А на вагоне белая метка - табу для грабителей грузовых поездов

На перегоне.

«Донбасс» сообщал о том, что члены сборной шайки облегчили во время движения поезд Ясиноватая - Мариуполь на две тонны восемьсот килограммов. Сегодня мы рассказываем, как их брали.

Прыжок на тот свет


- К встрече незваных гостей, собравшихся «оседлать» грузовой поезд Ясиноватая - Мариуполь, мы основательно подготовились, - рассказывает зам. начальника Волновахского линейного отделения милиции Александр Федирко. - Предупредили локомотивную бригаду и находившегося в кабине стрелка, выслали команду оперативников на участок вероятного сброса груза, состоящего из стадвадцатикилограммовых брикетов прессованного металлолома, предупредили соседей. Вступившая в предварительный сговор группировка оказалась довольно многочисленной. В нее вошли двое сотрудников частного охранного предприятия и трое подсевших на ходу жителей Мариуполя. Помимо этого, на перегоне «бомбил» поджидали трое местных жителей, в задачу которых входил сбор и доставка в ближайший пункт скупки сброшенных брикетов.

Признаюсь, я бы без особой нужды не отважился сесть в движущийся на приличной скорости грузовой поезд и не стал бы бегать по ржавым железякам, где даже днем немудрено напороться на причудливо исковерканную сталь.

Вы не поверите, - рассказывает Сергей Безуглов, - но воришки ухитрились втиснуть в «копейку» пять брикетов, общий вес которых составил шестьсот килограммов.

«Вы не поверите, - рассказывает Сергей Безуглов, - но воришки ухитрились втиснуть в «копейку» пять брикетов, общий вес которых составил шестьсот килограммов».

- Да так оно, собственно, и происходит, - подтвердил майор Федирко. - Вот только пострадавшие предпочитают не откровенничать с травматологами. Имеют место и случаи с летальным исходом. Чуть более двух лет назад на путях был обнаружен разрезанный пополам вагонными колесами труп молодого человека, судя по экипировке, железнодорожного «бомбилы». По наиболее вероятной из версий, бедолага  погиб глубокой ночью, когда пытался перебраться на соседний вагон.

Засада в полосе отчуждения


«Кабина электровоза. 22.40. В очередной раз включаю прожектор и замечаю на десятом от головы поезда вагоне людей. Они совершенно не реагируют на свет, окрики и даже предупредительный выстрел не вызывают в их рядах нервозности. Докладываю о чрезвычайном происшествии по команде. «Продолжайте наблюдение, действуйте по обстановке», - последовало распоряжение.

Вообще, должен я отметить, «бомбилы» в последнее время порядком обнаглели. До рукопашной, конечно, не доходит, но на угрозы и матерную брань не скупятся.

Продолжаю наблюдение, считаю сбрасываемые с вагона брикеты и мечтаю о том, что возмездие где-то неподалеку, скажем, на соседнем километре».

(Из рассказа стрелка Василия Журавлева, на боевом счету которого полтора десятка задержанных вагонных воров и прочих нарушителей).

А возмездие в лице оперативников Дениса Кожедубова и Сергея Безуглова действительно находилось рядом.

«Место для операции выбрали во всех отношениях подходящее. По опыту знали, что именно здесь чаще всего следует ждать сборщиков «урожая» из числа местных жителей. И действительно, едва отгремели на стыках рельс колеса, как послышался шум подъезжающих «Жигулей» первой модели. Из салона выходят трое. Даем им возможность погрузить пять брикетов и приступаем к завершающему этапу операции.

(Из рассказа Сергея Безуглова).

Диспетчер «бомбил» заступает на пост

«Говорите, остановили поезд посредством крестьянской телеги? Голимый примитив. Спускаешься к тормозным шлангам, производишь несложную манипуляцию и приступаешь к сбросу металлолома. Не то подборщикам придется бегать по всему перегону с высунутым языком. И в засадах  сегодня не сидят.

Часть  информации о движе­нии поездов «бомбилы» получают от железнодорожников, часть - своя собственная. Стоит на мосту человечек с телефоном, наблюдает свер­ху, чем гружен поезд и куда он следует. А потом по цепочке связывается с нужными людьми. «Табу» налагается лишь на вагоны, которые обвешаны белыми полиэтиленовыми пакетами. Наверное, их хозяева заключили соглашение с теми, кто осуществляет общее руководство организованными группами. Впрочем, точно не знаю, поэтому врать не буду. Когда разгрузка завершена, сходишь на ближайшей станции или ее окрестностях и  пересаживаешься в электричку. Теперь остается связаться со сборщиками и назначить «стрелку». Это, пожалуй, самое непростое из общего дела. Сборщики зачастую не являются на встречу и всячески пытаются надуть».

(Из откровений «бомбилы» Дмитрия Ш., который отошел от опасного промысла после травмы).

- Для нас это секретом не является, - говорит в завершение Александр Федирко. - Все уловки и приемы наши оперативники изучили до тонкостей. Иначе поезда с металлолом и другими грузами прибывали бы в пункт назначения полупустыми. Свои навыки ребята смогли четко реализовать при проведении последней операции. Все члены вступившей в преступный сговор группировки задержаны, против них возбуждены уголовные дела.

И грянул бой на берегу

«Начальнику ВОХР тыла Донгубчека. Настоящим доношу, что четвертого апреля на перегоне Волноваха - Карань разбойному нападению подвергся грузовой поезд. Разграблен вагон №10 с мануфактурой, оказавшие сопротивление охранники и поездной кондуктор убиты. Остановка поезда, по рассказу машиниста, осуществлена при помощи брошенной на железнодорожной колее пароконной телеги... С получением сообщения я выслал взвод при трех пулеметах в направлении греческого села Каракуба, куда, предположительно, отходила банда. Пополудни того же дня на правом берегу речки Мокрые Ялы произошел огневой бой. Уничтожено 9 бандитов, сдались - 4. Наши потери: убитых - 1, ранено - 3. Трофеи: шесть повозок с мануфактурой, 12 лошадей, пулемет «Гочкис», японские винтовки «Арисака», маузер, револьверы. Командир Отряда Особого Назначения». Подпись и дата неразборчивы, предположительно 1920 год).

С той весны, если не считать бомбежек и мелких диверсий времен гитлеровской оккупации, на перегоне Волноваха - Карань царило относительное затишье. Активизировались грабители вскоре после того, как металлолом стал чуть ли не единственным источником пропитания для оставшихся без работы граждан и любителей поживиться за чужой счет. Один за другим выносятся судебные вердикты, однако нападения на грузовые поезда не прекращаются.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: