Память о футболисте "Шахтера" и разведчике разрушают вандалы и равнодушие потомков

Памятник бывшему форварду «Шахтера» Иван Орловский намерен восстановить своими руками.

Рассказ о том, как чистят сапоги на могиле фронтового разведчика Александра Суслова и о попытках 77-летнего ветерана своими силами восстановить  памятник бывшему нападающему футбольной команды «Шахтер» Виктору Колесникову.

Совесть и в праздники уместна

«Уважаемая редакция! Я, житель поселка Новотроицкое Волновахского района Орловский Иван Кириллович, являюсь подписчиком «Донбасса» ровно сорок лет. В августе 2009 года по приглашению куренного атамана Владимира Олейника к нам приезжал ваш корреспондент, которого мы попросили оказать помощь в решении одного вопроса. Дело в том, что на кладбище, смотрителем которого я являюсь последнее время, похоронен известный в прошлом нападающий футбольной команды «Шахтер» Колесников Виктор Антонович. Установленный на его могиле стилизованный памятник частично разрушился от рук неизвестных вандалов, а остальное довершила погода. Как мог, я подремонтировал памятник, но это лишь полумеры.

Когда в «Донбассе» была напечатана статья, я купил в нашем отделении почты несколько номеров и поехал в футбольный клуб «Шахтер». Но к руководству меня не пропустили. Газеты взял какой-то клерк и пообещал доложить своему начальству. Вскоре мне позвонила женщина. Она назвалась сотрудницей отдела по связям с общественностью и сказала, что по статье будут приняты меры.

К сожалению, уважаемая редакция, статья и моя поездка в Донецк не принесли желаемого результата. Я понимаю, что идет подготовка к Евро-2012, и у руководства клуба имеется немало более важных дел, но, думаю, здесь уместно было бы вспомнить о тех, кто вписал немало ярких страниц в историю ФК «Шахтер», но не дожил до большого спортивного праздника. С уважением...»

Хлопоты смотрителя

С давним подписчиком «Донбасса» Орловским договорились встретиться у кладбищенской сторожки. На застеленном чистенькой клеенкой столе - ваза с дешевыми сладостями и несколько бутылок газировки.

- Угощайтесь, - приглашает смотритель. - Извините, более крепких напитков не держу. А за письмо не серчайте.

То, что Иван Кириллович относится к когорте беспокойных людей, я услышал из уст куренного атамана Владимира Олейника.

- Должность у Кирилловича, на первый взгляд, наитишайшая - сказал казачий генерал. - Коси траву у оградок, слушай птичек и наслаждайся покоем. Так нет же, вечно о чем-то хлопочет. Когда вандалы разрушили несколько могил, всю округу поднял на ноги.

Впрочем, это далеко не полный перечень обязанностей, которые смотритель взвалил на свои явно не богатырские плечи. Когда по периметру кладбища возводили капитальную ограду, работал наравне с профессиональными каменщиками.

Для забав на погосте вандалы выбирают ночь и ненастье.

Для забав на погосте вандалы выбирают ночь и ненастье.

Он добровольно реставрирует выброшенные металлические надгробья, а потом пристраивает их на оставшихся без присмотра могилках. При этом, ко вполне объяснимому неудовольствию домочадцев, деньги на сурик и краску-серебрянку тратит из своего скромного жалования.

- А что, прикажете из-за всякой мелочи бежать в поселковый совет? - недоумевает Иван Кириллович. - Так у властей и без меня забот предостаточно... Я - человек маленький, но мне-то снизу всё видно. Считается, что у нас демократия, а на самом деле бардак с волокитой. Раньше как человека на тот свет провожали... Даст доктор справку, секретарь поссовета ее печатью подкрепит. А теперь еще надо и милиционеров вызывать, чтобы те подтвердили факт ненасильственной смерти. Но у них отговорка - бензина нет, присылайте транспорт. Только это еще не всё. Тело бедолаги нужно везти в морг на вскрытие. Родственники и так душой истлели от потери, а их наши бюрократы дополнительным грузом давят... Ну да ладно, пойдемте к могиле Виктора Колесникова.

«Укатился» гипсовый мяч

По дороге смотритель еще раз повинился:

- Не следовало бы мне надеяться на обещания той дамочки, а самому, как это делал прежде, засучить рукава.

В результате стилизованный памятник совсем рассыпался и куда-то подевался венчавший сооружение гипсовый мяч. Скорее всего, его с собой унесли вандалы, которых по сей день ищет милиция.

Сапогом по могиле фронтовика

Вандалы - явно залетные. Местные добытчики металлолома стороной обходят хозяйство Кирилловича, а владельцы приемных пунктов как огня опасаются добровольного ревизора. Мужику под восемьдесят, но руки сохранили цепкость профессионального металлиста. Такой если сгребет за грудки, пуговицы во все стороны брызнут. Да и блеск стали на изломе в глазах не сулит ничего хорошего. Однако при всем при том смотритель в нужный момент умеет быть крайне деликатным.

- Хоронили одну женщину, - рассказывает потомок славного казачьего рода. - Наблюдаю, чтобы беспорядков не делали. И здесь вижу, одна гражданочка подходит к могиле Саши Суслова и начинает чистить обувку о надгробье. Имелось желание подойти и сказать пару «ласковых» слов, но момент был явно неподходящий... Мы с Сашей работали в рудоуправлении. Росточку небольшого, но большой души и скромности был человек. Однажды начальник рудоуправления распорядился, чтобы фронтовики на праздник Победы явились при всех регалиях. Вот тогда Суслов впервые и надел все свои ордена. Мы просто ахнули, глядя на этот «иконостас»: «Где столько заработал?». «В разведке», - ответил Саша и тут же шагнул за чью-то спину. И вот теперь потомки о надгробье героя чистят сапоги...

Так неблагодарные потомки обошлись с надгробьем фронтовика Александра Суслова

Так неблагодарные потомки обошлись с надгробьем фронтовика.

Если бы не фрагменты памятника, могилу известного в свое время игрока «Шахтера» Виктора Колесникова можно было бы легко принять за обычный земляной холмик.

- Весной куплю пакет цемента, как смогу, подремонтирую памятник, по-правлю могилу, - продолжает смотритель. - Дальние родственники у усопшего имеются, только им, похоже, недосуг, да и долго приходится ждать, когда в футбольном клубе наконец вспомнят о бывшем нападающем. Заодно уберу и ошметки с надгробья Саши Суслова.

Минутой молчания помянув футболиста и боевого разведчика, возвращаемся в сторожку. Хозяин разливает по пластиковым стаканчикам газировку и вполголоса произносит:

- Царствие им небесное...

«Зажгу свечу за добрую весть»

Во время подготовки материала я связался по мобильному телефону  с настоятелем храма волновахского села Валерьяновка о. Анатолием, тоже известным в прошлом игроком «Шахтера» Анатолием Раденко, и рассказал о письме смотрителя Ивана Орловского. Суть проблемы священнослужитель схватывает на лету. «Пообщаюсь с кем следует. О результатах сообщу». Слово свое валерьяновский настоятель сдержал. Спустя несколько часов он перезвонил и сказал, что после праздников заброшенной могилой Виктора Колесникова займутся на должном уровне. Тут же делюсь новостью с Иваном Орловским. В ответ смотритель обрадовался, как только могут радоваться дети или взрослые, чьи души застрахованы от ороговелости:

- Завтра же поставлю свечку во здравие батюшки Анатолия!..   


Юрий Хоба. Фото автора.