Марьинцы организовали град с вертолёта

Идёт подкормка озимых с воздуха.

Они считают, что такая подкормка озимых выгоднее обработки посевов тракторами

Озимые марьинского сельхозпредприятия «Жовтень» межсезонье перенесли отлично. От декабрьских морозов они были защищены снежным покровом, а от браконьерских внедорожников - канавами глубиной в колено.

Пилот  Пётр Метлушко пашет небесную ниву, как и подобает асу,  с артистизмом.

Пилот  Пётр Метлушко пашет небесную ниву, как и подобает асу,  с артистизмом.

Впрочем, после таяния сугробов и прошедших недавно дождей искусственные препятствия утратили свои грозные очертания, поэтому мы с директором сельхозпредприятия Игорем Очкановым смогли попасть на примыкающее к селу Елизаветовка поле без особых затруднений.

Посевы выглядят превосходно. Их, как это бывает после подкормки, не измяли колёса тракторов. А между тем растения уже получили полагающийся им вешний завтрак, о чём свидетельствовала похожая на нерастаявший град селитра.

- Манна небесная? - спрашиваю спутника.

В ответ директор лишь пожимает плечами. Возможно, он не желает романтизировать сугубо производственный процесс или же не считает возможным перекричать рёв двигателя появившегося над полем вертолёта. Подкормка озимых - действительно самая рядовая работа, но пилот Пётр Метлушко выполняет её изящно, с долей артистизма, отчего кроха Ми-2 кажется воздушным гимнастом.

Однако народу на временной площадке базирования некогда созерцать небесные пируэты: за четыре минуты надо подтащить мешки и заполнить селитрой перемётные сумы небесного труженика. Столько же времени занимает и блиц-интервью с пилотом. Четырёх минут хватает лишь на то, чтобы узнать место приписки экипажа - Днепропетровский авиаотряд. Заодно, пресекая возможные просьбы, Пётр сообщает, что катание посторонних наказывается в административном порядке.

Впрочем, в Елизаветовку я приехал вовсе не для того, чтобы подбивать воздухоплавателей на незаконные действия. Куда больше меня интересовало применение авиации в сельском хозяйстве, которое, следует признать, обескрылело сразу же после развала Советского Союза.

- Подкормка одного гектара озимых с воздуха стоит 120-140 гривен, - говорит Игорь. - Наземная операция, если взять только горючее, обойдётся хозяйству в такую же сумму. Однако это не всё. Обработка посевов трактором неминуемо ведёт к их повреждению. А потом, здесь не следует исключать потери при переезде от одного поля к другому. Опять же, трактористу может повстречаться сосед, которому позарез понадобилось для приусадебного участка ведёрко-другое селитры… А самый большой огрех наземной операции - её затянутость, в результате чего происходит неравномерное развитие растений. К жатве, как правило, они отчасти сравняются, однако продуктивность отдельно взятого поля всё равно будет неодинаковой.

На заправку перемётных сум Ми-2 отводится четыре минуты.

На заправку перемётных сум Ми-2 отводится четыре минуты.

Слова директора подтверждают и цифры статистики. Так, по итогам многолетних наблюдений установлено, что применение авиации не только сказывается на урожайности, а и повышает рентабельность земледелия на 10-12 процентов. Более того, апробирован и успешно применён сев риса с вертолетов, что на треть снизило расходы при его выращивании. К сожалению, накопленный отечественными земледельцами опыт почти повсеместно утрачен. Заодно аэродромы базирования сельскохозяйственной авиации и сопутствовавшая им инфраструктура оказались разграбленными, а взлётные полосы или пришли в полную негодность, или же используются любителями быстрой езды.

- К счастью, взлётные полосы вертолёту не нужны, - говорит в заключение Игорь Очканов. - Их вполне может заменить выгон на околице. Но вся беда в том, что крылатых помощников земледельца сегодня легко сосчитать без калькулятора, на пальцах. Ими в обозримой округе располагают только два авиаотряда: Днепропетровский и Николаевский. Да и техника, как вы сами заметили, порядком износилась.

Разумеется, обзавестись собственным вертолётом сегодня не может позволить себе даже удержавшееся на плаву сельхозпредприятие. А потребность в крылатых машинах самая настоятельная. Ведь, кроме подкормки, хлебную ниву в период созревания колоса традиционно оккупируют всевозможные вредители, которые зачастую пожирают до половины урожая ранних зерновых. И бороться с ними традиционными наземными методами - значит нести потери. В частности, подсчитано: только один агрегат (трактор с опрыскивателем) за стандартный проезд по хлебной ниве повреждает до полутора десятков тысяч растений. А сколько пустых колосьев оставляет после себя орда клопа-черепашки, если её вовремя не остановить!

 Игорь ОЧКАНОВ считает, что пришло время создать  по образцу машинно-тракторных станций межхозяйственные отряды сельскохозяйственной авиации.

Игорь Очканов считает, что пришло время создать
по образцу машинно-тракторных станций межхозяйственные отряды сельскохозяйственной авиации.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: