От гусара до пацака: самые яркие роли Яковлева

Перевоплотившегося в царя управдома Яковлев  изобразил как «бытового кретина с двумя извилинами».

Великолепный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в котором Юрий Яковлев блестяще сыграл Ипполита, во многом отзеркалил жизнь артиста, где хватало неожиданных поворотов. Сын юриста, он во время вой­ны работал с мамой в госпитале, потом некоторое время трудился помощником механика в гараже при посольстве США. Мечтал стать архитектором, поступить на факультет международных отношений МГУ. Но двинул во ВГИК. Где провалился - приёмная комиссия посчитала, что Яковлев некиногеничен. Первый курс знаменитого Театрального училища им. Щукина окончил с… «двойкой» по актёрскому мастерству. А в итоге сыграл множество ролей в театре и кино, стал народным артистом СССР. Сегодня Юрий Васильевич отметит свой 85-летний юбилей в Академическом театре им. Вахтангова, где служит более 60 лет! «Пройдёт спектакль «Пристань», готовится выставка. Решили не представлять в экспозиции послужной список из сыгранных ролей, а взять фотографии домашние, бытовые, весёлые, несерьёзные - те, которые никому, кроме членов семьи, неизвестны, - делится Яковлев. - Семья и соберётся - театральная. Всех без исключения работников театра после спектакля буду ждать в Малом зале за накрытыми столами. Молодые готовят капустник. Никакого официоза, никаких оркестров. И, заметьте, ни одного чужого человека». И сам он для миллионов людей - не чужой. Фильмы с участием Юрия Васильевича зрители разных возрастов смотрят уже более полувека. Сегодня мы расскажем о съёмках четырёх наиболее любимых лент.

Лошадиные страсти «Гусарской баллады»

После «Гусарской баллады» поручик Ржевский стал героем множества анекдотов.

После «Гусарской баллады» поручик Ржевский стал героем множества анекдотов.

Героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (её прообразом была Надежда Дурова) «пробивали» с трудом. Киноначальство считало, что фильм искажает героическую русскую историю. И если бы не помощь директора «Мосфильма», знаменитого режиссёра Ивана Пырьева, Эльдар Рязанов мог и не снять эту прекрасную ленту. Пырьев же «сосватал» в поручики Юрия Яковлева, ранее блестяще сыгравшего князя Мышкина в его «Идиоте».

- Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съёмку лишь на два-три часа, - вспоминает Яковлев. - А в разгаре была очень холодная зима. И вот очередная съёмка. С моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: «Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, она очень смирная!» Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! «Ничего себе, думаю, - смирная»… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на неё. И командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Держусь… Шашку отбросил, обнял шею лошади - несёмся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с неё. Это самое яркое воспоминание о тех съёмках…

Царские шалости в «Иване Васильевиче…»

В свой фильм Гайдай зазвал Яковлева не сразу. Режиссёр хотел, чтобы роли управдома Ивана Бунши и царя Ивана Грозного исполнил любимый им Юрий Никулин. Но не вышло (по одной версии - помешал слишком плотный график в цирке, по другой - сам артист не захотел сниматься в ленте по пьесе Булгакова, которая вполне могла оказаться «на полке»). Пробовался Евгений Лебедев, но его Грозный оказался слишком серьёзен. Не сразу всё вышло и у Яковлева.

- Сначала пришлось довольно трудно, - признаётся он. - Царя всерьёз играть было нельзя, потому что это комедия. В то же время нужно было постараться даже в нелепейших ситуациях сохранять внутреннюю величавость. А Буншу - изображать другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашёл к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперёд, и они стараются её скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он ещё и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось...

Юрий Васильевич так вошёл в раж, что сам дал задание гримёрше срезать ему чёлку и предложил эпизод, когда из-под царского подола предательски выглядывают носки и ботинки Бунши. А ещё - развлекался с коллегой по Театру Вахтангова и гайдаевской комедии Владимиром Этушем, устраивая на съёмочной площадке деланную перебранку: «Смерд!» - «От смерда слышу!»

Кстати, одной из наиболее популярных крылатых фраз в истории советского кинематографа стала произнесённая Яковлевым в этом фильме: «Я требую продолжения банкета!».

Страшная «Кин-дза-дза»

«С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и ёмко», - вспоминает Яковлев особенности съёмок в ленте Данелия.

«С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и ёмко», - вспоминает Яковлев особенности съёмок в ленте Данелия.

- Я лежал в больнице, и вдруг - звонок от Данелия. Он поинтересовался, когда я выйду. «А когда надо?» - «Сейчас!» - «Хорошо, я завтра выйду. А что?» Он сказал: «Я очень хочу вас снимать». Я согласился, хоть в сценарии ничего не понял, - вспоминает Яковлев то, как перевоплотился в пацака Би в фантастической ленте «Кин-дза-дза». - Просто жутко интересно было сняться у Данелия, да ещё и с такими партнёрами - Леоновым, Любшиным.

И попал Юрий Васильевич в ад. Потому как работал без отрыва от родного театра, а съёмки проходили в Каракумах.

- График был суровый: в шесть утра - выезд в пустыню, иначе снимать нельзя - жара страшная. Днём температура песка доходила до 80-90 градусов. К тому же каждые два-три дня я летал в Москву и обратно: продолжал играть спектакли. И так всё лето и осень. Это, наверное, мои самые сложные съёмки, - признаётся народный артист. - Ещё и со сценарием случались большие накладки. За день до съёмок Данелия раздавал нам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ту же ночь он успевал полностью переписать сцену! И утром, как ни в чём не бывало, подсовывал совершенно новый текст. А он-то был, мягко говоря, нестандартный....

Яковлев не скрывает, что и когда впервые увидел картину, опять-таки в ней ничего не понял. Как ранее в сценарии. И был страшно разочарован и в Данелия, и в себе.

- Впрочем, хоть старшее поколение картину не приняло, молодёжь от 12 и старше и тогда, и сейчас принимает фильм совершенно на ура, - радуется актёр.

Сердечная «Ирония...»

«Моего Ипполита подвело отсутствие самоиронии», - уверен Юрий Васильевич.

«Моего Ипполита подвело отсутствие самоиронии», - уверен Юрий Васильевич.

Роль Ипполита в культовой рязановской ленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» должен был исполнять Олег Басилашвили. Он даже начал сниматься, но потом у него умер отец, и он отказался  от роли... Судьба распорядилась так, чтобы знаменитую фразу «Какая гадость эта ваша заливная рыба…» произнёс именно Юрий Яковлев. Забавно, но в одном из эпизодов, где герой Мягкова выбрасывает в окно фотокарточку Ипполита, вылетает туда снимок с лицом Яковлева. А вот поднимают уже - с лицом Басилашвили. Этот кадр режиссёр не успел переснять...

Барбара Брыльска, играющая Наденьку, вспоминает, что о-о-очень не хотела целоваться с «Ипполитом»:

- Договорились, что снимать будем со спины, и я только сделаю вид, что целую Ипполита. Однако даже при том, что камера стояла сзади, Яковлев всё равно норовил впиться в мои губы. А я упиралась и его отталкивала.

- После выхода фильма мне пришло много писем с одним и тем же вопросом: «За что меня бросила Брыльска?» - улыбается именинник. - Женщин это очень удивляло, ведь тогда были в моде положительные герои. Чтобы сыграть Ипполита, мне пришлось отказаться от важной привычки, свойственной мне в жизни, - постоянно смотреть на себя со стороны. Это отсутствие самоиронии было определяющим недостатком в характере Ипполита, и, мне кажется, именно из-за этого Наденька ушла от моего героя... Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно... Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли. Тот же Стива Облонский в «Анне Карениной». Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души.

Снялся Яковлев и в ленте Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». И хоть лента оказалась слабой, он так объясняет своё в ней появление:

- Люди скучают по любви, понимаете. Так надоело кино про убийства. Хочется нежности, хочется чего-то такого лёгкого, душевного, сердечного. И это есть в продолжении «Иронии...»


Андрей Питонов.
Читайте также: