В Донбассе продают и закрывают 32 шахты

Донецкая шахта «Лидиевка» - одна из первых в списке ликвидации.

Министерство угольной промышленности огласило перечень шахт региона, которые в ближайшие годы будут приватизированы или законсервированы

Руководство отрасли не скрывает, что в период тяжелой экономической ситуации для малоперспективных шахт есть только два выхода: закрытие либо уход под крыло «денежных магнатов». На многих предприятиях себестоимость тонны угля на порядок превышает ее рыночную цену. По утверждению чиновников, в ближайшие четыре года Донбасс расстанется с тремя десятками шахт. Сейчас же потенциал региона - это 95 угледобывающих предприятий.

Как считает руководство Донецкой области, социального кризиса в связи с закрытием десяти шахт не будет. 

- В этом списке числятся 32 предприятия, но крупных нет. Речь идет о тех, которые не имеют перспектив по запасам, экономическому состоянию и стационарному оборудованию, - сообщил  корреспонденту «Донбасса» заместитель губернатора Александр Хохотва. - Над этим вопросом работали десять угольных институтов Донецкой и два - Луганской области. На каждую шахту составлен паспорт и определена перспектива предприятия. Увольнять людей мы не собираемся. Тем, которые имеют перспективы, сейчас не хватает 14 500 специалистов. В одночасье мы их ликвидировать не будем. И поэтому горняки закрывшихся шахт спокойно смогут найти работу на соседних. Возьмем, к примеру, Угледар. Город не может обеспечить шахту рабочей силой. И люди ездят за 100-120 километров, чтобы получить рабочие места, заработать хорошие деньги.

По официальной статистике, около 30% работников угольной отрасли уже пенсионеры. Поэтому вопрос перевода этих людей на другие шахты отпадает сам собой. Программой предусмотрено закрытие шахт до 2015 года, то есть у государства есть еще время, чтобы планомерно подготовиться к такому глобальному вопросу, учитывая все социальные последствия, ликвидировать те предприятия, которые не могут работать рентабельно. Сейчас Минуглепромом прорабатывается график закрытия шахт.

- Шахта - как человек. Есть молодые и перспективные, есть старые и немощные, - говорит начальник управления угольной промышленности областной госадминистрации Анатолий Вовченко. - Есть, скажем, дедушка и бабушка. У них пятеро детей и десять внуков. На кого вы надежду будете возлагать? Как раз в это время нужно делать ставку на перспективные шахты, которые будут давать новые рабочие места и работать на полную силу. У нас уже есть проект закрытия шахт, вот только цена на них не подсчитана, в связи с тем, что из-за инфляции стоимость меняется. Сейчас чтобы закрыть шахту, нужно не менее 100 миллионов гривен.

Откуда государство возьмет такие огромные суммы? Ведь планируют закрыть не одну шахту в регионе, а десять. То есть потребуется не менее миллиарда гривен, чтобы «законсервировать» производство.

- Мне мало верится, что в соответствии с «Инвестиционной программой развития отрасли в 2011-2015 гг.» нас закроют, - говорит директор шахты «Лидиевка» Сергей Гайдук. - К примеру, Петровскую шахту закрывают еще с 80-х годов. Ликвидация угольного предприятия - это очень длительный и требующий немалых затрат процесс. Несмотря на то, что мы находимся в списке нерентабельных шахт, добываем всего 100 тонн угля в год (если шахта добывает менее 500 тонн угля в год, она считается нерентабельной), от нашего закрытия зависят соседи - шахты им. Абакумова и им. Скочинского. Мы откачиваем их подземные воды. А это 300 кубических метров каждый час. Если мы начнем топить свои лавы, большой поток воды пойдет на них. Они к такому не готовы. И выдержат ли их гидросооружения?

Проект государственной программы «Украинский уголь» выставлен на широкое обсуждение и «смотрины» для инвесторов на сайте Министерства угольной промышленности Украины. Тем временем не-убыточным шахтам нужно готовиться и к приходу инвесторов, активный интерес проявляют наши соседи-россиян.

Два списка Минуглепрома


Список шахт Донецкой области, закрывающихся в соответствии с «Инвестиционной программой развития отрасли в 2011-2015 гг.»:


- №4-21 (Донецк)

- «Лидиевка» (Донецк)

- «Моспинская» (Моспино)

- «Родинская» (Родинское)

- «Центральная» (Димитров)

- «Южная» (Ленинское)

- им. Ткачука (Горное)

- им. XVII партсъезда (Шахтерск)

- «Ударник» (Снежное).

Минуглепром обнародовал также список шахт, которые наиболее привлекательны в плане приватизации:

- «Южнодонбасская» №3 (Угледар)

- ш/у «Трудовское»  (Донецк)

- им. Скочинского (Донецк)

- ш/у «Южнодонбасское» №1 (Угледар)

- ш/у «Донбасс» (Донецк)

- «Холодная балка» (Макеевка)

- «Чайкино» (Макеевка)

- им. Кирова (Макеевка)

- «Бутовская» (Макеевка)

- им. Бажанова (Макеевка)

- «Северная» (Макеевка)

- «Ясиновская-Глубокая» (Макеевка)

- им. Стаханова (Димитров)

- им. Димитрова (Димитров)

- 1/3 «Новогродовская» (Новогродовка)

- «Россия» (Новогродовка)

- «Добропольская» (Доброполье)

- «Белицкая» (Белицкое)

- «Новодонецкая» (Белозерское)

- «Пионер» (Доброполье)

- «Алмазная» (Доброполье)

- «Шахтерская-Глубокая» (Шахтерск)

- «Прогресс» (Торез).


Андрей Рымарук. Фото автора.