Старший сын Арканова живёт в США, младший - во Франции

Старший сын Арканова живёт в США, младший - во Франции

«Ныряния» в жизнь киевлянина-москвича

Оригинальный человек оригинален во всём. Вот и Аркадий Арканов свою круглую дату отпраздновал 29 мая скромным творческим вечером, пообещав устроить нечто более грандиозное осенью. А ведь 80 ему исполняется только завтра. Во время мероприятия, где ему помогал давний друг - пианист, композитор и телеведущий Левон Оганезов, виновник торжества признался: «Я не люблю это слово - «юбилей»… Всегда говорю, что нет моей собственной заслуги в том, что я появился на этот свет». А вот то, что он стал тем, кем стал - писателем-сатириком, врачом, драматургом, телеведущим («Вокруг смеха. Нон-стоп», «Белый попугай»), автором текстов песен (и даже исполнителем некоторых) - целиком и полностью его заслуга. «Больше всего люблю заниматься делами, которыми раньше никогда не занимался. Этим объясняются мои «ныряния» в кино, в пение, в сочинительство песенных текстов», - признаётся Аркадий Михайлович, который плавать, кстати, не умеет. Давайте же вместе «нырнём» в самые интересные моменты его жизни.

Океаны писательства

Окончив Московский мединститут им. Сеченова, Аркадий Михайлович три года проработал участковым врачом в столице. Но, начав погружаться в океаны писательства ещё в студенческие годы, выгрести из них уже не смог. И с начала 60-х полностью «нырнул» в это дело. На данный момент выпустил 17 книг и сборников, причём далеко не все они - юмористические. Первый рассказ вообще был про любовь. Детсадовскую. Назывался он «Жёлтый песок» и был напечатан в журнале «Юность» аккурат полвека назад.

Членом Союза писателей он стал в 1968 году, но после появления его рассказов в самиздатовском журнале «Метрополь» в 1979-м Арканова запретили публиковать. Так продолжалось около десяти лет.

«Я особо не ностальгирую по советскому прошлому, но вместе с ним кое-что ушло из нашей жизни, из искусства, - признаётся он. - Сегодня цензуры нет. И от этого эстрадное искусство и искусство вообще сильно страдает - его заполонила пошлость... Большинство людей сегодня предпочитают убогий, «нижепоясный» юмор (Передачи уровня «Аншлага», «Наша Russia», «Камеди клаб» Аркадий Михайлович не переносит. А вот украинский «Вечерний квартал» ему нравится. - Прим. А.П.). Печально, что он у нас стал бессмысленным и лёгким, как в США. Это может кончиться плачевно, народ перестанет думать. Надеюсь, что это временное явление. Я, например, не хочу вписываться в понятия эстрадно-юмористического жанра - в его массовом виде».

А он и не вписывается. С олимпийским спокойствием читает свои рассказы, в то время как зал лежит покатом. Будучи в декабре 2011-го в Донецке, где участвовал в юмористическом шоу «В бой идут одни старики», Аркадий Михайлович так объяснял «Донбассу» свою невозмутимость: «Я действительно такой человек. И люди, которые хорошо меня знают, прекрасно об этом осведомлены. Я никогда не хохочу, только чисто интеллектуально оцениваю качество шутки, остроумие, хорошую фразу. И могу сказать: «Это смешно». Но сам смеюсь редко».

Омуты любви

Первой его супругой стала знаменитая певица Майя Кристалинская, исполнительница потрясающей «Нежности» («Опустела без тебя земля»).

«В 1957 году, перед самым окончанием института, я пришёл на репетицию оркестра Юрия Саульского и увидел очень красивую, здорово поющую девушку,  - рассказывает сатирик. - Это была только что окончившая МАИ Майя Кристалинская. И я на неё, как говорится, «запал».

Спустя несколько встреч он сделал ей предложение. 1 июня они расписались, а 7-го, в его день рождения, сыграли свадьбу в коммуналке, где жили родители Арканова. А в марте 58-го Аркадий, нырнувший в Майю, будто в омут, ушёл. Уверяет, что были они слишком разные, чтобы жить вместе. Расстались, впрочем, без скандала, сохранив хорошие отношения до самой смерти певицы.

Самой большой любовью своей жизни Арканов называет вторую супругу, Евгению Морозову, которую он увёл у товарища, эстрадного артиста Александра Левенбука. Тот попросил развлечь Женю, пока у него шло выступление. Ну Аркадий и «развлёк». «Мы поглядели друг на друга, что-то между нами возникло», - поясняет он.

Евгения родила ему сына Васю. Но брак, продлившийся более десяти лет, счастливым назвать было нельзя. «Оба оказались упрямы и страшно самолюбивы, - вспоминает Арканов. - Мелкие и большие обиды постепенно накапливались, потом к ним присоединилась ревность: она ревновала меня к своей по­друге, я её - к одному из моих знакомых. А самое скверное, что ревновали мы друг друга не зря».

После смерти Евгении выполнил её просьбу: помог Василию выехать в США, где с 1980 года проживали мама и брат Арканова. Сын сейчас трудится в Колумбийском университете.

Ещё один сын - плод романа с киножурналисткой Натальей Смирновой. Впрочем, длился он недолго - около года. «После рождения Пети наши отношения практически закончились, - признаёт Арканов. - Потом она познакомилась с жившим в Москве французом, вышла за него замуж и уехала в Париж. Пете тогда было три года. Во Франции он стал Пьером. Окончил Парижский университет и стал политологом. Сейчас у него подрастает дочка, моя внучка. Младший сын говорит по-русски, иногда звонит, присылает электронные письма. Приезжая в Москву, останавливался у меня. С Васей они в очень добрых отношениях».

Очередной супругой стала музыкальный редактор Наталья Высоцкая. «Будущая жена подошла ко мне, попросила принять участие в какой-то телепередаче. Я согласился, с этого всё и началось,  - рассказывает Аркадий Михайлович. - Она познакомила меня с  Игорем Крутым, мы быстро подружились, и Игорь принялся нас сватать: «Что ты зеваешь! Смотри, какая Наташка классная!» А она мне нравилась и без уговоров».

Волны музыки

«Обожаю музыку, которая является постоянным фоном моей жизни», - признаётся Арканов.

Ещё в мае 41-го его зачислили в музыкальную школу, причём экзамены по классу скрипки принимала сама Елена Гнесина. После того, как вернулись из эвакуации, из Аркадия пытались сделать уже виолончелиста. Спустя два года он оставил это дело. Но не любовь к музыке. Во время учёбы в вузе Арканов выучился играть на трубе, организовал джаз-квартет, активно участвовал в самодеятельности («Было и для души интересно, и для кармана»). Наконец, начал писать смешные песенки для капустников. Дебютная - «Оранжевая песенка», которую сочинил в соавторстве с Григорием Гориным, и сейчас остаётся детским хитом. Его «ХХ век» поёт Валерий Леонтьев, «Хрусталь и шампанское» - Александр Буйнов, «Бабушка по имени Хочу» - Ирина Аллегрова. Ну, а «Гондурас в огне» шикарно исполняют сам Арканов и Лолита.

Вышло уже два диска, где на свои стихи поёт исключительно Аркадий Михайлович: «Арканов-Крутой» и «Джаз любви». «Такого рода работа материальной выгоды не приносит, но доставляет мне огромное удовольствие, - подчёркивает юбиляр. - Мои песни все иронические, я их даже не пою, а скорее напеваю. И это многим нравится. А раз это многим нравится, то я это делаю с удовольствием… И, упаси Бог, не собираюсь отнимать хлеб у певцов. Пою для себя и «для своих».

Родился в Киеве, мог погибнуть во Вьетнаме

Пять интересных фактов о юбиляре

Аркадий Арканов - урождённый украинец. На свет он появился в Киеве, но с четырёх лет оказался в Москве. Так что считает себя именно москвичом.

Настоящая его фамилия - Штейнбок. А поменял он её в середине 60-х вместе с товарищем Григорием Офштейном, который превратился в Горина (они сотрудничали около девяти лет, написав в соавторстве, в частности, пьесы «Свадьба на всю Европу», «Банкет» и «Маленькие комедии большого дома»). Еврейский вопрос, однако… Получать гонорары при новых фамилиях было куда легче. «С детства меня называли Арканом, так вот и превратился в Арканова», - сообщил юбиляр, уточнив, что древнееврейское слово «арка» означает «загадка», поэтому он весь такой «загадочный».

У Арканова - удивительная устойчивость к восприятию алкоголя. «Особенность организма. В своё время товарищ из органов, увидев, что могу прилично выпить, не пьянея, сказал: «Работали бы у нас - вам бы цены не было!» - смеётся писатель.

В 1967-м он два месяца провёл на войне во Вьетнаме. Должна была отправиться большая делегация советских писателей, но ближе к дате почти все под разными предлогами отказались. Остались лишь Арканов (в то время внештатный редактор журнала «Юность») и переводчик Мариан Ткачёв. «Колесил по всему Вьетнаму, чудом остался жив, - вспоминает Аркадий Михайлович. - Один раз через несколько минут после того, как я вышел с рынка с покупками, в торговые ряды угодила ракета, и много людей погибло. Второй раз недалеко от меня взорвалась мина. Результат - два сломанных ребра».

Спорт в жизни юбиляра имеет огромное значение. В детстве он здорово гонял в футбол, в юношестве был рекордсменом Москвы в беге на короткие дистанции. Повредив голеностоп, увлёкся стрельбой (имел первый разряд) и шахматами (кандидат в мастера, не раз играл с Михаилом Талем). Болельщик «Торпедо» с 70-летним стажем. Дружил с Валерием Лобановским, хорошо знает легендарного дончанина Сергея Бубку. Сыграл роль спортивного комментатора в фильме «Центровой из поднебесья».


Читайте также: