Нина Ананиашвили: Вернуться на сцену после родов заставил муж!
Ценители балета во всем мире говорят о ней: «Великая!». Оснований для такого всеобщего восторга более чем достаточно: таланта, трудолюбия, любви к профессии у 48-летней Ананиашвили столько, что можно на шестерых балерин поделить - с лихвой хватит! Удивительная Нина до сих пор танцует, руководит Тбилисским театром оперы и балета, а еще, как и многие обычные женщины нашего региона, «работает» женой и матерью. Вполне ожидаемый вопрос наших читательниц «И когда же она всё успевает?» обозреватель «Донбасса» задала народной артистке Грузии и России, которая приехала в Донецк на фестиваль «Звезды мирового балета».
Меня критиковали...
Первое, о чем думаешь, встречаясь с изящной, ухоженной, стильно одетой Ниной Ананиашвили лицом к лицу: она застряла во времени. Потому что больше сорока ей в жизни не дашь, хотя на самом деле в марте исполнится уже 49 - возраст, в котором среднестатистические женщины становятся бабушками. Что еще интереснее, сегодняшние заботы балерины тоже скорее соответствуют более молодой особе: этой осенью ее первый ребенок, шестилетняя дочка Леночка, пошла в школу.
- Нино, почему вы так поздно стали мамой?
- Одна из причин - квартирный вопрос. Мы с мужем (Григор Вашадзе - министр иностранных дел Грузии. - Прим. И.П.) долгое время жили в Москве на съемной квартире, то есть в молодости не было нормальных условий. А уже когда они появились - я была очень занята: ездила по всему миру и откладывала ребенка на «потом». И только в сорок поняла, что тянуть больше некуда. В это же время мы как раз переехали в Тбилиси, и у меня началась абсолютно новая жизнь: на родине, с семьей, плюс возникло руководство театром. Свой дом в Тбилиси мы строили долго, в течение пяти лет. Но вот, наконец, переехали. И я теперь полностью счастлива. Муж создал для меня такие условия, чтобы я занималась любимым делом, домом и ни о чем не переживала.
- Вернуться на сцену после рождения ребенка удается далеко не каждой артистке балета!
- Я этого тоже не планировала! (Смеется). Думала: «Какая уже разница? Ну, станцую еще раз «Лебединое» - разве это так важно? Я и так сделала больше, чем планировала, перетанцевала столько всего, сколько другим и не снилось». Вернуться на сцену меня заставил муж. Еще, конечно, я помнила наставление моего личного педагога, Раисы Ивановны Стручковой, которую я называла «моя русская мама». Она всегда говорила: «Я тебя умоляю, не останавливайся, танцуй, пока ты можешь!» И вот еще Гия. Он два года постоянно говорил мне: «Как тебе не стыдно? Ты можешь танцевать, а не танцуешь! Это что - просто лень? Или ты хочешь сказать, что причина в Лене?». Добил тем, что сказал: «Вот вырастет Лена и будет слышать, что это из-за нее мама бросила танцевать!» И я так решила: попробую. Если смогу вернуться в ту же форму и танцевать в больших, тяжелых спектаклях, то вернусь. Мне понадобилось два года, чтобы восстановиться. Потом я танцевала на сцене American Ballet Theatre, Метрополитен Опера в тех же спектаклях, что и всегда. Но в 2009 году попрощалась с американским балетом, чтобы все свои силы отдать грузинской культуре. И приняла предложение президента Михаила Саакашвили возглавить театр и, по сути, возродить его.
- Насколько сложно было возвращать прежнюю форму?
- Вы даже не можете себе представить! Мне всё-таки уже не двадцать лет было! В первую очередь, не хватало времени. Потому что эти два года я еще и «перестраивала» труппу тбилисского театра, меняла всё, что считала нужным. Это шоковая цифра, но за три сезона мы сделали 27 спектаклей! Меня даже критиковали: «Нина новые постановки как блины печет!». А я это делала потому, что мы давно отстали от мирового уровня, во-вторых, я знала, что наш театр скоро закроется на реконструкцию, поэтому мне нужно набрать репертуар. Я работала, как заводная машина. И у меня всё получилось, потому что артисты пошли за мной, а еще благодаря помощи коллег-хореографов из разных стран, которые приезжали по первому зову и помогали нашему театру.
Нина Ананиашвили и Василий Ахметели привезли дончанам грузинскую «Таис».
- Как вы столько всего успеваете?
- Я поняла, что человек - это уникальное создание. На самом деле он может делать столько, сколько даже сам себе не представляет. Всё в основном зависит от способности распоряжаться временем. Его мне очень не хватает, потому что я люблю спать. Правда, ложусь поздно - раньше часа ночи не получается, и сплю до девяти. Правда, теперь придется вставать в полвосьмого, потому что моя девочка пошла в школу. Утром иду в театр на урок и занимаюсь полтора часа. После - час-полтора репетирую сама, чтобы держать себя в форме, затем - с труппой. Во второй половине дня занимаюсь административной работой, которая, к сожалению, никогда не заканчивается. Еще наша группа сейчас много гастролирует, и я постоянно веду переговоры на эту тему. Да, у меня есть помощники, но решение принимаю я. Потом надо в мастерские забежать, костюмы оценить, в хореографическую школу - с детьми, педагогами поговорить. Иногда так пробегаю целый день, а вечером думаю: «И чем я занималась?» Кушать приходится совсем не по-балетному: утром - завтрак, который я сама готовлю, а вечером - хорошо, если в семь приду, получается обед, переходящий в ужин.
Хочу, чтобы дочь пела
- Нино, уже понятно, что на классическую грузинскую жену вы не похожи. Муж переживает по поводу того, что вы всё время в бегах?
- А он в другую сторону бегает (смеется). Ему самому времени не хватает совершенно! Вот сейчас он на Фиджи, потом летит в Австралию. Гия никогда не нервничал из-за моей занятости. Мы вместе 23 года, и раньше у нас была такая шутка. Он говорил: «Нина, я всё бросаю ради тебя - карьеру дипломата, свою жизнь. 20 лет я буду всё делать для тебя, а потом - ты для меня». И действительно так получилось, что все эти годы он сопровождал меня, заботился обо мне, и только три года назад пошел работать в правительство. Так что теперь я жду его и забочусь о нем.
- В общем, все в делах. Кто же тогда дочку воспитывает?
- Моей мамы, к сожалению, уже нет: мы в нашей семье все как-то поздно рожаем, поэтому... Но у нас есть няня в возрасте бабушки и мой папа - дай Бог ему здоровья. Он живет со старшим братом, но когда муж уезжает - а это часто случается - он ко мне перебирается и сидит с внучкой. Кстати, дочь пошла в папу. Она уже говорит на трех языках! А еще очень хорошо поет, поэтому мы отдали ее в музыкальную школу. Я ей говорю: «Лена, ты должна петь!» А она мне: «Мам, ну посмотри, какой у меня подъем!» А я ей: «Запомни, подъем тебе не нужен!»
- То есть вы не хотите, чтобы Лена стала балериной?
- Она растет в театре, видит все спектакли, уже по одним костюмам может определить, что сейчас будет идти на сцене. Но я всячески пытаюсь огородить от этого - слишком тяжело. А она всё рвется в балет: часто, когда прихожу домой, Лена меня встречает в какой-то юбке и танцует. Но недавно я подумала, что запретный плод сладок, поэтому сказала: «Знаешь, если ты станешь врачом или певицей и при этом будешь хорошо танцевать - это тебе только плюс как женщине. Умей всё!». Хотя танцует она действительно хорошо. Но поет еще лучше!
Контролирую всё. Даже пятки!
Ананиашвили - один из редких примеров среди уже немолодых артистов балета, которым удается танцевать в классических спектаклях на том же уровне, что и в молодости.
- Я очень люблю модерн, но не так уж часто его танцую, хотя, действительно, многие коллеги с возрастом посвящают себя современной хореографии, ведь классику танцевать трудно. Чтобы держать технику, нужно продолжать каждый день тяжело работать. Я саму себя часто ругаю, что мало занимаюсь. Вот в Америке я танцевала 14 спектаклей и еще по шесть часов работала в зале не вылезая. А теперь нет времени. А это нехорошо. Потому что сейчас, наоборот, надо работать вдвойне, чтобы держать в тонусе все мышцы. Правду говорю, что очень трудно... - признается Нино. - Надо иметь большую силу воли, постоянно себя заставлять, терпеть боль. Зато у возраста есть и свои преимущества: многие партии начинаешь танцевать более осмысленно. А еще позволяешь себе импровизации и перестаешь волноваться. Раньше всё время боялась: вот выйду - получится или не получится. Сегодня знаю: я всё сделаю так, чтобы получилось, и даже если я упаду, я не волнуюсь: ну и что? Подумаешь, встану, и взамен сделаю что-то другое. Возраст помогает и гастроли нормально переносить в организационном плане. Я на репетициях научилась делать такое! - вся труппа смеется! Мне же нужно контролировать и свет, и декорации, и самой разогреваться, и за труппой наблюдать. Поэтому краем глаза всё время поглядываю по сторонам. И иногда, когда артисты расслабляются, думая, что я их не вижу, делаю замечание: «А пятки-то надо повернуть!». И они вспоминают, что халтурить нельзя: я рядом! А у меня всё должно быть идеально!
Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.