Евгения Мирошниченко: "И пусть не радуются враги оперы, мол, скоро умру и дело всей моей жизни закроют…"

Евгения Мирошниченко: "И пусть не радуются враги оперы, мол, скоро умру и дело всей моей жизни закроют…"

В Киеве скончалась Герой Украины, народная артистка СССР, оперная певица Евгения Мирошниченко.

Она умерла дома в ночь на понедельник, 27 апреля. Евгении Мирошниченко было 77 лет.

Певица родилась 12 июня 1931 года в селе Советское Харьковской области. В 1957 году окончила Киевскую консерваторию, а в 1961 - стажировалась в театре Ла Скала в Милане (Италия). В 1957-1990 гг. - солистка Киевского театра оперы и балета. С 1980 года она начала работать преподавателем Киевской консерватории (сейчас - Национальная музыкальная академия Украины), в 1990 - стала профессором.

В 2002 году основала Международный Благотворительный фонд своего имени.

Ценителям оперного искусства известны музыкальные партии в ее исполнении: Венера (Энеида М. Лысенко), Шемаханская царица (Золотой петушок М. Римского-Корсакова), Царица ночи (Волшебная флейта В. Моцарта), Розина Севильский цирюльник Дж. Россини) и другие.

Ее лирико-колоратурное сопрано обожали Хрущев и Щербицкий, она растопила сердце команданте Фиделя Кастро, а совсем девчонкой успела спеть и для Сталина — 14-летняя питомица «Трудовых резервов», выйдя на кремлевскую сцену, умудрилась забыть слова, но не растерялась при виде Иосифа Виссарионовича, а переставила куплеты в свободном порядке. Женя понимала, соверши она прокол — доведется расплачиваться музыкальному руководителю... Отец народов и друг детей этой самодеятельной художественности не заметил.

Ее прославили партии Виолетты в «Травиате» Верди и Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти — сюжет этих опер отдаленно напоминает «Я тебя любила, гадкий мальчишка», звучащее на FM-станциях, только слова и музыка другие. Гениальные. И голос тоже другой. О голосе Мирошниченко один немец, большой знаток жанра, однажды воскликнул: «Лучше, чем у Марии Каллас!». Конечно, любые сравнения некорректны, но кто хоть однажды слышал Мирошниченко, того не нужно убеждать: она — достояние страны.

Евгения Семеновна тяжело переживала за родную культуру. Ей было больно почти физически. А что такое физическая боль, великая певица, увы, тоже знала не понаслышке — прошлой осенью ей сделали онкологическую операцию в Германии...

«Кризисы приходят и уходят, а культура — остается!»

— Евгения Семеновна, в мире и в стране, как известно, кризис. До культуры ли сегодня власть имущим? До вашего ли им театра, создание которого, на пятом году, похоже, превращается уже в какую-то трагикомедию…

— Я вам так отвечу… Если эти власть имущие люди культурные и интеллигентные и если они понимают ценность культуры как таковой и как средства влияния и воспитания, то при чем тут кризисы? Кризисы приходят и уходят, а культура — остается!

А если же говорить непосредственно о нашей столице как о знаковом историческом месте и о нашей стране, которая 17 лет назад получила такую долгожданную независимость, то ведь именно по культурному уровню мы и не соответствуем определению «центр Европы». Мы потеряли ощущение ценности этой культуры. Мы уже не осознаем, что такое интеллигентный воспитанный человек и какие у него должны быть вкусы, запросы.

А ведь заявляем на весь мир — «идем в Европу!». В какую Европу — при таком-то отношении к духовным ценностям?

Поверьте, я сама объездила полмира, была почти во всех столицах крупнейших европейских стран… И прекрасно осознаю: у них — при наличии большого национального оперного театра — всегда есть и малый оперный театр. Они особо ценят этот камерный жанр. Есть же много старинной музыки Баха, Генделя, Моцарта. Эти произведения редко исполнялись в Украине.

Даже уйдя со сцены, я не могу сетовать на судьбу… Но все же считаю своим долгом внести хоть какую-то лепту в развитие и сохранение объемной музыкальной мировой культуры. А как иначе? Нельзя же превращать людей в жертвы массового опопсения!

А Украина — талантливейшая певучая нация. Только сегодня в оперном театре 13 моих воспитанников. А сколько по всему миру — даже не сосчитать…

Недавно пришла ко мне одна моя воспитанница и говорит: «Евгения Семеновна, я знаю, что некоторые наши музыканты с боязнью ждут выпуска! Это скрипачи, трубачи… Где им всем работать?»

Обидно, что отношение нашего политикума к музыке начинается и заканчивается исключительно на корпоративных вечеринках. Открываю любую газету, читаю: «Баскову подарили часы с бриллиантами…». Или «Состоится концерт Ассии Ахат — самой эпатажной украинской певицы, первой скрипки страны в сопровождении камерного оркестра на главной сцене страны…» А эта девушка разве певица? Или она «первая скрипка» в том понимании как этим инструментом владеют наши великолепные скрипачи — Которович и другие?

Уверена, зал будет в шоке вовсе не от ее музыки, а от того, как она будет одета. Но разве об этом надо ежедневно говорить? Надо же хоть иногда вспоминать обществу о подлинных музыкантах. О тех, кто занимается профессией, а не пиаром.

…Мы независимы уже 17 лет. В одной только Москве девять оперных театров — пять государственных и четыре частных, куда билеты достать невозможно. Разве россияне плохо относятся к классической музыке? При этом находится место и для эстрады.

Главное для меня — истинная высокая музыка, которой я посвятила жизнь. И пусть не радуются враги оперы, мол, скоро умру и дело всей моей жизни закроют… Надеюсь, самое страшное — все-таки позади… Не доставлю им такой радости!

Из интервью Евгении Мирошниченко «Зеркалу недели». Октябрь 2008г.


По материалам: www.bulvar.com.ua, www.zn.ua, korrespondent.net
Читайте также: