Жаркая жатва Приазовья

Лидеры уборки - комбайнеры Петр Деревянко, Олег Сычев и водитель Александр Кочетуров.

Первая бригада бывшего колхоза «Россия», шесть лет назад перешедшая под крыло агроцеха №1 дочернего предприятия «Ильич+Агро-Донбасс», что в Новоазовском районе, всегда славилась рекордсменами хлебной жатвы. Вот и сегодня такие комбайнеры, как Олег Сычев, Василий Тютьма и Петр Конюченко, приближаются к 200-тонному рубежу по намолоту зерна на комбайн. Завершая жатву, эти мастера выдают ежемесячно из бункеров своих «Донов» и «Нью-Холландов» до ста и более тонн зерна. И это при более засушливой погоде, чем прошлогодняя.

Днем и ночью с места на место


...Стогектарное поле утюжат степные корабли Сычева и Тютьмы. Первый приближается к нам, стоящим в самой высокой точке, у трассы Ростов-Мариуполь, второй застыл где-то у горизонта, рядом с крохотными силуэтами движущихся машин и механизмов. Только семь часов утра, от свежего ветра колышутся и потрескивают колосья озимой. Панорама вызывает восторг. Лишь раз в году, если повезет, можно увидеть такое.

- С праздником! - говорю спускающимся ко мне с необычно большого «Нью-Холланда» Олегу Сычеву и Петру Деревянко.

- И вас тоже! - улыбаясь, отвечают оба. а Олег добавляет:

- Уборку начали на пять дней раньше обычного. И если первые поля ячменя давали до 26 центнеров с гектара - зерно «стекло» из-за сильного зноя в период созревания, - то озимая пшеница - по 40-45 центнеров. Каждую смену заканчиваем, убрав прямым комбайнированием не менее 40 гектаров, и намолачиваем до 100-130 тонн хлеба. Такова наша норма и возможности «Нью-Холланда». Соревнуемся с экипажем Петра Конюченко и Александра Блонского, работающими на такой же, как и у нас, машине, и пока выигрываем. Во многом помогает опыт моего первого учителя и наставника, а на сегодня еще и помощника. Удивитесь, но с Петром Федоровичем мы убираем хлеб более двадцати лет...

- Сейчас уже виден конец жатвы, - говорит Петр Деревянко. - Только в одной нашей бригаде мы с Олегом убрали 200 гектаров площадей. А еще второй и третий агроцехи, где приходилось работать больше, чем у себя дома. Нас перебрасывали с места на место днем и ночью, и везде мы успевали вовремя. Кстати, о совместной работе с моим нынешним начальником: Олег пришел в бригаду мальчишкой, после окончания училища. Научил его всему, что знал сам, а потом проводил в армию. Вернулся возмужавший хлебороб и снова работали вместе, пока не получил сам новый «Колос», затем «Дон», а потом уж, за достойную работу, и нынешний «Нью-Холланд».

Пекло против железа


Тороплюсь в другой конец громадного поля, где замер почему-то «Дон» Василия Тютьмы и Ивана Хоруженко. А замер он оттого, что подвело небольшое колесо подборщика, у которого уже колдовали работники летучей ремонтной бригады.

- За всё время страды ни единого дождя, а только пекло, - говорит Василий. - Железо не выдерживает, а мы вот с Иванычем пока еще в строю. Да и для настоящего хлебороба, действительно, нет работы лучше, чем в уборочную кампанию. Как не радоваться, когда в это кризисное время есть техника - четыре импортных комбайна, горючее, да и, собственно, работа. А этим сейчас может похвалиться далеко не каждый. Среднемесячный заработок у нас, к примеру, 1000-1200 гривен, а в страдное время - и больше.

Комбайнер и его помощник - мужики «в возрасте», «крепкие орешки». Не «Нью-Холланд» Петра Конюченко наступает на пятки лидеру Олегу Сычеву, а менее производительный «Дон» Василия Тютьмы.

- Нам грех жаловаться, - вступает в разговор Иван Хоруженко, помощник комбайнера. - Вырастили и определили детей. Работаем же сегодня с полной отдачей, радуемся, что не загубили землю, как некоторые, что зерно сыплется в бункер полновесной струей, значит, народ будет с хлебом.

Кстати, сын Ивана Ивановича, Роман, тоже комбайнер, и участвует в нынешней жатве на «Доне».

Урожайный марафон

Пышущий жаром «КамАЗ» скрипит рядом тормозами. Это первую ходку к комбайнерам делает Александр Кочетуров, водитель, прикомандированный на жатву из 18 агроцеха. Только за последние пять дней он перевез на ток 545 тонн.

- Всё потому, что я нашил борта машины, - говорит Александр Васильевич, - и теперь вожу на ток по шесть тонн, вдвое больше. За световой день успеваю сделать восемь ходок.

Вслед за «КамАЗом» спешу на ток. Здесь у учетчика Светланы Реймхе узнаю, что агрегатом ЗАВ-40 можно за сутки очистить до 200 тонн зерна. В транспортировке его участвуют 12 автомашин из разных агроцехов. И лидируют в соревновании водитель Василий Зайцев, Валерий Сидоренко, Андрей Больц. Они перевезли соответственно 1500, 1100 и 800 тонн зерна.

Хлеборобы первого агроцеха уже намолотили свыше шести тысяч тонн ранних зерновых. Львиная часть этого урожая выпала на долю наших героев. Олег Сычев выдал из бункера своего «Нью-Холланда» более двух тысяч тонн. Несколько уступили ему Василий Тютьма и Петр Конюченко.

Добрая слава шла здесь о комбайнерах-орденоносцах восьмидесятых Петренко, Раковском, Миронове, агрономе и бригадире Карпове. Сейчас трудовую эстафету приняли их сыновья и ученики. Бригадиром в коллективе стал Александр Петренко, комбайнерами Валентин Раковский, Олег Сычев, Роман Хоруженко... И они, как видим, под стать отцам. а значит, неразрывна связь поколений.


Борис Хвастиков. Фото Юрия Щербака.
Читайте также: