Монополист проштрафился

Водители ЧП жаловались, что время ремонтов им не оплачивают.

Автоперевозчики Дебальцева вызывают нарекания и пассажиров, и местной власти

В собкоровский пункт «Донбасса» позвонили жители Дебальцева, недовольные работой городских автоперевозчиков. Нарушая график движения, они сильно подводят пассажиров. Случалось, на полпути высаживали их на междугородных маршрутах из поломавшихся машин. А если едешь из Светлодарска или поселка Мироновский, то людей в салоне, как сельдей в бочке: ни вздохнуть, ни охнуть, все взмыленные от давки. Наполненность автобусов превышает все мыслимые нормы, а их техническое состояние вызывает опасение. В горисполкоме жалобы дебальчан подтвердили, а главное, выяснилось, что претензии к частному предприятию «Сигнал», которое единолично обеспечивает перевозки, накопились и у местной власти.

После второй претензии всё наладилось


Каждый день служба «05» управления ЖКХ горсовета фиксирует, сколько машин вышло на линию. Согласно договору с горисполкомом - организатором движения - их должно быть 11, но иногда курсировало от трех до семи. А то и вообще  ни одной машины на отдельных маршрутах не было. При срыве графика в часы пик расстояние от 7,8 до 12 километров на своих двоих не преодолеть, из поселков Октябрьский или 8 Марта в центр не добраться. Беда. Пассажиры, готовые войти в положение и простить форс-мажорные обстоятельства, ждали от перевозчика лишь одного - своевременных объявлений и уведомлений об отсутствии машин. Но, увы… ЧП «Сигнал» - подразделение публичного АО «Допас» на такое не разменивается.

- У нас с ними заключен договор с 2007 по июнь 2012 года, но в последнее время фирму лихорадило, наверное, из-за частой смены руководства. Молодое, неопытное предприятие, оно даже к зиме не смогло подготовить свое хозяйство. В морозы работали на топливе без зимних присадок, и у них прихватывало на заправке солярку. Проверка показала, что резина не соответствовала зимним требованиям. Техника уже не новая, есть автобусы с пробегом в 80-120 тысяч километров, - рассказывает зам. начальника управления ЖКХ Юрий Иванов. -  Когда мы предъявили первую претензию, машины вернулись на линию. После второй - все наладилось. А в договоре четко указано: после двух рекламаций можно разрывать контракт.

И «Сигнал» приструнили, и урок хороший извлекли. Всегда ведь знали: нельзя доверять город одному-единственному перевозчику. При возникновении проблем монополист неминуемо оставляет пассажиров без колес, значит, должна быть конкуренция и подстраховка. Теперь в этом на практике убедились и городской голова Владимир Проценко, и его первый заместитель Вячеслав Спиридонов. Переживая за громаду, они даже заявили о намерении разорвать контракт  с «Сигналом». И пока суд да дело, решили воспользоваться своим правом и пустить на три месяца транспорт местного предпринимателя по новому маршруту, а в дальнейшем объявить на него конкурс. Так на практике можно показать, что свет не сошелся клином на монополисте, и при недобросовестном отношении к своим обязанностям его вполне можно потеснить на рынке услуг. Дорога-то в городе одна, и в самых оживленных местах старый и новый перевозчики неминуемо будут пересекаться. Вот пусть люди и сравнивают, кто их лучше обслуживает.

Хитрый вопрос


Но даже, если признать: нарушения, допустим, ушли вместе с морозами, это вовсе не значит, что справедливые претензии местной власти исчерпаны. Водители массово жаловались на невыплату заработной платы, а также отсутствие у начальства привычки оплачивать, согласно закону, больничные листы, учебные отпуска, дни, проведенные на ремонте транспорта, переработку рабочих часов…  Автомобилисты удивлялись, почему при равном количестве отработанных дней им начисляли разные суммы, а вычеты были такие, что к выдаче меньше «минималки» оставалось.

- Люди жаловались, что с ними рассчитываются по нескольким ведомостям. А по какой же они тогда платят налоги?! - недоумевал Владимир Проценко, и, чтобы вопрос не оставался риторическим, мы отправились с мэром к руководству ЧП.

Так они и познакомились, мэр Дебальцева Владимир Проценко и хозяин кабинета зам. директора Сигнала Вадим Грам.

Так они и познакомились, мэр Дебальцева Владимир Проценко и хозяин кабинета зам. директора «Сигнала» Вадим Грам.

Гостей принял зам. директора «Сигнала» Вадим Грам, которого, видя бедственное положение предприятия, назначили на должность 1 марта. С этого дня фирма провела хронометраж, изучая выручку водителей за смену. Сравнила ее с суммами, которые те сдают в кассу, и после этого поступления наличности туда ощутимо выросло. Люди почувствовали, есть контроль. С финансами немного разобрались, но до экономического благоденствия еще, конечно, далеко. Пока предприятие недостаточно зарабатывало на свои нужды, скопились сумасшедшие долги за топливо, запчасти, и за все теперь надо рассчитываться.

В коллективе  из 60 человек 53 крутят баранку, и если бы их не устраивали условия труда, считает зам. директора, они бы давно ушли. Но вопрос, можно ли что-то найти в Дебальцеве взамен, остался открытым. С работниками, уверяют, полностью рассчитались, задолженность по зарплате погасили, а недовольны только те, кто прогуливает, пьет и с кем расстались по статье. Они-то и жалуются. У водителя 12 рабочих дней в месяц, и средний заработок 1,5 тысячи гривен. На резонный вопрос, способен ли здоровый мужчина прокормить на эти деньги семью, и не даст ли жена такому добытчику от ворот поворот, журналист получила сомнительные разъяснения.

- Они имеют дело с живыми деньгами. Поэтому им хоть 3000 гривен дай, они все равно будут воровать. И не забывайте, у всех есть дополнительный заработок. План, который им доведен, меньше того, что они имеют наличными в смену. На эту разницу и живут, - откровенничал Вадим Грам, не уточняя, сколько же все-таки водитель находит на большой дороге и сколько администрация, закрывая глаза, щедро оставляет ему на «кормление».

И все вроде бы при своих интересах, только мэра Проценко такой расклад не устраивает. Как пополнять бюджет и что делать, когда людей сознательно лишают полновесной социальной защиты в старости? О перевозчиках, которые блюдут, прежде всего, свой меркантильный интерес, даже на коллегии ОГА говорили, предлагая дисциплинировать их всеми юридическими методами. В Дебальцеве, в частности, уже созрели для того, чтобы впредь проводить конкурс перевозчиков только по отдельным маршрутам, чтобы не ставить весь город в зависимость от одной фирмы. Но сможет ли «Сигнал» цивилизованно потесниться на дороге?

- Это очень хитрый вопрос, мое отношение к конкуренту. Его надо уважать, но не давать ему развиваться. Мы тоже хотим работать и будем бороться до последнего, чтобы выиграть конкурс, - честно признался Вадим Грам.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: