таланту палки в колёса. А Василий только любимую видел в главных ролях своих знаковых работ. Самая-самая из которых, конечно, "Калина красная".

"В очередной раз попав с язвой в больницу, Вася именно там в короткий срок написал свою повесть про бывшего уголовника, - рассказывает юбиляр. - Когда я её читала (прорыдала всю ночь), названия ещё не было. Именно я и предложила: "Пусть будет "Калина красная". Как песня нашего знакомства". Мы и в фильме её хотели спеть. Но для этого нужно было купить права у автора - композитора Френкеля, а бюджет ленты был минимальный. Так и не спелось".

Зато как сыгралось! Шукшин сам проживал перед кинокамерой за героя всю его судьбу. И от других того же требовал. От нервных перегрузок у него участились приступы язвы. А у жены, когда она озвучила фильм, случился гипертонический криз в сцене, где герой Василия погибает.

"Больше всего меня угнетала мысль, что партнеры по фильму подумают: "Ну вот, Шукшин снимает свою бездарную жену!" - делится Лидия Николаевна. - Поэтому первое время, перед тем как выйти на съёмочную площадку, мы с Василием Макаровичем дома репетировали всё, каждую деталь. Это уже потом я поняла, что особого актёрского мастерства в фильмах Шукшина от меня не требовалось. Всё, что было им создано - правда жизни. К тому же каждую роль Шукшин писал специально для меня, какая я есть".

Они прожили вместе десять лет. Разлучила их лишь его смерть в ночь на 2 октября 1974 года в станице Клетской. Официальная версия - сердечный приступ. Но до сих пор циркулируют слухи, что Василия Макаровича отравили.

Остальные - хорошие, но…

Сказать, что она тяжело пережила смерть Шукшина, значит ничего не сказать. Даже в монастырь уйти подумывала. 36-летнюю вдову вытащил из депрессии бывший однокурсник Сергей Никоненко. Он собирался снимать фильм "Трын-трава" и уверял Лиду, что видит героиней только её.

"Я ему до смерти буду благодарна, - утверждает Федосеева-Шукшина. - Хоть сначала решила, что Серёжа спятил. Какая роль? Какая съёмка? А он, как панфиловец, стоит - и ни шагу назад".

Оператором в "Трын-траве" был Михаил Агранович. "Когда я увидела у него вырезки из газет про Шукшина и затрёпанную, прочитанную до дыр его книгу, внутренне вздрогнула, - вспоминает актриса. - И так уж вышло, что во всех мужчинах, которые мне нравились после ухода Васи, обязательно было что-то шукшинское... Не в плане внешнего сходства, а некое внутреннее родство. Спустя год после смерти Васи я стала жить с Аграновичем. В меня кидали камнями. Умер русский человек, совесть народа, а я вышла замуж за молодого, да ещё еврея. А Мише говорили, что он карьерист, имя Шукшина хочет использовать. Но мы просто любили друг друга".

После того, как этот союз, продлившийся более десяти лет, распался (Михаил и Лидия сохранили хорошие отношения), у Федосеевой-Шукшиной случился новый роман. Но если Агранович был младше на восемь лет, то Межевский - уже на 16. С главным художником в польской многосерийной картине "Баллада о Янушке" Лидия Николаевна сошлась на съёмочной площадке. Почти год, пока снимали ленту, она жила в Польше. В Россию вернулась уже с молодым мужем.

"Марек ради меня переехал в Москву. У него были золотые руки, доброе сердце. Жаль, не смог здесь найти работу по душе - уехал обратно в Польшу, - разводит руками артистка. - А я решила замуж больше не выходить".

Это решение, впрочем, не помешало ей четыре года жить гражданским браком с продюсером группы "На-на" Бари Алибасовым. Их потянуло друг к другу после того, как на вручении премии кинофестиваля "Ника" места оказались по соседству.

"Когда я ближе познакомилась с Бари, он рассказал, что родился недалеко от тех же краёв, что и Вася, - делится артистка. - Признавался: "Я читаю рассказы Шукшина, и мне кажется, что я так бы написал, только не умею…"

Алибасов задаривал её немыслимыми презентами (в том числе - шикарной шубой из меха камышового кота), восхищался, что Лидия оказалась даже смешливей и хулиганистей его. "Моё главное несчастье - как бы ни любил женщину, охладеваю к ней через несколько месяцев. А к Лиде я и сейчас испытываю самые тёплые и нежные чувства, - уверяет Бари Каримович. - Почему мы не поженились?  Виной тому моя одержимость работой. Начались упрёки, что редко видимся, что уделяю мало внимания".

Впрочем, и сама Лидия Николаевна признаёт, что все мужчины, которые были у неё после Шукшина, чувствовали себя как бы в его тени. "Я люблю рассказывать и вспоминать о Васе, - объясняет она. - Даже ремонт в квартире много лет не делала потому, что хотелось, чтобы обои были те же, мебель та же, что при нём... Только после того как увидела в спальне одного своего знакомого портрет жены, которая умерла, у меня внутри кольнуло: "Каково же было моим мужьям всё это время?" Я поняла, что надо любить человека, который находится рядом с тобой сейчас".

Рыдала, играя мадам Грицацуеву

Лидия Федосеева-Шукшина сыграла более чем в 70 картинах, получив за исторические роли ("Виват, гардемарины", "Графиня Шереметева", "Петербургские тайны") прозвище "царственная". Самыми любимыми называет шукшинские ленты, в которых участвовала ("Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная" снял Василий Макарович, а "Позови меня в даль светлую..." - Герман Лавров и Станислав Любшин), а также польскую картину "Баллада о Яношке", за которую получила премию "Золотой экран" в Варшаве.

"Никогда не забуду, как снималась в картине "Они сражались за Родину", - говорит актриса. - Тогда не стало Шукшина, и я едва сама не умерла от горя. У меня не хватило сил самой озвучивать роль - за меня это сделала Наташа Гундарева. А накануне свадьбы моей героини, мадам Грицацуевой, с Остапом Бендером (Андреем Мироновым) в картине Захарова "Двенадцать стульев" у меня умер папа. Я стояла на коленях перед Марком Анатольевичем, умоляя его перенести съёмки веселого торжества. Но, видимо, не всё зависело от него, и Захаров оказался неумолим. Как только выдавался перерыв, я забегала за кулисы и рыдала. Потом мне быстро поправляли грим, и я вновь превращалась в счастливую невесту".


Андрей Питонов.
Читайте также: