В Донецке маршруты продлятся, а остановки поумнеют

На четвертом маршруте трамвая проходит эксперимент:  вместо кондуктора пассажиров обилечивает водитель.

Об этом «Донбассу» рассказал заместитель начальника главного экономического управления горсовета по вопросам транспорта и связи Федор Плошай

Разговоры о том, что Донецку, переполненному частным транспортом, из-за которого общественный то и дело попадает в пробки, нужно метро, идут давно. Но на подземном поставили крест, а наземное пока лишь в проекте. Вот и приходится курсировать по мегаполису на том, что имеется. Недовольных хватает - как в связи со штурмом переполненных автобусов, троллейбусов и трамваев в часы «пик», так и из-за чехарды со сменой маршрутов. О том, как борются в столице края с подобного рода проблемами, а также  чего ждать пассажирам в ближайшее время и дальней перспективе, «Донбассу» рассказал заместитель начальника главного экономического управления горсовета по вопросам транспорта и связи Федор ПЛОШАЙ.

«Протяженность некоторых маршрутов по городу  составляет 24 километра», - отмечает Федор Плошай.

«Протяженность некоторых маршрутов по городу  составляет 24 километра», - отмечает Федор Плошай.

«Единичка» растворилась в «десятке»

- Федор Викторович, сколько ежедневно выходит на улицы Донецка городского пассажирского транспорта?

- Немало. 1079 единиц, в том числе: 175 троллейбусов (сто из них мы недавно обновили, приобретя, в частности, в этом году 17 «ЛАЗов»), 140 трамваев, 132 автобуса большой вместимости коммунальной собственности и 632 частных автобуса и микроавтобуса. Согласно концепции, разработанной до 2020 года, у нас проходит поэтапная замена микроавтобусов транспортом средней и большой вместимости. К сожалению, Львовский автозавод нас подвел, недопоставив десять автобусов мягкой группы, которые требовались во время Евро-2012. Сейчас они нам уже не нужны, так что ведем переговоры с ЛАЗом о замене их другим видом транспорта.

- С чем связаны отмена или «урезание» тех или иных маршрутов (тот же №73-а или автобус «единичка», введенный под Евро-2012 и курсировавший от шахты им. Горького до аэропорта)?

- Чтобы разгрузить улицу Университетскую и упорядочить движение транспорта через центр города, мы действительно пустили автобусы маршрута №73-а по сокращенной схеме - всё из того же Широкого, но не до автовокзала «Западный», как ранее, а до проспекта Богдана Хмельницкого. Однако было много нареканий, поэтому мы продлили маршрут - теперь №73-а ходит от микрорайона Широкий до аэропорта. На данном отрезке организована работа 25 автобусов с интервалом движения 5-7 минут. Смысла в маршруте №1 («Хладокомбинат «Винтер» - аэропорт») нет, так как он частично дублируется № 10 (пл. Бакинских комиссаров - ш/у им. Горького - ш/у «Октябрьское» - АВ «Западный») и всё тем же №73-а. Так что «единички» переведены для работы по «десятке». На «Западный» также можно добраться маршрутами № 6а (отправляется с ДС «Артёмовская»), №7 (ДС «Ж/д вокзал» - ул. Софийская» и №83 (от ДС «Мотель»).

- Какие изменения в маршрутах города произошли с начала октября и еще планируются?

- В ходе изучения пассажиропотока, а также учитывая неоднократные просьбы жителей Куйбышевского района, на прошлой неделе открыли новый автобусный маршрут № 90 «ТЦ «Амстор» - ул. Куйбышева - пл. Б. Комиссаров - хладокомбинат «Винтер - АС «Центр». В течение месяца примем решение о целесообразности его функционирования. На маршрутах 24-б и №76 заменили микроавтобусы на транспорт большей вместимости. В итоге транспорта на улицах стало меньше, а пассажировместимость увеличилась. Пустили коммунальный автобус в микрорайон Сосновый. Планируем продлить автобус №66 «АС Абакумова - ДП ул. Пинтера» до микрорайона Широкий через станцию Рутченково. На нашем сайте (www.mer.dn.ua, раздел «Транспортный портал») выложена маршрутная сеть, мы постоянно рассматриваем предложения жителей города и оперативно на них реагируем (круглосуточно работает горячая линия - 304-10-30). Сейчас думаем над продлением маршрутов к супермаркету «Ашан», расположенному на границе Макеевки и Донецка. Возможно, туда будут ходить бесплатные автобусы.
«Больная тема» - перевозка граждан в «часы пик». Практически все едут на работу или учебу к восьми утра. Транспорт переполнен, начинаются срывы графиков, возникают пробки. Люди, конечно, нервничают. Но мы просто не можем еще больше увеличить количество автобусов, троллейбусов, трамваев. Ведь уже после девяти утра транспорт ходит полупустой. Зачем же работать в убыток?

- Почему с начала месяца поменяли место отправления ряда маршрутов в районе железнодорожного вокзала?

- По обращению граждан делаются навесы на платформах на Привокзальной площади. Именно поэтому маршруты №6, №7 и №16 перенесены на противоположную сторону, а №19-а, №32, №35, №35-а и №38-б - чуть ниже на той же стороне. Как только сделаем навесы, всё вернется на свои места.

Кондукторы канут в Лету

- Ходят слухи о переносе Южного автовокзала, а также о том, что по-новому будет функционировать станция в аэропорту «Донецк»...

- Действительно, обсуждается вопрос о переносе Южного (чтобы разгрузить центральную часть города от автобусов дальнего следования) в район, где во время Евро-2012 действовал кемпинг-парк, либо рядом с ним. В таком случае туда будет проложен новый маршрут или продлен тот, что идет на Широкий. Относительно автовокзала в аэропорту «Донецк», мы планируем взять его из государственной собственности в коммунальную, чтобы пустить там автобусы межгородского и пригородного направления, которые не заезжали бы в центр. А вот планировавшегося ранее строительства автовокзала на ул.Федора Зайцева не будет. Там появится торговый комплекс, а автобусы станут останавливаться как на транзитной остановке.

- Когда и где появятся в Донецке остановки, оснащенные системой GPS, о которых говорилось еще зимой?

- Для начала нам нужно установить эту систему на весь городской транспорт. Пока же навигацией оснащены 152 единицы, работы продолжаются. На очереди - 37-й и 17-й маршруты. GPS помогает диспетчеру определить, где находится машина, с какой скоростью едет, по маршруту ли… После оборудования подвижного состава возьмемся за «умные» остановки. Информационные табло, которые позволят узнать, когда именно придет тот или иной транспорт, планируем поставить на наиболее наполняемых остановках по центральным улицам - Артема, Университетской…

- Как продвигаются планы по замене кондукторов на терминалы?

- Уже выполнена предоплата оборудования, до конца года ожидается поставка компостеров и терминалов для продажи билетов. Пробный проект по замене кондукторского обслуживания на терминалы планируется на автобусном и троллейбусном маршруте № 2 «Ж/д вокзал» - ДМЗ». С учетом монтажа запуск состоится в первом квартале 2013-го. У нас большая нехватка кондукторов, так что это позволит решить проблему. На четвертом маршруте трамвая (ул. Красноармейская - проспект Панфилова) проводим эксперимент. Вообще убрали кондуктора,  пассажиров обилечивает водитель. С 9 октября то же самое вводим и на четырнадцатом троллейбусе. Это, конечно, создает определенные неудобства, ведь транспорт движется с некоторыми задержками. Но мы специально выбрали наименее загруженные направления. В конце месяца посмотрим на результаты и будем делать выводы или о сворачивании подобной практики, или о ее распространении на другие маршруты.

Управа на нелегалов с «шашечками»

- Сколько сейчас в Донецке официальных таксомоторов? Отличается ли их количество от машин с «шашечками», которые реально курсируют по улицам города?

- Рядом с легальными таксоперевозчиками действительно работает немало частников, которые не платят налогов и сборов, не выполняют установленных требований. По состоянию на первое октября в Донецке оказывали услуги по перевозке пассажиров более 40 служб такси. Лишь 679 автомобилей имеют лицензии на такой вид деятельности. А более четырех тысячи автомобилей (!) работают без разрешительных документов. Мало того, что они дерут втридорога, так еще и, если попадут в ДТП, стараются избежать ответственности, абсолютно не заботясь о пассажирах… Совместно с транспортной инспекцией и ГАИ мы боремся с нелегальными перевозчиками: проводим рейды, сами вызываем такси, чтобы проверить наличие лицензии. А потом принимаем меры, согласно законодательству. Может и до конфискации авто дойти.

- И напоследок - тревожащий многих вопрос. Планируется ли повышение тарифа в коммунальном транспорте города?

- Последний раз это было сделано в марте этого года, когда стоимость билета в коммунальном городском электрическом и автомобильном транспорте выросла с одной гривни до полутора. Тариф на проезд в автобусах, работающих в режиме маршрутного такси, в настоящее время составляет от одной до трех гривен. Дальнейшее повышение тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте в текущем году не планируется...

Утренний штурм общественного транспорта -  головная боль и пассажиров, и транспортников.

Утренний штурм общественного транспорта -  головная боль и пассажиров, и транспортников.

Троллейбусы Славянску никто не дарил

Много шума вызвала недавняя передача пяти новых троллейбусов «ЛАЗ», закупленных облцентром в рамках подготовки к Евро-2012, Славянску. Мол, специально сделали такой «подарок» округу, по которому в нардепы баллотируется сын премьера. Однако мэр столицы края уверяет: ни о каком презенте речь не идет. Более того, в компенсации стоимости «рогатых» учтут, что они закупались в кредит. «Возврат финансовых ресурсов будет при формировании бюджета 2013 года», - подчеркнул Александр Лукьянченко. И уточнил, что Славянский горсовет получит субвенцию из госбюджета, за счет которой расплатится за троллейбусы.

- Мы брали эти машины под проект открытия маршрута Макеевка - Донецк, - пояснил Федор Плошай. - Но там что-то затянулось с документацией, так что раньше первого полугодия 2013-го их вряд ли удалось бы пустить. А держать троллейбусы столько времени без дела не было смысла.


Андрей Кривцун. Фото автора и Ольги Кононенко.
Читайте также: