В Нью-Йорке всем миром отстаивают больницы и… дарят самолёты! (ФОТО)

Совсем скоро на эту беседку, сделанную рабочими завода по проекту головы поссовета Николая Ленко (справа),  будут вешать замочки новгородские женихи и невесты -  на долгую любовь и счастье.

Иногда желания для того, чтобы сбываться, находят очень причудливые способы. Например, мечтаешь хоть одним глазком взглянуть на красоты американских городов - а оказывается, до них рукой подать! Необычные истории услышала корреспондент "Донбасса"  всего в семи километрах от Дзержинска, в посёлке Новгородское, который когда-то так и назывался - Нью-Йорк.  

Немцы-пацифисты увозят кирпичи

Ух, и напутано в истории Новгородского: казалось бы, какое отношение имеют немцы, появившиеся здесь при Екатерине II, к американскому городу, ставшему синонимом расцвета индустрии? А оказывается, они ещё как при чём: один из основателей посёлка Яков Унгер, побывав в Северной Америке, вдохновился бурным развитием капитализма и решил назвать посёлок, где он построил кирпичный заводик, Нью-Йорком, чтобы тот процветал, как его заокеанский собрат.

- Первыми поселенцами, которые приехали в конце ХVIII века в Украину после объявления экономических льгот, были немцы - меннониты: представители протестантского течения, которое отличается крайне пацифистскими убеждениями. Якову Унгеру якобы императрица лично подарила плодородные земли в пойме реки Кривой Торец. Там он нашёл залежи качественной глины, пригласил земляков-специалистов и начал производство кирпича. Позже у графа Игнатьева 244 меннонитские семьи в складчину купили земли, образовав крупное Игнатьевское поселение, состоящее из семи посёлков, - рассказал большой знаток истории местного края Александр Негода.

Помимо нескольких кирпичных заводов, за следующее столетие в посёлке, ставшем культурным и промышленным центром поселения, появились четыре паровые мельницы,  прокатный стан Редекопп, фабрика по производству плугов Якоба Нибура.

- Когда к нам из Канады приезжали потомки Нибура, они в память о прошлом своей семьи, как самый драгоценный слиток, увезли с собой… фирменный кирпич с разрушенного совсем недавно здания завода своего предка. К сожалению, домов, построенных в те времена колонистами, осталось не так уж и много. В одном из них сейчас находится протестантская церковь: приверженцев этой религии до сих пор много в Новгородском, которому, кстати, поменяли американское имя "по настоятельным просьбам трудящихся" уже после войны. А мы бы не прочь и вернуть имя, данное Унгером: всё ж более звучное, чем его русская калька, - сетует историк.  

Елена Борисова и Анатолий Губарев часто приходят за чистой родниковой водой к

Елена Борисова и Анатолий Губарев часто приходят за чистой родниковой водой к "немецкому" колодцу.

Возобновили День посёлка

Потомков тех переселенцев здесь осталось очень мало: во время Великой Отечественной их насильно отправили в Казахстан и за Урал, а в 1946 году вышел указ, который запрещал выселенным возвращаться в насиженные места. Разрушились многие здания того времени, а на одном из прудов, созданных немцами, современные жители посёлка поставили коло­дец-сруб: там все желающие могут запастись чистой родниковой водой.

- Это была инициатива самих жителей Новгородского, которые хотят сделать свой посёлок красивым и ухоженным: во многих дворах появились беседки и лавочки, детские площадки и скульп­туры, сделанные руками жильцов.  Поселковые власти поддерживают их в таком стремлении:  в этом году возоб­новили празднование Дня посёлка, организовываем различные праздники для молодёжи и детей, - рассказал молодой председатель поссовета Николай Ленко, которого выбрали посельчане три года назад.

Кстати, детей становится здесь с каждым годом всё больше: два года назад пришлось открывать новую группу в детском саду №14. Теперь там занимаются 170 малышей, хотя максимальная нагрузка - на 40 мест меньше.

-  Свободные помещения для новых групп ещё есть, но средства на ремонт нужны огромные. Если рождаемость в Новгородском будет продолжать расти, надеюсь, вопрос решится. Мы принимаем участие в различных проектах: украсили музыкальный зал, отремонтировали спортзал. В этом году началось строительство долгожданной мини-котельной, - рассказала заведующая "Дивоцвіта" Елена Золотухина.

В двух детских садах, трёх школах и Доме культуры (его содержит и поддерживает в отличном состоянии для почти тысячи новгородских ребятишек фенольный завод) дела обстоят более или менее стабильно. А вот за новгородскую больницу пришлось повоевать: из-за недостаточного финансирования её собирались просто закрыть. А это - тридцать коек геронтологического отделения, в которых проходили лечение, а иногда и доживали свой век пожилые люди с хроническими заболеваниями. Тогда на защиту больницы с плакатами вышли жители посёлка, а местные власти решили ежегодно выделять небольшую сумму денег на её содержание. Больницу отстояли, хотя официально профиль её всё же изменили.

- Сейчас у нас тридцать терапевтических коек, которые почти никогда не пустуют. Финансирование - из областного бюджета, но те дотации, которые выделяет поссовет, тоже к месту. Хорошо, что всем миром отстояли больницу, ведь многие из тех стариков, которые лечатся у нас, в силу своего возраста и болезней до городских больниц просто не добрались бы, - считает главврач Валентина Клок.

От кованой беседки до мини-заповедника

Активная жизненная позиция новгородцев проявлялась уже не раз: когда в переломные девяностые огромный машзавод имени Петровского, на котором выпускали шахтное оборудование более двух тысяч рабочих, фактически оказался банкротом, у проходной появилась надпись на двух языках: "Верните завод посёлку! Не руйнуйте завод!".

К сожалению, тогда большинство цехов были закрыты, сейчас остались два небольших помещения, где занимаются ремонтом оборудования, которое раньше здесь производили в промышленных масштабах. "Петровчане", как могут, помогают посёлку: недавно изготовили кованую беседку, которую поставят в местном сквере. Её, специально для новгородских молодожёнов, спроектировал поселковый голова - по профессии он инженер-конст­руктор.  

- Когда я узнал, что всё имущество завода распродаётся, я решил подарить городу… самолёт! Памятник воинам находится у проходной завода, но принадлежит он теперь жителям Новгородского, - неожиданно признался предприниматель Юрий Жуков, который совершенно профессионально проводит экскурсии по Новгородскому.

Юрий Жуков на фоне своего крылатого подарка.

Юрий Жуков на фоне своего крылатого подарка.

Оказалось, это не единственный подарок Жукова родному посёлку: он высадил десятки деревьев, стал инициатором строительства единственного православного храма. В его самых ближайших планах - создание мини-заповедника на гектарах, которые для этих целей выделили в поссовете. А ещё старается сохранить память о поселенцах, которые так много сделали для развития его малой родины:

- Мне удалось выйти на след потомков четы Янзенов, в чьём особняке сейчас находится православный храм. Их прах покоится на поселковом кладбище: сейчас я занимаюсь реставрацией могильной плиты, которая, к сожалению, была сильно испорчена вандалами. Надеюсь, когда родственники смогут приехать, мы установим уже обновлённый памятник на прежнее место!

Расстреляли под розалией

Профессор кафедры всемирной истории Донецкого национального университета Александр Дынгес:

- Под руководством барона Энса был заложен уникальный парк. С 1895 по 1917 годы здесь были посажены сотни пород деревьев и кустарников, привезенных из разных стран мира. Был сформирован удивительный "овал", который можно считать "младшим братом" крымского ботанического сада. Барон Энс сумел защитить своё детище от вырубки, когда в Нью-Йорк пришли деникинцы, но красные войска, пришедшие за ними, не пожалели ни деревьев, ни "немецкого буржуя": здесь, под розалией, посаженной Энсом собственноручно, его и расстреляли.


Елизавета Гончарова.
Читайте также: