Селянин совместил огород и самолет

Андрей Бочаров гордится своим «чехом».

Большая зеленая птица, прижав к бокам сложенные крылья, застыла в углу двора жителя села Калиновка Новоазовского района. Она не очень вписывалась в местный ландшафт и потому пряталась под навесом. Ее имя - «Z-3702». Это чешский двухместный самолет-моноплан.

Долгий путь в небо


Владелец габаритного транспорта - 45-летний Андрей Бочаров перебрался в эти края из Мариуполя два десятка лет назад. Эта недетская «игрушка» - подтверждение того, что он обожает небо. А началось все с авиамодельного кружка. Только если у большинства мальчишек отношения с авиацией тем и ограничивались, то Андрей оказался из упрямцев. Правда, профессиональным пилотом стать не судилось - подвело здоровье. Тем не менее в армии парень отслужил. Потом техник-технолог подался на меткомбинат «Азовсталь». Однако желаемые перспективы там не просматривались. Вот и выбрал Калиновку. Женился, дом построил, занялся выращиванием овощей.

- Огород больших денег не дает, зато свободного времени много, - говорит Бочаров.

Однако не столь быстро прокладывалась дорога в небеса, как ему хотелось. Вот в гараже примостился еще один «пернатый», словно игрушечный, самолетик «Арго-02». На него Андрей ухлопал семнадцать лет.

- Он у меня далее пяти метров не пролетал и в воздух высоко не поднимался, - признается самодеятельный авиатор. - Мощности у двигателя не хватало. Сейчас вот ставлю «шкодовский».

Кстати, «Арго», несмотря на скромные габариты, более сложный в обращении, нежели «чех». А вот потолок высоты у него больше.

Ощущение свободы приходит постепенно

«Z» Бочаров приобрел два года назад в аэроклубе Токмака Запорожской области после аварии. Собрал с помощью приятелей, осваивал поэтапно: пробежки, подлеты, полеты по кругу… Черпал навыки и с учебной видеокассеты. В нынешнем году впервые по-настоящему взял высоту и налетал в общей сложности пять часов. На простор они с «чехом» выбираются, когда ближние поля освобождают от первого укоса многолетних трав или озимых. Прицепляет «птицу» к грузовику и вперед. Их, энтузиастов неба, несколько: из мариупольских поселков прибывают самолетчики, дельтапланеристы.

К увлечению односельчанина люди относятся с пониманием и уважением. Даже когда от рева двигателя в домах через дорогу захлопываются форточки. А уж круг над Калиновкой вообще произвел фурор. Пока не разделяют восторгов Бочарова жена и дочь.

Как хотелось бы передать ощущения человека, самостоятельно поднявшего тысячекилограммовую машину в воздух, написать о переполняющих его чувствах от свободного парения наравне, а то и выше птиц. Но…

- Нет еще наслаждения полетом, - откровенничает Андрей, - легкости не ощущаю. Сначала был страх, сейчас это постепенно исчезает, но напряжение остается. За  приборами следить надо, ориентиры на земле искать…

Конечно, все придет с опытом: и уверенность, и упоение. Главное, он превратил мечту в реальность, сумел преодолеть притяжение земли и обрести крылья. И на этом останавливаться не желает. Андрей задумал самостоятельно построить биплан. На него можно ставить не только авиационный, но и любой автомобильный двигатель. Что это сулит - сами понимаете.


Юрий Щербак. Фото автора.
Читайте также: