Бизнесмены Луганщины остались наедине со своими проблемами

Бизнесмены Луганщины остались наедине со своими проблемами

Бизнес Луганской области оказался один на один со своими проблемами. Пишет издание Восточный фарватер. Есть руководство, но нет инвесторов. А, значит, все усилия бесплодны.
Об этом - в материале, который приводится ниже.

За последние пару недель, в Луганской области прошло сразу два крупных форума, частично посвященных привлечению инвестиций — Луганский региональный форум 3D, проведенный под эгидой облгосадминистрации, и форум «Восстановление через диалог», организованный ОБСЕ. Обе площадки выбрали очень актуальную тематику, но в обоих случаях КПД, похоже, стремится к нулю. Почему так произошло, и что должна сделать власть, чтобы бизнес почувствовал поддержку, мы спросили у Ирины Скороход, директора по экономике компании «Микрохим», которая побывала на обоих мероприятиях.
На бизнес-форуме 3D было все руководство области, но практически не было инвесторов, что сводило на нет все усилия по их привлечению. На форуме «Восстановление через диалог» представительство было более сбалансированным?
— К сожалению, на начало мероприятия мы не успели, поскольку о самом мероприятии мы узнали уже в ходе его проведения. Но нам удалось попасть на тематические обсуждения. Наше предприятие интересовало панельная дискуссия «Экономическое восстановление и оздоровление Луганской области».
Со стороны власти там присутствовал советник губернатора. Также были бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. Кроме нас мы там обнаружили всего пару предпринимателей.
Они узнали еще позже?
— Вероятно. Кроме того, были представители районных и городских администраций. К сожалению, в таком формате и при таком представительстве обсуждать вопросы восстановления Луганской области нам показалось, по меньшей мере, неэффективным. В самом названии мероприятия был задекларирован диалог, а как такового диалога мы не увидели. Диалог между собой мы можем проводить хоть каждый день, а обсуждение насущных для бизнеса проблем должно проходить в более представительном формате, с участием не только региональной власти, но и государства в целом. Для того, чтобы понять, что нужно в данный момент бизнесу, какие существуют механизмы для помощи, чем нам может помочь государство и местная исполнительная власть. Поэтому впечатление от мероприятия двойственное.
Наверно, деньги ПРООН и ресурсы ОБСЕ можно было расходовать более эффективно.
Что же касается первостепенной задачи, которая ставилась перед проведением экономического форума — привлечь инвестиционные ресурсы в регион, помочь бизнесу стать на ноги и дальше развиваться, — то они не решены.
Без привязки к форумам, как вы оцениваете ситуацию с бизнес-активностью, с привлечением инвестиций в регион?
— Ни для кого не секрет, что инвесторы остерегаются заходить не только в Луганскую и Донецкую области, которые пострадали от войны, но и в целом в Украину. Поэтому эта задача должна решаться на уровне государства, а не только на уровне отдельно взятого региона.
Альгирдас Шемета рассказывал, что в его стране (Шемета работал министром финансов Литвы в 1997-1999 и 2008-2009 гг. — «ВФ») высшее руководство страны занималось продвижением своего бизнеса на международном уровне. Не бизнес бегал и искал инвестиции, а первые руководители государства ехали и позиционировали предприятия своей страны, чтобы заинтересованные финансовые учреждения инвестировали в эти предприятия, и помогали поднимать экономику.
А у нас сейчас бизнес оказался один на один со своими проблемами. Особенно это хорошо видно на примере нашего региона. Понятно, что предприятия как-то выжили, но на выживании жизнь не заканчивается, нужно идти дальше, нужно развиваться. Мы все понимаем, что если сегодня бизнесмен остановился, «вышел на плато», то перспективы его непонятны.
Нужно понять, что экономика региона и экономика государства в целом не делается во властных кабинетах, она делается именно на предприятиях. И пока государство не озаботится тем, как помочь, как создать такие условия ведения бизнеса, которые были бы всем понятны и были бы справедливы, то ничего хорошего не выйдет. Более того, никакой нормальный инвестор при существующих условиях сюда не войдет. Поэтому те изменения, которые происходят в стране в плане борьбы с коррупцией, наведении порядка в разрешительной системе, прозрачности бизнеса, должны быть нацелены на то, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране, и это будет индикатором для международных инвесторов и финансовых учреждений, что можно вкладывать в эту страну.
Если говорить об областной власти, то что еще от нее требуется, кроме презентационных шагов — ездить, продвигать.
— Региональные власти в первую очередь должны понимать, куда они движутся, должен быть четкий план того, как мы будем жить в ближайшие год-два-пять. Для этого нужно оценить потенциальные возможности каждого субъекта хозяйствования, который работает на этой территории. Мы же понимаем, что бизнес бывает разный: бывает белый, бывает серый, бывает и других оттенков. Поэтому стоит отделить зерна от плевел, и дать возможность развиваться тому бизнесу, который действительно заботится о своей территории, о своих работниках, и о том, что в этом регионе будет завтра.
Многие предприятия прекратили свое существование, некоторые перенесли свое производство на другую территорию. Но многие предприятия остались здесь, они дали возможность своим работникам пережить этот сложный период, с надеждой, что дальше начнется нормальная жизнь. Наверное, стоит обращать внимание на такие предприятия. Возможно, власть должна взять на себя часть их нагрузки в виде, например, льготного кредитования, или включения их в инвестиционную программу регионального или государственного уровня, чтобы поддержать, дать возможность этим предприятиям расшириться, диверсифицировать производство и, соответственно, получить отдачу в виде создания дополнительных рабочих мест, налоговых поступлений, в виде усиления экономического потенциала.
Недавно была представлена Стратегия-2020, ознакомились ли вы с ней?
— Да, мы видели эту стратегию, она была представлена на региональном форуме. Там нет абсолютно никакой конкретики, детализации. Восстанавливать инфраструктуру — очень важно и для бизнеса, и для обычных граждан, но не только в этом заключается стратегия развития региона. И то, что в стратегии всего один раздел посвящен экономическому блоку, это, конечно, печально.
А с инвестициями все тоже печально, или все же они понемногу заходят?
— Даже хуже. Мы прорабатывали этот вопрос, и пришли к выводу, что выйти на реальный контакт с международными финансовыми учреждениями без поддержки государства или региональной власти для бизнес-единицы практически нереально. Потому что любой инвестор, во-первых, хочет каких-то гарантий. Во-вторых, позиционирование экономики региона — это прежде всего задача государства и местной власти.
Вы хотите нормальную экономику, вы хотите восстановления? Сделайте хорошую презентацию своего региона — что мы можем, какие у нас есть предприятия, какие у нас есть отрасли, чем они хороши, в чем преимущества нашего региона, а у нас их достаточно много, помимо рисковости нашей зоны. Потому что правило о том, что чем рискованнее инвестиция, тем она доходнее, еще никто не отменял. Главное — правильно его преподнести потенциальному инвестору, и убедить его, что этот риск окупится, и принесет хорошую доходность.
Вы сказали о риске, как преимуществе. Еще часто называют дешевую рабочую силу. Какие еще преимущества вы могли бы назвать?
— Я бы не стала спекулировать дешевой рабочей силой. Да, у нас в регионе она дешевле по сравнению с мегаполисами, а в Украине она дешевле по сравнению с другими странами. Но мы должны стремиться к тому, чтобы заработная плата повышалась. Это неправильно, что у нас такая дешевая рабочая сила.
В остальном: у нас очень хороший научный потенциал. У нас недооцененный потенциал, если говорить об инженерно-технических работниках.
Обидно, когда наши мозги утекают из региона. Те люди, которые вынуждены выезжать на заработки, не от хорошей жизни туда едут, и если бы у них была возможность получить работу вблизи дома, то все бы вернулись.
Кроме того, в регионе все равно существует инфраструктура, поскольку здесь работали очень крупные промышленные предприятия. Она разветвленная, развитая, просто ее нужно привести в соответствующий вид. Даже желание предприятий работать дорогого стоит.
Преимуществ масса, просто нужно уметь их использовать, и дать возможность бизнесу ими воспользоваться.
А все же, почему бизнесу самостоятельно тяжело привлечь инвестиции? Тем более, что ваша продукция идет на экспорт, вы общаетесь с заграничными коллегами, и понимаете ситуацию на рынке там.
— Как правило, вложениями инвестиций занимаются крупные финансовые учреждения, и работают они с большим бизнесом. Давайте честно признаемся: у нас не так много предприятий, которые относятся к крупному бизнесу. Чаще это малый и средний бизнес, который нуждается в дополнительном финансировании для развития. Поскольку масштабы бизнеса не позволяют постоянно реинвестировать в свое развитие, и внимание международных инвесторов, конечно же, не приковано к таким масштабам, их интересуют более серьезные вложения. И для того, чтобы понять и разобраться в нюансах ситуации на конкретном предприятии, и нужна структура, которая могла бы от имени государства презентовать, гарантировать, возможно выступить посредником. Этого связующего звена нам не хватает.
Очень жаль, что в структуре областной государственной администрации нет органа, который бы озаботился изучением, анализом проблем с тем, чтобы более специфично подходить к решению проблем региона в целом, и конкретно по каждому направлению.


Читайте также: