Старого донецкого Героя забыли, новый - продолжает бой

«Донбасс» убедил Веру Логвинову вернуть награды на пиджак. Николай Жауров демонстрирует звезду Героя Украины.

Ровно 70 лет назад, 22 мая 1940 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали «Серп и Молот» - знака отличия Героя Социалистического Труда. Это высокое звание за времена Союза получили свыше 19 тысяч человек. Сейчас в нашей стране проживает чуть более семисот тех, чей трудовой подвиг по достоинству оценило некогда могучее государство. В прежние годы они были в большом почете. А теперь… Журналист «Донбасса» встретился с Верой Логвиновой, ставшей Героем Соцтруда более полувека назад, а также с ее коллегой-шахтером Николаем Жауровым, обладателем аналогичного по значимости звания дней сегодняшних - Героя Украины, который продолжает трудиться до сих пор.

Два фронта Веры


Девочка, которой было уготовано пройти всю войну, на равных общаться с командующими фронтов и руководителями страны, родилась в одном из сел Авдеевского района. Когда от заражения крови в 1935-м умер отец, мать осталась с десятью ребятишками на руках. И Вера, едва окончив шесть классов, поехала в Сталино искать работу.

- Прибавила себе при помощи сельсовета два года и пошла на шахту №8 (Ветка). А было мне всего пятнадцать, - вспоминает она. - Спасибо начальству, вошли в положение. Выделили комнату в общежитии.

Вера Логвинова

Такой Вера Васильевна была в годы войны.

Сначала Вера носила в забой лампы. По 16 штук. «Ребята мне помогали, - признается. - Но всё равно было тяжело. Отработаешь свои восемь часов, а тут просят подождать, забрать потухшие лампы. Ну что же - ждешь».

Окончив курсы машиниста электровоза и вечернюю школу, стала работать на подъеме. В 1941-м отправилась в Харьков на курсы радиотелеграфистов. Там ее и застала война…

Вера попала сначала в кавалерийские войска под командованием маршала Семена Тимошенко, а потом служила радистом бронетанка. Под Сталинградом ее контузило и ранило.

- Отвезли в госпиталь в Саратов. На 41-е сутки только начала слышать, потом уж разговаривать. Когда вернулась, нами уже командовал Николай Ватутин. С ним бились под Курском, освобождали Донбасс. Просила у него: «Отпустите, тут дом рядом». А он: «Вот очистим мир от фашистов, тогда и вернешься к своим. Победительницей!» - улыбается Вера Васильевна. - Последний раз видела его под Киевом. Вскоре Николая Федоровича смертельно ранило.

А она пошла дальше. Освобождала Карпаты, Берлин, Прагу. Домой вернулась 29 декабря победного 45-го - в свой 26-й день рождения. Отдохнула три месяца, организовала радиоузел в родной деревне.

- Предлагали стать начальником колхоза, но отказалась. Тянуло в шахту. Очень ее любила, - признается Логвинова. - Согласилась даже на место грузчика под лавой. Потом была машинистом подъема - сначала под землей, а затем и на поверхности. Считаю, что в жизни моей было два фронта - военный и трудовой.

В марте 1960-го ее отрядили в Москву. Как бы на торжественное собрание, посвященное Международному женскому дню. «Понятия не имела, что мне дадут Героя, - рассказывает Вера Васильевна. - Узнала об этом из газеты, которую сунули в гостинице под дверь».

Вскоре принесли отглаженную форму. Ей сообщили, что она будет от лица шахтеров Донбасса поздравлять руководителя страны. Дали личного шофера на 16 дней. Одной из первых поездок стала в Кремль, непосредственно к Хрущеву.

- Прошли мы через Спасские ворота, подошли к двери самого главного человека в Союзе. «Ну, как дела, землячка?» - интересуется Никита Сергеевич (мы раньше виделись, я была членом пленума, бессменно избиралась депутатом облсовета с 1947-го по 1972-й). «Да ничего, - говорю. Только там шахтеры пашут, а я тут разгуливаю». Он рассмеялся, по плечу похлопал. А бывшая в комнате министр культуры Фурцева фыркнула. Видно, не понравилась я ей. Там же увиделась с маршалом Коневым, который командовал нашим фронтом после Ватутина. Обнялись, прослезились. Распили все вместе бутылочку шампанского.

А потом было торжественное собрание в Георгиевском зале Кремлевского дворца, где ей вручили звезду Героя.

- Как приехали в Донецк, музыка играет, машин много в аэропорту… «Какую, - думаю, - шишку встречают?». Оказалось - меня. Сели мы с начальником шахты и председателем облисполкома в машину, проехались по предприятиям. Повыступала... А вечером привезли в новую двухкомнатную квартиру. Эту самую, - обводит рукой Логвинова.

После того, как шахту №8 (Ветка) закрыли, она перешла на Засядько, а оттуда - на пенсию. Продолжала заниматься общественной работой: была председателем женсовета шахты, занимала такую же должность в горсовете.

С супругом Леонидом Григорьевичем прожила без малого 60 годков. Познакомились на шахте. Похоронила его около трех лет назад, после чего очень сдала. «Хороший был муж, очень… Сколько прожили, не ударил меня ни разу», - утирает она слезы. Детей после фронтовых ранений иметь не могла... Сейчас за Верой Васильевной, которой идет 91-й год, присматривают родственники и приходящая женщина.

Дрожащими руками раскладывает Логвинова на столе свои награды. Их у нее более тридцати: «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды, знак «Шахтерская доблесть», орден Ленина, золотая звезда Героя Соцтруда…

- Они у меня на костюме были, да я поснимала, - объясняет. - Так ждала 9 Мая, так готовилась, а обо мне… забыли. Открытки прислали коммунисты и Ефим Звягильский. От шахты подарок принесли. А городские власти - ни гугу! Последний раз на 80 лет поздравляли… Обидно так, - всхлипывает она. - Я ведь всю себя этому городу отдала, стране, в которой раньше жили… Ничего особенно не прошу. Но ведь могли хоть цветочки принести, хоть руку пожать… Вот здесь, - трогает грудь, - очень больно…

«Выбирали раскаленный уголь»

То, что звание Героя Социалистического Труда нынче не присваивают, вовсе не значит, что у нас перевелись ударники. Работяги, которыми всегда славилась земля Донбасса, остались! Один из них - Герой Украины Николай Жауров, которой 38-й год трудится на шахте им. Засядько.

Жауров

Николай Жауров у перспективного комбайна КСП-35.

- Я родился в Донецке возле шахты Бутовка. Мимо нашего двора всегда проходили припорошенные угольной пылью горняки (бани на предприятии не было). Меня поражали эти мужественные люди, которые спускаются в темноту, под землю, чтобы дарить нам тепло и свет, - рассказывает Николай Егорович. - После армии в 1972 году сам пришел на Засядько, где у меня работал старший брат. Здесь тружусь и поныне.

Пару лет поработав на вентиляции, он стал крепильщиком, а в 1990 году - бригадиром проходчиков.

- На нашу долю выпадало множество опасных ситуаций: взрывы, пожары, затопления. В 2000 году открыли запечатанную после ЧП девятую западную лаву пласта L-1. Как только пошел кислород, огонь вспыхнул снова, - вспоминает он. - Сбивали пламя водяной струей. Потом выбирали отбойными молотками раскаленный уголь. Работали по пять минут, а потом сменялись. Температура-то была в районе 60 градусов. Только поставим раму, а она уже - не притронуться. Боролись месяца три, но победили.

2 июля 2007 года Жаурову присвоили звание Героя Украины - за многолетний самоотверженный шахтерский труд и достижение высоких показателей в добыче угля. Снижать показатели он не намерен. В июне бригада Николая Егоровича начнет «возделывать» уклонную лаву №3 пласта М-3, где будет добываться до двух тысяч тонн черного золота в месяц.

В одной бригаде с Героем - его сын и племянник. На шахте же работали жена (была оператором газовой защиты, теперь на пенсии) и дочь (отвечала за автоматизированную систему управления, сейчас в декрете). «Только внучка Машенька, которой идет десятый месяц, не при деле, - улыбается Николай Егорович. - Но с нее станется. Уже сейчас говорят, что девочка - вся в дедушку».

«Соцтрудовская» история

Логвинова

Вера Логвинова: «Я воевала, трудилась, всю себя отдала стране… А теперь никому не нужна. Душа болит…».

Первым «трудовым героем» 20 декабря 1939 г. года стал Иосиф Сталин. Последней, 52 года и один день спустя, - солистка оперы Казахского государственного академического театра Бибигуль Тулегенова.

В 1949-м наградой единственный раз были отмечены школьники: Турсунали Матказилов за сбор хлопка и Нателла Челебадзе за сбор чая. Был казнен лишь один ее обладатель - Лаврентий Берия.

Дважды Героями Соцтруда стали более двухсот человек, трижды - шестнадцать, среди которых создатели атомной бомбы академики Зельдович и Курчатов, авиаконструкторы Туполев и Ильюшин, первый секретарь ЦК КПСС Хрущев.


Андрей Кривцун. Фото автора, Ольги Кононенко и из архива Веры Логвиновой.
Читайте также: