Быстрицкая спасала донецких, а Этуш освобождал Моспино
Завтра, в день начала страшной войны, у всех читателей «Донбасса» есть замечательный повод от души сказать любимым актерам, народным артистам СССР «спасибо!». За то, что они спасли нас тогда и продолжают делать это сегодня, помогая забывать о проблемах и разочарованиях, вызывая улыбку и настраивая на позитив.
Удивительно, что большая часть актеров и режиссеров из числа фронтовиков проявили себя в комедийном жанре. Причем снимали и играли они настолько убедительно, что нынешнее поколение зрителей, которое сегодня с удовольствием смотрит советские фильмы, даже не подозревает, что перед ним - люди-герои, однажды получившие огромные раны - как психологические, так и физические, но сумевшие преодолеть себя, спрятать в глубины подсознания воспоминания о пережитом во время сражений, снова научиться улыбаться и вызывать улыбки на лицах других. О том, как им это удалось, мы узнали у ныне живых артистов, которые время от времени радуют донецких поклонников своим приездом.
В театральный, чтобы не видеть боль
Наша землячка, 84-летняя киевлянка Элина Быстрицкая, неподражаемая Аксинья из «Тихого Дона», живет в Москве и всё еще служит в Малом театре. Сейчас она в отпуске, да и вообще на сцену выходит реже прежнего. Однако завтра Элина Авраамовна обязательно
зайдет в театр: примет поздравления и расскажет молодым коллегам, почему она, фронтовая медсестра, решила посвятить дальнейшую жизнь не медицине, а искусству. И, конечно, вспомнит о Донецке. Ведь именно к нам вместе с мамой и сестрой она приехала после того, как немцы разбомбили госпиталь в Нежине на Черниговщине, куда направили отца-медика.
- К этому времени я уже закончила курсы медсестер и была направлена сюда на работу. Устраиваться на эти курсы мне пришлось чуть ли не с боем. Я себя считала достаточно взрослой: была старшей дочерью, нянчила младшую сестренку, хотя мне было тогда всего 13 лет. Но я считала, что тоже должна помочь фронту, потому что были же плакаты «Всё для фронта, всё для победы», «Что ты сделал для фронта?», «Родина-мать зовет». Я и пошла в госпиталь проситься на работу. Врач, который записывал девушек на эти курсы, увидев меня, решил, что к нему на прием пришла чуть ли не первоклашка. Мне пришлось долго его уговаривать, но я добилась своего, - вспоминает Элина Авраамовна, которая ровно год назад приезжала в Донецк.
- Конечно, я должна была стать врачом, но когда уже после Победы закончила техникум и прошла практику, то поняла, что не смогу... - продолжает актриса, награжденная орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией». - Дело в том, что в госпиталях я насмотрелась такого, чего в мирное время видеть никак не хотела. А тут поняла, что люди снова будут гибнуть на моих глазах - не от пуль, не от бомб, не от ран, а оттого, что, к примеру, не так получат наркоз. Я так переживала из-за этой вероятности, степень моего сочувствия была такова, что я не способна была делать то, что от меня требовалось. В общем, осознала, что всё это не для меня. А так как во время учебы в медицинском я выступала в художественной самодеятельности, где мне говорили: «Да у тебя талант!» - решила идти в артистки. И поступила в театральный.
Фронтовые товарищи стали прототипами
Еще один наш собеседник, «товарищ Саахов» и «доктор Шпак» - Владимир Этуш, не только блистательный актер, но и непосредственный участник боев за освобождение Донбасса.
«В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино 7.09.1943 г. товарищ Этуш был послан командованием полка на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи. Тов. Этуш бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повел роту на врага и умелым маневром выбил противника... За мужество и смелость в боях достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды» - значится в «Кратком изложении личного боевого подвига». Вот так-то!
Владимир Этуш проливал кровь за Донбасс. И получил орден Красной Звезды.
Конечно, сам Владимир Абрамович прекрасно помнит горячее время в Донбассе. И с улыбкой рассказывает, как проходила церемония награждения за геройство, проявленное в наших краях:
- Обычно нас награждали в более или менее спокойной обстановке, во время передышки между боями. Вы же понимаете, что на войне такое редко бывало. А тогда начиналось сражение. Помню это ощущение перед боем: рассвет, тревога, неизвестность... Но вот гремят первые артиллерийские залпы. Я в окопе на наблюдательном пункте. Тут подбегает ко мне начальник штаба танкового корпуса, который нас поддерживал в наступлении, и кричит: «Этуш, возьми свой орден, а то завтра или тебя, или меня убьют!» Отдает мне орден в коробочке и убегает. Вот так, без всякого торжества, я получил свою первую награду - орден Красной Звезды.
Затем были жестокие бои в Запорожской области, где актер получил тяжелое ранение, после чего его комиссовали из армии. Молодой офицер поехал учиться в театральное училище.
- Правду говорят, что на фронте бойцы «согревались» юмором. Голодные, нищие, полуживые, но вдруг кто-нибудь расскажет анекдот, раздается сдавленный не то кашель, не то смех, и… всё равно вокруг становится легче. Вот так я понял, что юмор продлевает жизнь, и захотел быть причастным к этому процессу, - объясняет актер, который впоследствии активно использовал жизненный опыт, полученный во время войны. К примеру, знаменитый товарищ Саахов из «Кавказской пленницы» был создан во многом благодаря фронтовым товарищам, с которыми вместе служил в полку на Кавказе.
- Насмотревшись ужасов за годы войны, с помощью киногероев я стремился создавать людям хорошие впечатления. Я не люблю современные фильмы о войне: в последнее время меня стал пугать натурализм, с которым показывают события тех лет. До сих пор помню, как переправлялся через речку, видел трупы… Запах стоял определенный. Это лицо войны, но я не хочу увидеть его снова, - говорит Этуш.
Гайдай вспоминал о войне в... комедиях
Армейская служба будущего режиссера началась в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Когда в часть приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: «Я!»: - «Кто в артиллерию?» - «Я!» - «В кавалерию?» - «Я!» - «В разведку?» - «Я!», - чем вызвал недовольство начальника: «Да подождите вы, - остановил он солдата. - Дайте огласить весь список». Этот случай Леонид Иович через много лет использовал как основу для эпизода фильма «Операция «Ы».
Вот такими моментами и ограничивались воспоминания о войне разведчика Гайдая: он не любил восстанавливать в памяти фронтовые события, поэтому сосредоточился на комедиях.
Хотя как ни старался режиссер, чьи боевые заслуги были отмечены медалью, забыть об увиденном на фронте, война еще долго напоминала ему о себе. В 1943 году, возвращаясь с задания, он подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес пять операций. Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость, и эти мучения длились годами. Однако окружающие даже не догадывались о его боли: они в это время смотрели его фильмы и радовались жизни, которую им подарили Гайдай и его фронтовые товарищи.
Никулин был разведчиком экстра-класса
В отличие от многих актеров-фронтовиков, он не скрывал от однополчан свои таланты и перед тем, как совершить подвиг, «разминался», устраивая для товарищей представления.
- В трудные годы в короткие часы и минуты отдыха мне часто помогало чувство юмора, - рассказывал Юрий Никулин. - Вспоминаю такой эпизод. Всю ночь мы шли в соседнюю часть, где должны были рыть траншеи. Темно, дождь, изредка вспыхивают осветительные ракеты. Пришли мы на место измученные, голодные. Худой майор подошел к нашей группе и спросил: «Инструмент взяли?», имея в виду лопаты и кирки. «Взяли!» - бодро ответил я за всех и вытащил из-за голенища сапога деревянную ложку. Все захохотали, майор тоже. Настроение у нас поднялось.
- Юра отправился на фронт 19-летним пацаном. Прошел от Ленинграда до Берлина, был командиром отделения разведки. Как ни странно это звучит, но его талант веселить людей раскрылся именно на войне. Мы обожали добряка Юрку, который умел рассмешить даже самого усталого и измученного солдата. Людям нужны были шутки, байки, анекдоты. Послушаешь его, насмеешься от души, и снова жить охота... - признавался один из однополчан артиста Григорий Авдюгин. - Такого золотого рассказчика, как Юрка-разведчик, во всем 115-м зенитно-артиллерийском полку не было. Но он не только анекдоты травил. Создал мини-труппу с двумя однополчанами. Парни разыгрывали перед сослуживцами маленькие смешные спектакли. Прям Трус, Балбес и Бывалый! Но не думайте, что Юра на фронте был полковым клоуном. Я как его командир заявляю: он был отличным бойцом. Дисциплинированным, смелым. Свои задания всегда выполнял. В разведку с ним никто не боялся идти! Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Смирнов брал пленных в образе Яшки
Надежным и одновременно веселым товарищем запомнился сослуживцам и «Федя» Алексей Смирнов - обладатель двух орденов Славы, ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». Он командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, за один раз брал в плен по семь гитлеровцев, и при этом оставался главным артистом на линии фронта.
Чтобы скрасить ожидание и убить скуку перед наступ-лением, Смирнов организовывал концерты самодеятельности, которые однополчане вспоминали и после Победы. Его коронная роль на войне - Швейк. Особой популярностью пользовалась оперетта «Свадьба в Малиновке» и роль Яшки-артиллериста в исполнении Алексея Макаровича.
Ирина Панская. Фото Андрея Кривцуна и Ольги Кононенко.