Фермер к жатве готовит комбайн, а перекупщик - пароход

«Комбайн и остальная техника, - докладывает механик Геннадий Манько, - хоть сейчас готовы выйти в поле».

Наша газета уже писала о КФХ «Береговое» Волновахского района. Такое внимание объясняется  двумя причинами. Во-первых, здесь наиболее высокая официальная заработная плата в округе, стабильные урожаи зерновых, а во-вторых, хозяйство возглавляет человек, который прошел путь от рядового агронома до главы районной госадминистрации, и, следовательно, он, как никто другой, может дать квалифицированный прогноз относительно приближающейся жатвы-2011.

«Планируем зерновых собрать больше»

Место для интервью с председателем коллективного фермерского хозяйства Николаем Еременко оказалось на редкость удачным. Уходившая за горизонт полевая дорога с двух сторон была зажата посевами ячменя и озимой.

- Корневая система растений, - говорит земледелец с полувековым стажем, - находится в отличном состоянии. Формирование колоса не может вызвать нареканий даже у отпетого пессимиста. Разумеется, все мы, особенно крестьяне, ходим под Богом. Ожидания полноценного урожая может перечеркнуть очередное нашествие жесточайшей засухи или всесокрушающий ливень. Кстати, одно предупреждение из небесной канцелярии уже имеется: две недели назад наши поля за какой-то час приняли полуторамесячную норму осадков. Смыта часть посевов, а дороги так занесло илом, что пришлось прибегать к помощи снегоочистительной техники.

- Николай Павлович, разделяя ваши опасения, я бы все-таки хотел получить максимально исчерпывающую информацию. Каковы виды на урожай зерновых в вашем хозяйстве и стране в целом? Будем считать, что график созревания хлебов и проведения уборочной кампании не нарушат ни ливни, ни засуха...

- По сравнению с прошлым годом планируем собрать с каждого гектара на пятнадцать-двадцать центнеров больше. Заодно внимательно отслеживаю ситуацию  по всей Украине, поэтому допускаю, что в этом сезоне общий вес намолоченного зерна может составить порядка пятидесяти миллионов тонн. Погрешность не более трех-четырех процентов в ту или иную сторону.

Предстоящей жатвой сегодня живут все, и водитель автомобиля Александр Вязьмин, и председатель коллективного фермерского хозяйства Береговое Николай Еременко.

Предстоящей жатвой сегодня живут все, и водитель автомобиля Александр Вязьмин, и председатель коллективного фермерского хозяйства «Береговое» Николай Еременко.

- И тем не менее, особого оптимизма в вашем голосе я не замечаю.

- Почему же... Хороший урожай - для сельчан более высокие заработки. Например, квалифицированный комбайнер на жатве за один световой день может «намолотить» в собственный карман до пятисот гривен. Плюс вкусный обед, плюс премия... Конечно, если быть до конца честным, то сельчанам повсеместно недоплачивают за труд. Экономим, так сказать, на рабочих мозолях. Но экономим по причинам, не зависящим от прихоти фермеров и председателей хозяйств. Это посредник, «наваривающий» на тонне зерна до восьмидесяти-ста процентов, в состоянии платить клеркам за сделку тысячи долларов... А мы, производители, что-то вроде тягловой скотинки, которую кормят с таким расчетом, чтобы только копыта не отбросила.

«Перспективно лишь для группы лиц»

- И тем не менее, на вашем мехдворе заметны обновки.

- Ну, зерноуборочный комбайн не так уж нов. Успели даже выплатить кредит. А выглядит он новым лишь благодаря нашим механизаторами, которых возглавляет механик Геннадий Манько. Трактор Минского завода, правда, только с конвейера. Обошелся в сто восемьдесят пять тысяч гривен, по цене сравним с хорошей иномаркой, но смотреть не на что. Двигатель, четыре колеса, кабина без кондиционера. А если рядом разместить трактор и сотни тонн отданного за него зерна, дисбаланс будет просто потрясающим.

- Ранее я приводил примеры из кибуца на правом берегу реки Иордан. Приведу и сейчас. Так вот, исполнительный директор израильского сельхозпредприятия сказал буквально следующее: «Если посредник, занимающийся перепродажей пшеницы или фиников, выйдет за рамки полуторапроцентной прибыли, его не только лишат лицензии, но и оштрафуют на приличную сумму». Однако закроем данную тему и перейдем к другой, не менее серьезной... Ваше хозяйство чисто зерновое. Но, учитывая обещания правительства, не планируете ли расширить спектр деятельности?

- Заниматься птицей нет смысла. По производству мяса кур и яиц волновахцы лидируют не только в области, но и во всей Украине, поэтому продукцию приходится сбывать по ценам, которые значительно ниже себестоимости. Что же касается  разведения крупного рогатого скота и свиней, то данное направление перспективно лишь для незначительной группы лиц. Да, государство обещало поддержку сельчанам, но фактически ее получают владельцы крупных комплексов. Фермеры и хозяйства остались ни с чем. Вот если бы мелкий частник получал хотя бы незначительную дотацию на содержание скота, а закупочные цены на мясо не были издевательски низкими, он быстро бы вытеснил с прилавков магазинов не только «ножки Буша», но и аргентинскую говядину. Да и мороженое стали бы делать из молока, а не из пальмового масла.

Малопрестижно, но важно

- И последнее. Николай Павлович, весомый урожай - это не только успех, но и очередные разочарования. Зернотрейдеры, как это уже не раз было, воспользуются благоприятной для них ситуацией и снизят закупочные цены.

- Ситуация действительно парадоксальная. Большой урожай неизменно сопряжен с большими хлопотами, дополнительным расходом дорогостоящей солярки, электроэнергии и тому подобным. Но в итоге можешь заработать столько, как и в неурожайный год.

- Насколько я понимаю, хитроумные комбинации зернотрейдеров, уловки посредников по своей непрогнозируемости еще более опасны, чем происки природы. Ну а коль так, то не проще ли заняться более прибыльным делом?

- За свою  жизнь я уже слышал подобные советы-предложения. От домочадцев, друзей. Но ведь кому- то надо выращивать хлеб, доить коров, пасти овец, то есть делать малопрестижную, но жизненно важную работу. Но том стоим и стоять будем.

P.S. Когда материал был готов к  набору, удалось получить конфиденциальную информацию о том, что зернотрейдерами под перевозку пшеницы зафрахтовано шесть судов общей грузоподъемностью 150 тысяч тонн. Порт погрузки - Мариуполь.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: