Донецкий железный бриллиант заблистал новыми красками (ФОТО)
Сегодня после реконструкции открылся Музей истории и развития Донецкой железной дороги – наиболее масштабный подобного рода в Украине и единственный, где выставляется такое количество уникальных натурных экспонатов подвижного состава.
Уникальному музею уже 13 лет, а расположен он в помещении бывшего паровозного депо станции Юзовка (позже - Сталино, сейчас - Донецк). Здание было построено в далёком 1872 году, так что реконструкция, начатая в 2011-м, напрашивалась давно.
- После реконструкции вокзала Донецк музей, можно сказать, переживает второе рождение. Здесь сделали кровлю, ремонт внутри помещения и выставочных залов (их стало два, готовится к открытию и третий), сделали ограждение, установили системы безопасности и кондиционирования воздуха, - рассказал главный инженер, первый заместитель начальника ДонЖД Александр Скубченко. - Мы любим свою дорогу, чтим память тех, кто на ней работал в разные годы. Убеждены - будущее принадлежит тем, кто чтит своё прошлое. А музей - это хранилище исторической памяти. Руководство ДонЖД делает всё, чтобы экспозиционный фонд постоянно пополнялся новой ретротехникой, документами и другими реликвиями.
Александр Иванович напомнил, что вход в музей - бесплатный, и здесь всегда рады экскурсионным группам. И уже немало школьников после посещения музея решило поступать в железнодорожные учебные заведения.
Бессменный заведующий музеем Владимир Донченко (большинство экспонатов - кроме, конечно, крупной техники, - из его личной коллекции) провёл экскурсию по обновлённым залам.
У традиционных фотоматериалов, документов, наград журналисты, ставшие первыми посетителями музея после реконструкции, не особо задерживались. Но множество экспонатов привлекали внимание.
- Это знамя, - показывал Донченко, - было вручено нашей железной дороге за стахановско-кривоносовскую работу ещё до Великой Отечественной. Когда началась война, один путеец из Волновахи спрятал его. И сохранил. Узнав об открытии нашего музея, передал нам этот уникальный экспонат с интересной судьбой.
Владимир Донченко у спасённого знамени.
Есть в залах модель 125-тонной цистерны (такие использовались при строительстве БАМа), железнодорожные фонари (карбидные, свечные, керосиновые), форменная одежда (в том числе 20-х годов с малюсенькими паровозиками на пуговицах; похожий на гусарский мундир транспортного милиционера 1946 года).
Среди портретов управленцев дороги - легендарный Савва Мамонтов, а также Джон Юз - строитель металлургического завода, который дал начало теперешней столице края. Юз ведь был ещё и председателем Константиновской железной дороги.
Есть тут и бюст Феликса Дзержинского. Главный чекист некоторое время являлся наркомом путей сообщения.
Отображены трудовые, фронтовые подвиги железнодорожников. Одни из них в годы войны служили на поездах, а многие сражались в разных рядах войск - были моряками, лётчиками, пехотинцами, артиллеристами и так далее... Так что оружия в залах тоже хватает.
Самым известным железнодорожникам посвящены именные стенды. Среди таких - Кривонос, Альтер, Белицкий...
Имеются и забавные вещицы. К примеру, матрёшки, на животе которых изображены различные железнодорожные сюжеты. Или макет железнодорожной стрелки с шутливой надписью "Брат, не переводи стрелки!"
Производит впечатление реконструкция комнаты, в которой жил среднестатистический машинист в 50-е годы прошлого века. Старые часы, обязательный портрет Сталина, швейная машинка "Зингер", самовар… А на одной из деталей металлической кровати - надпись "МПС". Оказывается, в советские годы заводы Министерства путей сообщения делали даже кровати.
- Какой символ железной дороги? - спрашивает Владимир Николаевич, лукаво улыбаясь. - Безусловно подстаканник! Вот они, красавчики! Самый старый экземпляр - 1888 года. Серебряный! Здесь бронзовые, там - мельхиоровые, 60-х годов прошлого века. Современные же делают из нержавеющей стали…
Конечно, особым вниманием пользуются натурные образцы подвижного состава. Сейчас под новой кровлей, а также под открытым небом выставлены 20 паровозов (в том числе единственный в мире паровоз серии Ь 20-62 - т.н. "кукушка"; единственный в Украине грузовой ЛВ-0407, который привезли за 2,5 тыс. км из Челябинской области). Ещё 30 единиц (вагоны, электровозы, прочая путевая техника) находится на базе запаса под Дебальцево и в некоторых депо.
- Территория музея большая, но не может вместить то количество экспонатов, которыми мы располагаем. Решаем вопрос о включении в финансовый план 2014 года развития дополнительных площадей для размещения нашей техники, - подчеркнул Александр Скубченко - Нам есть что показать, и есть чем гордиться!