Слепая к музыке любовь

Нина Васильевна настраивается на любимую волну.

Президент донецкого «Клуба любителей всеукраинской сети «Мелодия» Нина Каракуц рассказала «Донбассу» о том, как, потеряв зрение, открыла новые горизонты.

«Нас соединяет Ее Величество Музыка», - говорит об одноклубниках эта потрясающая женщина, которая сумела преодолеть черную полосу, внеся в нее неожиданные краски. Ни смерть любимого мужа, ни обрушившаяся слепота не заставили ее разлюбить жизнь, чему она ненавязчиво учит всех окружающих, а особенно - ставших второй семьей «мелодийцев».

Главная баянистка поселка


Нина Васильевна родилась в поселке Дробышево Краснолиманского района. Отец, работавший на железной дороге, играл на скрипке и баяне. Загорелась и она. И хоть родители сдали Ниночку в музыкальную школу очень поздно (уже была в седьмом классе, так что руководство даже не хотело брать новую ученицу), она быстро доказала всем, что ей способностей не занимать.

Нина Каракуц и ее сестра Елена плывут по волнам мелодии.

- Ездила в Красный Лиман на автобусе три-четыре раза в неделю, - вспоминает Каракуц. - Да еще и в поселковом Доме культуры участвовала во всех кружках художественной самодеятельности. Вскоре стала главной дробышевской баянисткой. Играла на проводах, свадьбах... Отец тоже умел, но молодежь звала именно меня. К тому же я была еще и танцующий, и поющий баянист, - улыбается она.

В 19 лет Нина поехала поступать в Донецкое культпросветучилище. А вышло так, что вместо студенческой жизни нашла семейное счастье.

Замуж за «дядьку»

В Красном Лимане на автостанции Нина познакомилась с Алесей, которая тоже ехала поступать в столицу шахтерского края. Девчата сняли комнату у одной бабулечки, а потом уж засобирались по абитуриентским делам.

- Стоим, ждем автобуса, - рассказывает Каракуц. - Подъезжает большой «ЛАЗ». Открывается дверь, и спускается такой шикарный мужчина - высокий, чернявый, в карих глазах - огонь. «Ой, какой красивый! - говорю. - Вот за такого бы мне замуж!». Алеся как глянула и - дерг! - меня за руку. Затащила за другой автобус и шепчет: «Так это ж мой дядька!»

… Вскоре они уже жили вместе, а спустя год после знакомства, в 1973-м, - расписались. Тихо, без свадьбы…

Родители были категорически против: мало того, что Николай на десять лет старше их дочки, так еще и дважды успел развестись. Но Нина уперлась - люблю и всё!  И никогда об этом не пожалела.

- Мы прожили вместе 30 лет, - продолжает Каракуц. - Порой ругались, но хорошего было намного больше. У нас родились три дочки - Алена, Юля и Лиана.

Николай всю жизнь шоферил. С 1973-го по 87-й возил членов ФК «Шахтер», став свидетелем триумфальных кубковых достижений горняков. Позже был начальником мастерских, потом девять лет отработал водителем в концерне «Энерго». Получал прилично, одевал своих девочек с иголочки. Нине, которая работала в киоске «Союзпечати», на фабрике игрушек (музыкальным настройщиком - кукольные «мамканья» и так далее), страховым агентом, а также кассиром в гастрономе «Москва», после рождения третьего ребенка приказал сидеть дома. Мол, расти младшую, а денег, слава Богу, хватает.

«Мы упали рядом в коридоре»

- После рождения Лианы у меня стало падать зрение. В 2001-м я уже почти ничего не видела, - вздыхает Нина Васильевна. - Коля никогда этим не укорял, поддерживал всеми силами.

А в октябре 2003-го его не стало... Закончив обновлять фундамент в гараже, 61-летний Николай Александрович выпрямился и вдруг уронил мастерок и ведро, схватился за грудь и сдавленно закричал. Невидящая жена как-то умудрилась его поймать и дотащить до машины. Уложила, дала валидол, вызвала «скорую». В больницу он ложиться отказался, тем более что кардиограмма инфаркта не показала.

- Поднялись мы в квартиру. Я расстелила постель, чтобы уложить Колю, он отправился помыть руки. А потом опять как закричит, - смахивает Каракуц слезы. - Успела подскочить, и он вывалился из ванной прямо на меня. Так на руках и умер - здесь же, в коридоре. Ну, я рядышком и упала - без чувств… Тоже получила обширный инфаркт. Очень долго лечилась, мужа хоронили без меня...

В семье «мелодийцев»

Известно, что инфаркт надо просто перележать. И она честно лежала. Телевизор смотреть не могла, так что слушала радио, всё чаще останавливаясь на «Мелодии». Очень нравились вечерние заявки, в которых передавали приветы друг другу некие Нина, Раиса Степановна, Владимир Константинович, Ида Ивановна. А называли они себя «мелодийцы».

- Мне стало интересно, что же это за люди такие, - вспоминает Каракуц. - Позвонила я ведущему, и он дал мне телефон Нины. Она, дескать, всё объяснит. И в первый же созвон мы проговорили с ней часа три. Показалось, что знакомы всю жизнь: у нее тоже трое детей, неимоверная любовь к музыке. Зная, что она - один из организаторов клуба, я собралась с духом и спросила: «А слепых вы принимаете?». Нина как рассмеется. «Знаешь, - говорит, - я ведь тоже слепая, к тому же с детства. И муж у меня - слепой»...

Вскоре она влилась в донецкий Клуб любителей всеукраинской сети «Мелодия», организованный в 2002 году. «Собирались мы тогда в 22-й школе. Было нас человек 40-50, - продолжает Каракуц. - Когда меня представили, Ида Ивановна, также стоявшая у истоков организации, сразу сказала: «А-а, это та самая Нина Васильевна, которая в ночном эфире передает приветы сонному Донбассу!». Мне было легко и хорошо с этими людьми, словно я обрела вторую семью. Пели песни, устраивали чаепития, рассказывали друг другу свои истории, беды, радости».

А потом так получилось, что года полтора никаких встреч не было. Каждый оброс своими заботами. О том, чтобы организовать очередное мероприятие, речи не шло. И тогда Нина Васильевна решила вдохнуть в клуб вторую жизнь.

- В эфире прозвучало объявление о возобновлении встреч «мелодийцев». И мои координаты, - рассказывает Каракуц. - С замиранием сердца ждала… Сначала прозвучал один звонок, потом второй, десятый. На первую встречу в декабре 2006-го в актовый зал девятой школы, которую окончили мои девочки и куда ходит внук, пришли 40 человек. Прямо оттуда был эфир, а я, впервые после многолетнего перерыва, взяла в руки баян.

Светлое волшебство

Под руководством незрячего президента, который поразительно научился видеть сердцем, клуб разросся уже до 150 человек. Старейшина - Татьяна Федоровна Прудникова, которой 80 лет. Ну, а некоторая молодежь едва научилась ходить…

Встречаются под Новый год, в январе, на 8 Марта и 9 Мая. И в октябре, когда отмечают день рождения клуба. Приглашают ветеранов, различные музыкальные и танцевальные коллективы. В последнее время стали популярны летние «слеты» в поселке Дробышево. То задуманный как чисто клубное мероприятие праздник Нептуна выплеснется на районный простор, то с Иваном Купала приключится та же история. В итоге гуляют не сотни, а тысячи человек.

- Я взяла за правило после каждой встречи обзванивать всех членов клуба, расспрашивать: что понравилось, что нет, чего бы хотелось еще, - признается президент.

- Да как может не понравиться?! - удивляется Елена Васильевна, младшая сестра главы «мелодийцев». - Часто бывает, что встреча еще не прошла, а у Ниночки уже спрашивают: «Когда мы снова соберемся?». Приворожила она их, и сама как зачарованная. Но это хорошее волшебство - светлое…

Каракуц-старшая шепчет, словно оправдываясь: «Я же не для себя это делаю». А потом просит подать один из шести (!) баянов. Выбор падает на белый, собранный вручную в Туле. Оказывается, подобных шедевров в Украине - всего три.

Довольно-таки тяжелый инструмент белой бабочкой порхает в руках Нины Васильевны. И плывет по комнате одна из завораживающих песен прошлого века. Ее подхватывают и сестра, и дочь, проходящая по коридору. И кажется, даже солнечные блики на церковных куполах, видимых из окна, пляшут в такт Ее Величеству Музыке.

Кубиковый ритм для Лианы

Музыкой занимались все дочки Каракуц, но ярче всех талант проявился у младшей, которую мама, оставившая работу, буквально конвоировала на занятия. «Скандалила Лианка ужасно, грозясь сбросить баян с балкона, - со смехом вспоминает Нина Васильевна. - Мол, в школе все дразнятся... А потом так получилось, что она и Игорь Николаев (одноклассник - тезка известного композитора и певца), который тоже осваивал баян, стали выступать дуэтом. И однажды дали мини-концерт прямо на уроке музыки. Да так сыграли, что больше никто не посмел над Лианой хихикать».

Лиана на празднике в Дробышево.

Мама проходила с младшенькой в музыкальную школу все семь лет, что-то вспоминая, а чему-то учась впервые. Чтобы отработать у дочери чувство ритма, Нина Васильевна отбивала ей такт детским кубиком по кровати. Подобная опека дала добрые плоды: Лиана окончила музшколу на «отлично», сейчас - третьекурсница музучилища. А еще она занимается в вокально-хореографическом ансамбле «Сувенир» при Дворце пионеров и часто ведет мероприятия «мелодийцев».

P. S. В последнее время вокруг «Мелодии» кипят страсти. Национальный совет по вопросам телевидения и радио­ вещания заявил о намерении аннулировать лицензию АО «Оникс», управляющего данной радиосетью, за неполную оплату лицензионного сбора. Однако 25 сентября «мелодийцы» через суд добились отмены неправомерного, по их мнению, решения Нацсовета. Так что любимые песни многих поколений продолжают звучать в 37 городах двадцати областей Украины и АР Крым. «Мы будем существовать! Ведь хорошая музыка - вечна», - заверила меня вчера Нина Каракуц.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: