Председатель разбушевался. Он был разгорячен солнцем и спиртным

Надежда Синявская показывает, где разворачивалась трагикомедия.

На «горячий телефон» «Донбасса» позвонили, а потом и написали в редакцию письмо супруги Синявские из Снежного, которые уже третий год пытаются добиться справедливости после инцидента, случившегося на территории одного из гаражных кооперативов. Там произошла некрасивая потасовка, которую учинил его председатель. Прошло два с половиной года, состоялись два суда, но пострадавшие не согласны с мягким приговором, тем более что на тот момент, когда они обратились в редакцию, деньги за ущерб не выплачивались.

Надежда и Александр Синявские - самые обычные, без громкой родословной и высоких покровителей, молодые люди, которые самостоятельно пытаются стать на ноги, используя те возможности, которые только может предоставить маленький шахтерский городок. Накопили денег, зарегистрировались частными предпринимателями: Надя арендовала на рынке контейнер, занялась торговлей. И дело пошло. Саша, хорошо разбирающийся в технике, тоже стал предпринимателем, решил ремонтировать скутеры. Закупил на 18 тысяч, как Надежда написала в письме, запчастей, расклеили они по всему городу объявления и стали ждать заказчика.

И уже вечером позвонил первый клиент. Как потом окажется, и… последний. Его скутер стоял в гаражном кооперативе «Двигатель», туда Александр с заказчиком и отправились.

- Когда мы проезжали мимо сторожки у въезда, какой-то мужчина ни с того ни с сего плеснул в нас водой, -  рассказал Александр.  - Пока я отфыркивался, снимал шлем, залитый водой, заказчик, сидевший сзади, по-мужски пристыдил мужчину, и мы поехали к гаражу. Вдруг видим, идет этот «поливальщик» к нам, грязно ругается, а в руках держит отвертку с жалом сантиметров в пятьдесят, которым часто пользуются при ремонте автомобилей. «Все нормально, отдыхай, мужик», - успокоил его мой клиент. Но тот стал так «чудить», что об этом и вспомнить страшно.

В материалах уголовного дела, которое рассматривалось еще в октябре 2009-го, говорится, что председатель кооператива был пьян (он и сам в этом признался, мол, день рождения с кем-то отмечал), кинулся с отверткой и ножом на Александра. Тот от ножа увернуться смог, а удар отверткой в бок и под ребра получил. Шрамы до сих пор есть.

Что потом началось, не могут пояснить ни пострадавший, ни сам разбушевавшийся председатель. Он говорит, что его «переклинило», что он мало что помнит. Пьяный же был! Но, как известно, состояние алкогольного опьянения не смягчает вину, а наоборот…

Тут были и драка, и погоня: в прямом смысле забеги на короткие дистанции вокруг гаражей. При этом председатель грозился «по-хорошему зарезать» Александра.

Клиент, видя, что ситуация выходит из-под контроля, вызвал милицию, а Синявский позвонил жене. Та в считанные минуты примчалась на такси, председатель встретил ее совсем не печатными выражениями и грязными угрозами. Хотя потом на суде он говорил, что Надежда сама кидалась на него драться. Может, не драться, а обороняться?

- Я из машины боялась выйти, он же такой неадекватный был, - рассказывает женщина, - такси пришлось отпустить, и тут началось…

Председатель сел за руль своего грузового УАЗика и начал гоняться по кооперативу за Сашей и Надей, те врассыпную… И некому было утихомирить мужика, в гаражах практически никого не было.

Тут весьма оперативно появились два милиционера из патрульно-постовой службы, но остановить пьяного дебошира не смогли. Вскоре приехал его сын, и они умчались прочь.

Менее чем через сутки председателя задержали, при этом он оказал сопротивление милиционерам. Одному из них он даже ремень порвал. Наша газета с подачи прокуратуры рассказывала в заметке об этом инциденте. Но тогда - без подробностей…

Казалось бы, все понятно: есть свидетель - клиент Александра, милиционеры, приехавшие по вызову. И телесные повреждения налицо, то есть на боку и под ребрами. Надежда передала мне еще и фотографии  своих рук и ног - они все в синяках. Но… Чьи это руки-ноги - непонятно, когда наставлены синяки - тоже. Супруги впервые попали в такую переделку и не сообразили самостоятельно официально снять побои жены, а милиция не дала ей (а только мужу) направления к судмедэксперту. Без него тот отказался освидетельствовать ее.

Ранения у Александра отнесены к легким телесным.

- Нас уговаривали люди в погонах и при должностях взять с председателя деньги - тысячи две, уехать на море, отдохнуть и забыть все, как кошмарный сон, мол, что с пьяного возьмешь, - рассказывает Надежда. - А сам хулиган не скрывал, что ничего ему не будет, он все «порешал», и даже на следствии и в суде нагло заявлял, сколько кому «зарядил», чтобы все спустить на тормозах. Конечно, в протокол это не заносили… Поэтому мы ни суммы, ни фамилии не озвучиваем.

- И что такое «две тысячи», которыми нас пытались успокоить? - объясняет Александр.-  Нас в течение месяца каждый день приглашали в милицию, словно не нас побили и грозились убить, а мы пьяными устроили этот дебош! Надя перестала торговать, устроилась реализатором, мне было не до клиентов. Наезды начались с «приветами» от «кое-кого». Какие-то парни, проходя мимо киоска Нади, то «нечаянно» кофе плеснут на товар, то на него что-то грязное «уронят». К моей маме домой приходили, угрожали. А она очень больная была. Словом, мы ее в эти два года уже и потеряли…

Как и свой бизнес. Запчасти пришлось распродать за бесценок, жить-то надо было как-то.

Первый суд, который вел теперь уже бывший председатель горсуда Виктор Быкадоров, вынес решение о возвращении дела на доследование. Это в большой мере совпадает с тем, за что сейчас и борются Синявские. Дело в том, что еще во время следствия уголовное дело почему-то переквалифицировали с части 4 статьи 296 (хулиганство) на первую. Первая предусматривает наказание за грубое нарушение общественного порядка с мотивами явного неуважения, которое сопровождается исключительным цинизмом.  А четвертая часть учитывает, что хулиган применял какие-нибудь предметы для нанесения телесных повреждений. Наказание, естественно, строже, уже не штраф, арест или ограничение свободы, а лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Кстати, отвертка в ходе следствия вообще куда-то «испарилась», но в деле и на суде фигурировала, свидетели подтверждают всё.

Вот и удивляются пострадавшие: шел же к ним председатель «разбираться» не с голыми руками, не по дороге на земле «случайно» поднял ее, не в гараже Сашиного заказчика ее схватил?! Мог бы ее с собой и не брать, если не имел умысла никого ранить, а то и «замочить». Но чего по пьянке не начудишь?

По решению первого суда дело отправлялось на доследование, но прокуратура опротестовала его, и новый суд летом прошлого года все же оставил в приговоре первую «мягкую» часть. По гражданскому иску потерпевшим признан был только Александр, председатель должен был заплатить восемь тысяч гривен возмещения ущерба. Пострадавшие расценивают это как поблажку буяну.

Но с выплатой и этой суммы председатель до последнего времени не торопился. Уж если морально добивать, то и таким способом? А за что? За свой собственный пьяный дебош? Исполнительная служба тоже не сдвинула за эти месяцы дело с мертвой точки, бухгалтерия предприятия, где он официально работает, ничего не вычитала из зарплаты… И исполнители всё пустили на самотек.

Правда, после короткого звонка журналиста и самому исполнителю, и начальнику исполнительной службы уже в минувший понедельник у Синявских запросили номер счета, на который следует перечислять деньги.


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: