Яблоко раздора - озеро Рапное

Директор СГРЭС Игорь Кобыльский и зав. лабораторией Гаяне Аветисова заявляют: «Вода в озере Рапном - в пределах исходного природного состояния».

В Славянске накаляется противостояние руководства города и администрации двух «дочек» столичного ЗАО «Укрпрофздравница» - «Славянской гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции» и «Славянского курортно-реабилитационного центра «Славкурорт». В конфликт втянуты депутатский корпус, правоохранительные, контролирующие, природоохранные органы местного, областного и даже государственного уровня. 

«Бомба» в сессионном зале


Двадцатого января мэр Неля Штепа собрала депутатов горсовета обсудить проблемы жизни города. Длинный эмоциональный монолог градоначальник посвятила Славкурорту. Ее намерение - добиться передачи в собственность города соленых озер - Рапного и Слепного вместе с санаториями курорта - «Юбилейный», «Славянский» и «Донбасс» произвело в зале эффект разорвавшейся бомбы.

Поводом для встречи стали итоги внеплановой проверки, проведенной в январе на курорте работниками областной экологической инспекции, которых прислал первый замминистра охраны окружающей среды Игорь Яковлев. Оказывается, еще в середине декабря Штепа и народный депутат Александр Касянюк обратились к министру охраны окружающей среды Николаю Злочевскому с письмами, в которых ходатайствовали перед Кабмином о передаче озер, за месяц до выводов специалистов инспекции выражая серьезные претензии к гидрогеологической станции (СГРЭС).

Неля Штепа озадачила депутатов горсовета предложением принять в собственность громады санатории Славкурорта и два соленых озера.

Неля Штепа озадачила депутатов горсовета предложением принять в собственность громады санатории Славкурорта и два соленых озера.

В акте инспектора отразили нарушения станции, уличив директора Игоря Кобыльского в несанкционированном сбросе загрязненных вод в озеро Рапное. Он якобы без разрешения использует катер (от него вроде бы дизтопливо попадает в воду), плохо содержит прибрежную зону, не имея правоустанавливающих бумаг на землю. Дескать, из-за этого нельзя размежевать памятники природы с оформлением знаков. Виновного привлекли к административной ответственности, предписав устранить недостатки.

Ознакомив коллег с выводами, мэр заявила, что в ужасающем состоянии озер виноват... курорт. И предъявила главврачу «Юбилейного», депутату Алексею Яковленко серьезные обвинения: кроме загрязнения Рапного фекалиями и солями тяжелых металлов, Штепа упрекнула его дорогими путевками, плохим питанием и качеством обслуживания отдыхающих, плачевным состоянием зданий.

Депутатов удивило утверждение мэра о превышении лимита добычи целебной грязи. Метод эксплуатации озера был назван мародерским, заявлено, что водоем скоро утратит целебные свойства. Выходом из ситуации Штепа считает принятие озер и санаториев в собственность громады. Дескать, только так их можно спасти от упадка, ведь близится присвоение Славянску статуса города-курорта на государственном уровне.

«Я соберу все силы»


Что же предлагает сделать Штепа при передаче озер и курортной собственности в ведение громады?  Об этом корреспондент «Донбасса» и поинтересовался у мэра.

«Сегодня идет уничтожение курортной зоны. Мы создадим коммунальное предприятие. Рапное посещают 550 тысяч стихийных купальщиков. Без туалета. Это недопустимо. Мы оградим озеро, введем для посещения спецпропуска в рамках экологических норм - до двух тысяч человек в месяц, - заявила Неля Игоревна. - Сейчас СГРЭС распродает грязь, им даже многие задолжали. Мы уменьшим объемы добычи до допустимых норм и установим контроль. Если не будет грязей - не будет и города-курорта».

Неля Игоревна указала, что бывшие мэры - Анатолий Левит и Валентин Рыбачук тоже добивались передачи курорта громаде. «Но у них не получилось оттого, что бились в одиночку, - подчеркнула градоначальник. - А мне помогут депутаты и силовики». И хотя министр Злочевский уже отметил в ответном письме: «Передача озер нецелесообразна», мэр добивается, чтобы он пересмотрел решение. С ее подачи, депутаты утвердили комиссию, дабы убедиться, рачительно ли используют озера «дочки» ЗАО «Укрпрофздравница».

Два берега, как два мира

Я свидетель тому, как каждое лето на неофициальном месте отдыха славянцев и жителей соседних городов - «на плитах» - на противоположной курорту стороне Рапного ежедневно резвятся взрослые и дети. Вывеска на ограде «Купание запрещено!» их не останавливает. «У нас много чего пишут, а мы привыкли здесь купаться», - ответили загоравшие минувшим летом многодетные супруги из Краматорска.

Озеро Рапное

Всё бы ничего, но к концу каждого дня берег дикого пляжа усеян пластиковой тарой, пакетами и упаковками от продуктов. А вот на курортном берегу - чистота и порядок. Охрана, туалеты, фонтанчики с питьевой водой, лежаки - всё, как положено...

Вода в озерах - всегда в пределах нормы

«Откуда взята цифра в 550 тысяч купальщиков? - недоумевал директор СГРЭС Игорь Кобыльский в беседе с корреспондентом. - Отдыхают летом на курорте до двух тысяч в месяц, но ходят на озеро далеко не все. На диком пляже в самые жаркие дни - до 150 человек посторонних, там больше не разместится. Это уже не более семи тысяч в месяц».

Собеседник пояснил, Рапное - это слоеный пирог: внизу слой иловой грязи, чуть выше - рассол, а на поверхности - слой подсоленной пресной воды. «Мы в пределах лимита добываем грязь и продаем ее курорту. Лет семь назад мы были службой курорта, но наше киевское руководство разделило нас на два предприятия».

- И сильно влияет на целебные свойства такая орава купающихся без туалета?

- Никак не влияет. Озеро постоянно очищается: его зеркало соединено с соседними водоемами, и верхний слой пресной воды стекает в речку Колонтаевку.

Специалист уверил: его служба располагает всем необходимым для контроля над составом воды и для регулирования уровня ее минерализации. «По графику делаем забор проб, и сотрудники аттестованной лаборатории (а таких всего две в Украине) проводят анализ. За последние годы не допущено ни единого отклонения от нормы, - подчеркнул Кобыльский. - Вот документы, взгляните, нас постоянно проверяют».

Директор посетовал, что устал гонять дикарей на импровизированном пляже. Считая, что это проблема не его службы, а местных властей. «Кто виноват, что на соседнем озере Вейсовом пляж в жару забит до отказа? Вот люди и идут на курортное озеро, сорят, развлекаются...».

- Что скажете насчет безмерной добычи грязи и продажи ее на сторону?

- Это технически невозможно: у нас нет ни сил, ни средств для этого. А лимит добычи в две тысячи тонн в год жестко контролируется. Мы обслуживаем только курорт. Но кроме грязи, мы проводим по Украине гидрогеологические исследования, и у нас в этом плане немало партнеров. Нам ведь тоже надо зарабатывать деньги.

- А почему в озеро, как утверждают, идут фекальные стоки?

- По технологии, мы делаем запас грязи, покрытый слоем рассола. В процессе выборки грязи вода сливается обратно в озеро через трубу. Ее-то, по-видимому, и посчитали фекальной...

Не было у станции проблем и с катером: приезжали люди из надзирающего органа, и после техосмотра продлевали разрешение. «Но несколько лет назад они решили, что судоходства у нас нет, а средства - технологическое оборудование, не нуждающееся в разрешении, и перестали ездить», - сказал директор.

Город и курорт должны быть партнерами


«С проблемами мы разберемся сами, - заявил гендиректор курорта Виктор Яковленко, комментируя «Донбассу» обвинения Штепы. - Не хотят помогать, пусть не мешают. Если у нас отберут озера и здания, курортная структура развалится, без дела останутся сотни человек. Следовательно, мы перестанем платить многотысячные взносы в Пенсионный фонд (около 600 тысяч гривен), сотни тысяч НДС, налог на землю, другие отчисления. Всё это город наверняка потеряет.

К тому же вынашиваются планы создания фирмы для добычи и реализации грязи, в том числе нашему курорту и в Италию. В таких масштабах - тысячи тонн - это может привести к истощению озера.

Санатории - собственность профсоюзов. Я сообщил последние новости своему руководству - Василию Хара (Федерация профсоюзов Украины) и Эдуарду Колеснику («Укрпрофздравница»). Они спокойно отнеслись к намерениям Штепы, напомнив, что уже пережили рейдерские атаки по отъему собственности в Закарпатье и в Крыму. Всё закончилось конфузом для шустрых инициаторов».

Справка «Донбасса»


Озеро Рапное (Репное) – государственный гидрологический памятник природы. Статус присвоен Совмином Украинской ССР в октябре 1975 года. Площадь зеркала - 32 га, глубина – до 7,5 метра. Площадь соседнего озера – Слепного - 30 га, глубина - до 2,2 метра, используется в качестве резерва целебной грязи. Летом температура воды доходит до 24°С. К лечебным факторам относят грязи озер и соленую воду - рапу - высокоминерализованный хлоридно-натриевый раствор (минерализация 130-140 г/л).

Комментарии «Донбассу»


«Я искал возможность помочь здравнице»


Экс-мэр Славянска (2002-2006) Анатолий Левит:

- У курорта есть хозяин, и отобрать собственность можно лишь ценой разрушения ЗАО «Укрпрофздравница». Я искал возможность помочь здравнице, зная, что в конечном итоге выиграем все мы: и город, и курорт.

«Это попытка рейдерского захвата»

Экс-мэр Славянска (2006-2010) Валентин Рыбачук:


- Идет рейдерский захват собственности профсоюзов руками властей. Опыт показал: ни держава, ни местная власть не могут быть эффективными собственниками, объекты надо будет кому-то передавать. Так есть ли смысл ради кого-то ломать устоявшуюся систему?


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: