Донбасский узел: что дальше? Сценарий третий - наиболее вероятный

Донбасский узел: что дальше? Сценарий третий - наиболее вероятный

Глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко (на фото) в материале, опубликованном "Украинской правдой", привёл возможные сценарии дальнейшего развития ситуации на Донбассе. Первым был: "Реализация Минских соглашений", вторым - "Новая эскалация конфликта на востоке Украины". Третий и, как считает политолог, наиболее вероятный - "Постепенное замораживание конфликта на Донбассе с сохранением политического статус-кво - т.е. разделением Донбасса на украинскую часть и две сепаратистские республики под протекторатом России".

Вот что думает по этому поводу Фесенко:

"Этот сценарий не нравится на Западе и пока не принимается нашими международными партнерами. В Украине он также многими критикуется.

Поскольку на данный момент для всех сторон, связанных с конфликтом на Донбассе и его урегулированием, приоритетным сценарием является реализация Минских соглашений, вариант замораживания этого конфликта официально табуирован.

Однако, когда станет очевидным, что идеалистичная формула примирения с сепаратистами на основе реинтеграции сепаратистских республик в состав Украины при обеспечении автономии этих территорий не может быть реализована на практике, тогда в рамках мирного процесса не останется другого выхода, как сосредоточиться на реальном прекращении огня между конфликтующими сторонами.

Собственно это и может стать предметом новых мирных переговоров после провала Минска-2.

Сценарий "замораживания конфликта" может быть реализован даже в рамках вторых Минских соглашений. Переговоры о политическом урегулировании могут продолжаться и далее, без особой надежды на успех.

Но если после эксперимента в Широкино, будет пошагово проведена демилитаризация других горячих точек с остановкой там активных военных действий, то постепенно можно будет выйти на более-менее реальный режим прекращения огня и в рамках Минска-2.

Этот сценарий, конечно же, не гарантирует быстрого и устойчивого мира.

Какое-то время Россия будет поддерживать контролируемое военное напряжение в зоне конфликта. С обеих сторон хватает и желающих повоевать.

Но и потребность в мире растет с обеих сторон.

Бесконечная война на территории Донбасса вряд ли в интересах России. Она не позволит выйти из противостояния с Западом и хотя бы ослабить режим санкций.

К тому же, эта война в случае ее затягивания будет создавать все больше проблем не только для Украины, но и для России - от финансовых затрат до военных потерь и роста криминальной активности в регионах, граничащих с зоной конфликта.

Когда Россия окончательно убедится в невозможности реализовать свой сценарий мирного урегулирования на Донбассе, тогда она дозреет и до признания сценария замораживания этого конфликта, тем более, что это сохранит для нее возможность и далее влиять на Украину через сепаратистские республики.

Параллельно и Запад осознает, что другого пути к прекращению войны на востоке Украины просто не существует.

При этом придется договариваться и о более надежных условиях прекращения огня и более действенных инструментах контроля над ситуацией на линии разграничения сторон. Кто знает, может все-таки придется подумать над привлечением миротворческого контингента для контроля над буферными зонами в горячих точках зоны конфликта.

Да, замораживание конфликта на Донбассе - далеко не идеальный сценарий. Но это "меньшее зло" по сравнению с войной и более реалистичный сценарий, чем формула мира, зафиксированная в Минских соглашениях.

Следует также учитывать, что пока из всех военных конфликтов на постсоветском пространстве выходили только путем их замораживания.

Как это ни парадоксально, но замораживание конфликта на Донбассе может заложить более надежные предпосылки для постепенного продвижения к миру, а может быть и к реинтеграции этого региона, чем поиск всеобъемлющей формулы мирного урегулирования этого конфликта.

Дело в том, что меняется сама логика движения к миру.

Во-первых, необходимо время для того, чтобы затянулись раны войны и хотя бы немного забылись взаимные обиды. Для преодоления обоюдной ненависти необходим опыт мирного сосуществования.

Во-вторых, прекращение военных действий приведет к достаточной быстрой и существенной активизации экономических и социальных отношений между Украиной и сепаратистскими территориями, но, еще раз подчеркнем, без официального признания сепаратистских республик со стороны Киева.

Эти отношения не прекращались даже в условиях боевых действий, а в относительно мирных условиях они будут развиваться еще сильнее.

Наличие общей инфраструктуры региона с единой системой энерго- и водоснабжения, общими транспортными коммуникациями, взаимных экономических потребностей также будет подталкивать к определенному взаимодействию. Собственно, об этом уже пытаются договариваться и в Минске.

Интересы бизнеса и торговли постепенно начнут брать верх над логикой военного и политического противостояния. Этому будут способствовать и экономические элиты Донбасса, жизненно заинтересованные как в восстановлении нормальных условий для бизнеса в регионе, так и в экономической реинтеграции этого региона с Украиной.

Ведь легальный экспорт продукции, производимой на сепаратистских территориях, можно будет вести только через Украину.

И здесь может пригодиться опыт экономических отношений между Молдовой и Приднестровьем.

Та часть регионального бизнес-класса, которая вынуждена была покинуть этот регион, вернется на малую родину и будет способствовать нормализации отношений с Украиной.

Этому, конечно же, будет противиться "партия войны" в сепаратистских республиках. В Украине, в свою очередь, периодически будет подниматься вопрос об аморальности торговых отношений с сепаратистами и возобновлении экономической блокады сепаратистских республик.

Но блокада целесообразна в период военных действий, в условиях даже относительного мира будут брать верх прагматические экономические интересы. Да и международные партнеры Украины выступят против блокады сепаратистских территорий, поскольку это будет противоречить логике мирного процесса.

Возможность реинтеграции сепаратистских территорий в состав Украины решающим образом будет зависеть от ситуации в России, а в ближайшей перспективе - от тактики Путина.

К полноценному, а не формальному возвращению оккупированных территорий в состав Украины может привести только системный кризис в России и чрезвычайное ослабление российское государства.

Теоретически можно предположить, что Путин все-таки попытается внедрить сепаратистские территории в состав Украины и для этого пойдет на замену нынешнего руководства "ДНР" и "ЛНР", а также на определенные уступки Украине и по проведению выборов на этих территориях и по их будущему политическому статусу.

Но объем таких уступок будет ограничен, так как Россия заинтересована сохранить свое определяющее влияние на эти территории, а через них и на Украину. Не для того велась война на Донбассе, чтобы просто так вернуть Украине мятежные территории.

Поэтому в случае продолжения мирного процесса в зоне конфликта для Украины остается чрезвычайно актуальным вопрос о "политической цене" и последствиях реинтеграции этого региона.

Но пока более вероятным представляется продолжение строительства квази-государств в сепаратистских республиках под протекторатом России.

Изложенные сценарии развития конфликта на Донбассе являются базовыми, очищенными от деталей и конкретики, которые невозможно предсказать. Но именно непредсказуемые события в России, Украине или на территории сепаратистских республик могут существенно повлиять на дальнейшее развитие ситуации в конфликтном регионе.

Вспомним, к примеру, как повлияла на позицию Запада катастрофа малайзийского авиалайнера в небе над Донбассом.

Базовые сценарии редко реализуются в чистом виде. Вполне возможна их комбинация в том или ином виде. Например, смена парадигмы мирного процесса возможна как в случае локальной эскалации конфликта, так и в случае продолжения вялотекущей реализации Минских соглашений.

...Рассматривать какой-либо сценарий развития ситуации на Донбассе как единственно возможный и безальтернативный, было бы чересчур наивно и опрометчиво".

Читайте также:
Донбасский узел: чего хочет Россия
Донбасский узел: киевский пасьянс
Донбасский узел: интерес Запада


Фото: i.obozrevatel.ua
Читайте также: