Противники копанок запуганы поджогами

Этот шурф ведёт к пласту «Кащеевский», где залегает отличный антрацит. Жители переживают, что его разработка приведёт к разрушению домов.

Противостояние между бизнесменами, оформляющими постройку шахты в бывшем шурфе снежнянской шахты "Северная", поссоветом и жителями местных улиц обострилось.

Посельчане обещают не допустить стройки, беспокоясь о своих домах: на соседних улицах из-за копанок много разрушенных обезлюдевших строений. Чтобы показать местным жителям, что фирма подготовила практически все документы (кроме горного отвода и на землю), что у них есть лицензия и так далее, поселковый голова Раиса Сусленко провела с жителями встречу. Но словно на разных языках вели люди на сходе разговор с Раисой Ивановной, депутатом поссовета от правящей партии и руководителем проектируемой шахтёнки.

Людской ходок всё же станет шахтой

Околица улицы Шушенской давно - место боёв за справедливость. Предприниматель, учредивший ООО "Град-инвест-плюс", завершает подготовку разрешительных документов на добычу угля, и как только оформит пользование землей, приступит к перекреплению шурфа и добыче. Но год назад, когда он самозахватом застолбил тут землю, не заботясь о законности своих действий, народ остановил его бурную деятельность. Хозяин объекта за этот год собрал почти все документы, но народ так и протестует против его планов добывать уголь. Однажды обманутые, они уже ничему не верят.

Поселковый голова Раиса Сусленко (справа) принесла на встречу с жителями документы, подтверждающие,  что фирма на законных основаниях собирается приступить к выемке угля. Посельчане считают, что эти бумаги - «липа».

Поселковый голова Раиса Сусленко (справа) принесла на встречу с жителями документы, подтверждающие,  что фирма на законных основаниях собирается приступить к выемке угля. Посельчане считают, что эти бумаги - «липа».

Антрацит пласта "Кащеевский" - ценнейшее сырьё, но шахта "Северная" отказалась его добывать, так как эти объёмы по себестоимости государству в тягость. А для "лёгкой кавалерии" нуворишей - вполне подъемные. Кроме того, много лет назад госшахта прекратила добычу под домами, оберегая их от подработки, оставила охранные целики. Угля здесь, как уточнил Олег Долгополов - директор пока не начинавшей строиться шахты, около 340 тысяч тонн. Жители утверждают, что раза в два больше. На эти пласты и положил глаз "Град-инвест-плюс". Главный инженер шахты "Северная", поселковый депутат-регионал Сергей Коваль и маркшейдер ГП "Снежноеантрацит" Вадим Житников уверяли, что пласт, который будут здесь выбирать, под посёлок не заходит, а идёт вправо, ближе к лесу. При этом показывали карту залегания пластов, однако рассмотреть и сфотографировать её не дали. Поверьте, мол, на слово!

А люди не то что на слово, бумагам с печатями не верят! Постоянно звучали предположения, что всё это - "липа", сейчас такие времена, что любой документ за деньги можно выправить. Ох, как же это возмущало и Долгополова, и Сусленко! Смысл встречи с народом они видели в том, чтобы показать: в посёлок приходит легальный угольщик, и его действия - созидательные. Только для перекрепления ствола понадобятся 80 человек, а потом и на добычу не меньше. Народу - заработок, посёлку - налоги. Только человека три на сходе, да и то из мужчин-пенсионеров, не прочь были бы поработать тут, а женщины рьяно отрицали возможность реанимации шурфа, просили не трогать охранные целики. К тому же грузовики разобьют дорогу (здесь брусчатка, которой люди гордятся хотя бы потому, что её, как асфальтовую дорогу, латать не надо), пыльно будет!

Раиса Ивановна на следующее утро перезвонила в корпункт, ещё раз попыталась пояснить свою позицию, повторила, что как только фирма оформит горный отвод, у поссовета не будет законной возможности отказать ей в земельном участке, и та приступит к стройке. То же подтвердила земле-устроитель Анжела Пахоля. Обещания жителей "костьми лечь", но не допустить добычи оценила как упрямство и козни. А Олег Долгополов подчёркивал, что предприятие будет под полным надзором контролирующих органов. Ведь это работа с повышенной опасностью.

Двенадцать кругов… согласований

- Мы не новички в этом бизнесе, у нас есть шахта в посёлке Горное (Шахтёрск) и тут неподалёку, в Снежном.  На этот шурф у нас есть согласования всех инстанций, - подчеркнул Долгополов. - Двенадцать служб прошли! Поссовет обязан выделить шахте землю, иначе будем всё решать через суд. Мы планируем разработку двух наклонных пластов на глубине 800 метров.

- Жалоба на строительство шахты, которую послали люди в разные инстанции, имела более ста подписей, - удивлялась Раиса Сусленко, - а почему на встречу с нами не пришло и тридцати человек? Это всё Лидия Сибиркина мутит воду, а люди её не поддерживают.

Вход в шурф закрыт решёткой, чтобы не было соблазна полезть в него  за металлом и чтобы жители видели: фирма, подготовившая документы  для его реанимации, работы по перекреплению ещё не начинала.

Вход в шурф закрыт решёткой, чтобы не было соблазна полезть в него  за металлом и чтобы жители видели: фирма, подготовившая документы  для его реанимации, работы по перекреплению ещё не начинала.

Лидия Степановна - революционерка по духу, всю жизнь прожила в шахтёрском посёлке и работала на шахте, муж у неё - горняк. Впрочем, в угольных городах - все "шахтёры". По жизненному опыту. Сибиркина объяснила, почему больше народу не пришло на сход: не верят люди голове, всё равно Сусленко будет защищать фирмача. Они - заодно! Как проверишь достоверность документов?

Почему не верят? Я напомнила Раисе Ивановне о звуковом сопровождении этого схода: в ста метрах на опушке леса гудела, не прекращая работу, торезская нелегальная шахтёнка, о которой "Донбасс" уже писал. И милицию лично я вызывала сюда, меня опросили, какие-то бумаги составили - и что? Или в Снежном, да и в том же Донецке чиновники и милиционеры честнее, чем в Торезе? Можно заставить людей поверить в чистые намерения кого-либо на фоне столь красноречивого дырочного беспредела? Лицемерие - в законе! Разуверились люди, всюду ищут подвох, и их понять можно! Ведь, как говорили на сходе, есть ещё "дырки" в поселковом парке, у какого-то Аксёна, прошёл слух, что у него недавно тоже мужики погибли. И никакой огласки! Но власти Северного эти "дырки" не трогают - это тоже территория Тореза, хотя гробятся поселковые дороги и гибнут местные парни.

Поэтому так стойко и сопротивляются люди новой шахтёнке - чувствуют, что документами "мягко стелют",  а на деле продолжится "дырочная" вакханалия.

МЧС выясняет причины

В корпункт "Донбасса" позвонили жители посёлка Северный с тревожной новостью: 6 и 7 сентября на улицах Шуйской и Ватутина сгорели два дома. В них, правда, никто не жил, МЧС выясняет причины возгорания, но всё очень похоже на умышленные действия поджигателей. Посельчане убеждены: это устрашающие поджоги. Люди видели двух девушек, возившихся у строений и грязно ругавшихся. Народ предполагает, что так его пытаются запугать, чтобы меньше выступал. Странным образом погибла на днях и одна из поселковых активисток Людмила К., рьяно спорившая на сходе с руководством посёлка. Скорее всего, она угорела от очага: сыро, в частных домах начинают протапливать печи, тяги в дымоходе не было. Но молва делает самые страшные предположения. Сгорел и стог сена Таисии Н.

Казалось бы, погода сырая - но Северный горит!  И смельчаков, которые могли бы противиться "дырочникам", явно становится меньше. Даже если это не их козни, страшно лезть на рожон.

А в Давыдовке породой засыпают лес

Вот и в Шахтёрске, в посёлке Давыдовка, народ-таки запугали-убедили, кое-чем прельстили. В лесу, где вырубили дубы ("Донбасс" от 2 июля 2013 г.), шахтёнка строится! С уговорами помалкивать и обещаниями построить водовод на улицу Есенина приезжали на "джипах" крутые хлопцы, прихватив с собой общественника, лесничего и депутата горсовета от правящей партии. И все в унисон оправдывали по большому счёту противозаконные действия шахтостроителей. Лесничий, как рассказал нашему корреспонденту один из жителей, оправдывал нарушителей так: "Они всегда так поступают: сначала вырубят деревья, потом обязательно штраф оплачивают".

Какой мораторий на вырубку леса?! Всё путём! Навешали людям лапши на уши, породу на-гора выдают, а о водоводе… забыли! А люди терпят, боятся писать в газету жалобу. Правда, недавно у некоторых давыдовцев терпение лопнуло: обратились за помощью к экологам. Дело в том, что варвары-строители породой засыпали всю рощу. Жители отправили в областные экологические инстанции письмо, поскольку только по письменному обращению сюда может приехать специалист. Забюрократились защитники природы. Но экологи, в лучшем случае, выпишут застройщикам штраф, а объект не закроют. Странно, почему они, прочитав в "Донбассе" июльскую корреспонденцию, не приняли мер к вырубщикам леса, не остановили беспредел?


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: